Консультация для родителей по ( Ф.Э.М.П.)
консультация (старшая группа) на тему

Хохрова Людмила Павловна

Консультация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konult_dlya_roditeley.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

   

     Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовом процессе, в рисовании, конструировании.
     К концу дошкольного, началу младшего школьного возраста у детей формируются такие знания о пространстве: как форма (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал); величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам); протяжённость (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно);
положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).
     Овладение указанными знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и использовать словесные обозначения в экспрессивной речи, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.
       Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно - кинестетическим, зрительного и слухового анализаторов входе совершения различных видов деятельности ребёнка, направленные на активное познание окружающей действительности.
      Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно - игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.
      Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Как заниматься с ребенком?

Задание № 1
Цель: выявить понимание схемы собственного тела; пространственных отношений в группе реальных предметов, изображенных на картинке и предметно - игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.
- Подними правую руку.
- Подними левую руку.
- Прикоснись левой рукой к правому уху, дальше аналогично.
2. Усвоение ориентировок слева — справа.
Стихотворение В. Берестова.
      Стоял человек на развилке дорог. Где право , где лево « понять он не мог». Но вдруг ученик в голове почесал той самой рукой , которой писал, . И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и пол подметал, «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево узнал ученик.
3. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой - правой стороны). Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаём.
Знаем лево, знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка!
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
4. Уточнение пространственных взаимоотношений:
- стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
- по инструкции расположить предметы слева и справа от данного ;
- определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа ( «Я стою справа от Жени, а Женя -от меня.»);
- стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у сначала у себя , затем у товарища, левую руку, правую руку и т. д.
5. Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
6. «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Задание №2 

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.
1. «Соколиный глаз.» - соревнование для опытных стрелков.
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и яблоко. Нужно провести ровную прямую линию от лука до яблока не прерываясь и не отрывая руки от листа.
2. «Соревнование - стрельба по тарелочкам.»
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и множество тарелок в разных направлениях. Нужно провести ровные прямые линии от лука до тарелочек не отрывая руки от листа.
3. «Попади карандашом в кружки»
На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.
Движение строго определено.
1-вариант: впервой строчке направление движения слева - направо, во второй строчке справа - налево.
П-вариант: в первом столбике направление движения сверху - вниз, во втором столбике снизу - вверх и т.д.


Задание №3 

Цель: выявить понимание правого и левого направления в пространстве.
1. «Мышиные бега.»
На листе бумаги контуры мышек, бегущих влево и вправо. Требуется раскрасить их в разные цвета.
2. «Полёт ласточек.»  Упражнение аналогичное «Мышиным бегам», но усложнено большим количеством и расположением ласточек.


Задание №4 

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.
1. «Машина едет по дороге»
На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого - дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом.
Можно придумать множество аналогичных игр. Можно использовать для тренировок и прохождение простейших лабиринтов.
2.«Опытный водитель»
3. «И снова за руль» . Второе и третье задания аналогичны первому «Машина едет по дороге.»
4. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;
5. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;
6. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения - дополнительные упражнения, в которых необходимо
а) различить стороны листа; б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
в) обвести контур рисунка;
г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.
7. Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.


Задание № 5
Цель: Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
1. Методика «Грибок». Методика представляет собой задание на дорисовывание картинки, изображающей грибок.
Перед ребёнком лежит лист бумаги с недорисованным грибом и карандаш. Логопед просит дорисовать рисунок.
2.Методика "Домик.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Задание № 6
Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с
рисованием; умение точно выполнять требование ведущего (взрослого);
графические навыки.
1. Графический диктант. Задание выполняется на листе в клетку. Ребёнок должен вести линию из точки так, как ему диктует ведущий. Например: 6 клеток вправо, 2клетки вниз и т. д. В заключении дети сравнивают свой рисунок с образцом.
2. Графический диктант «Вычерти орнамент»
Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
3. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.


Задание № 7
Цель: выявить понимание пространственных отношений «вверх-вниз»,
«сверху-снизу».
1.  Ориентировка на листе бумаги:
Нарисуй в верхнем правом углу листа - солнце, в нижнем левом углу -цветок, в верхнем левом углу листа - тучку (облако), в нижнем правом углу -домик (ёлочку), по середине листа - бабочку (дождик).
Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого - красный.
2. Ориентировка в пространстве:
Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).
3. Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.
Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа: - Куда спрятался котенок? Откуда выскочил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...