Консультация для родителей
консультация на тему

Игра- специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение дидактических игр в   разностороннем развитии ребенка

Игра- специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. Использования игры для решения различных педагогических задач способствовало развитию как ее формы, так и содержания. Признавая влияния игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что возможность играть для детей очень важна.

Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности.

Игра, как указывал профессор А.В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества, а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребенок, как и взрослый человек, - существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т.д. Так постепенно формируется личность.

Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т.д.). Маленький ребенок является своего рода носителем определенных биофизических компонентов, которые, с одной стороны, делают его частью природы, а с другой – отличают его от других живых существ, находящихся в природе и социуме.

Педагогика не противопоставляет игру обучению на занятиях, а широко использует их взаимосвязь в процессе воспитательного воздействия на детей. Значительно расширилась тематика и углубилось содержание игр. На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры. Содержание занятий своеобразно преломляется через опыт ребенка, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.

Вместе с тем игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.

Взаимосвязь между игрой и обучением не остается неизменной на протяжении дошкольного детства. В старших группах значительно увеличивается роль самого процесса обучения. Перспектива обучения в школе становится желанной для детей.

Однако игра не утрачивает для них своей привлекательности, изменяется лишь ее содержание, характер. Детей старшей группы интересуют игры более сложные, требующей интеллектуальной активности.

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности.

Особое значение приобретают игровые формы воспитания и обучения, особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая игра оказывает влияние на формирование математических представлений, способствует формированию такого качества ума как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность. Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьевым и другими.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – мертвый груз. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба на захватывает их. Занимательность может быть задана неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, создание проблемной ситуации, необычной формой проведения занятия. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное. Надо найти золотую середину: не усложнять- дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает знаниями.

Три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

Структура и особенности данных игр определяют их большие потенциальные возможности. Уникальное соединение – замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической задачи, свойственные игре, - дает возможность педагогу, с одной стороны, достичь в ходе игры познавательных целей, а с другой – смоделировать различные (реальные и нереальные) ситуации, в которых дети решают игровые, так и познавательные задачи. Балансирование между реальным и образным, существующим и выдумкой, конечно, привлекает внимание детей.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширить и уточнить знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, память, внимания.

Игры с природным материалом позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы. Лучше всего организовывать такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

Настольно – печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно–печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы и т.д.).

Словесные игры- это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяют характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Дидактические игры успешно используются для развития физического воспитания, усвоения элементарных математических представлений, развития речи, ознакомления с окружающим миром и т.д.

Цели использования дидактических игр на занятиях:

  • Цели и задачи использования дидактических игр на занятиях по физической культуре: формирование интереса к спорту, знакомить детей со спортивным инвентарем, учить узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение, развивать мышление, внимание, память, логику.
  • Цели и задачи использования дидактических игр для усвоения элементарных математических представлений. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлении и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
  • Цели и задачи использования дидактических игр для развития речи: развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи.
  • Основные цели и задачи использования дидактических игр для экологического воспитания. Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе. развитие понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней, воспитание бережного отношения ко всему живому, любви к природе, вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Дидактическая игра имеет глубокое воспитательное влияние, о котором писала еще Е.И. Тихеева: «Эти игры нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели – ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность. Если они проводятся живо, дети реагируют на них огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение».

Образность содержания многих дидактических игр позволяет сравнить их со сказкой, но только игра позволяет детям быть активными, что очень важно именно для ребят дошкольного возраста. Действия в дидактической игре могут быть различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющие развивать сенсорные процессы, и заканчивая сложными логическими умозаключениями. Игра органически вписывается во все разделы воспитательно–образовательной работы с детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина. 1970 г.
  2. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. А.А. Смоленцева. 1987 г.
  3. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А. Михайлова. 1990 г.
  4. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. 1986 г.
  5. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Л.Ю. Павлова. 2014 г.
  6. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. М.Д. Маханева. 2009 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 комбинированного вида» г.Саранск

        

Консультация на тему: «Значение дидактических игр в разностороннем развитии ребенка»

C:\Users\admin\Desktop\h4br8873.jpg

Подготовила  воспитатель

Каткова Д.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...