Психологические причины детской тревожности
статья на тему

Елена Алексеевна Миронова

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_prichiny_detskoy_trevozhnosti.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические причины детской тревожности

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Тревожность может проявляться у детей ситуативно (если, например, предстоят или уже происходят какие-то важные перемены в жизни). Как правило, она связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму негативных ожиданий. В моей практике часто это связано со школой, готовностью ребенка к ней. Тревога как состояние присуща многим людям. Определенный ее уровень мобилизует наши эмоции и волю, помогает предусмотреть негативные последствия и избежать сложных ситуаций. Этот необходимый «запас тревоги» есть у каждого. Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных и безопасных. И если ребенок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то можно говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожности характера.

На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Признаками повышенной тревожности являются: суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами) или, напротив, мышечное напряжение, скованность, желание много говорить или напряженное молчание, трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка деятельности, боязнь любых, даже маленьких перемен, неуверенность в себе, отказ от новой деятельности.

В настоящее время растет число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. Связанные с тревогой неприятные чувства мешают детям не только в эмоциональном плане, но и препятствуют их социальному и интеллектуальному развитию. 
         Сама по себе тревожность показывает внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям,  по ней можно многое узнать об отношениях со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.  У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Он может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Вместе с тревогой и ощущениями неуспеха у такого ребенка постепенно формируется отношение к себе как к слабому и неумелому. А это, в свою очередь, порождает общую установку на неуверенность в себе и сниженную самооценку
. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. 
         Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагогов или родителей передается ребенку. Имеет значение и климат в семье – обнаружено, что в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.  Чаще   всего детская тревожность является следствием личностной тревожности матери. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, но при этом она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя его от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасений. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. 
          Еще одна причина возникновения детской тревожности может быть связана с тем, что дети в возрасте 5-7 лет начинают подражать, идентифицировать себя с родителем того же, что и они пола. И если соответствующий родитель высокотревожен, то эту черту легко может скопировать ребенок. 
         В детском саду тревожные дети обычно не пользуются всеобщим признанием, но если они хорошо умеют играть (а это для дошкольников основное занятие), то все же не оказываются в изоляции. Но такие их черты как замкнутость, малообщительность, неуверенность в себе мешают находить друзей и партнеров по играм.  Иногда, в качестве компенсации, тревожные дети могут напротив,  быть сверхобщительными,  вести себя назойливо или даже озлобленно.  Другой причиной непопулярности таких ребят среди сверстников является их безынициативность. Здесь появляется риск того, что другие дети начнут доминировать над ними, что еще больше осложнит самочувствие ребенка. 
         В общении тревожные дети проявляют робость, напряженность, они очень чувствительны, не способны постоять за себя. Заниженная самооценка у тревожных детей выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, они иногда любят покритиковать других. 

И, естественно, возникает вопрос о том, как помочь тревожному ребенку?

Родителям и воспитателям важно знать, что:

  • тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие  им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь;
  • ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений;
  • если перемены в семье неизбежны, стоит поговорить ребенка об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу. Отсутствие информации и непредсказуемость жизни – вечные источники тревоги;
  • тревожным детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например,  от игры к прогулке).  Поэтому важно за какое-то время предупредить ребенка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он психологически подготовился;
  • полезно обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела;
  • важно формировать у ребенка адекватную самооценку.  Для этого лучше всего не оценивать его, а интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и почему. Не следует сравнивать ребенка с окружающими;
  • желательно постепенно увлекать ребенка рисованием восковыми мелками и красками (не только кисточками, но и пальчиками), работой с пластилином и глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать, а работа с творческим материалом позволяет им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на «текучем», не строгом материале.

А теперь попробуйте ответить на вопросы анкеты и определите свойственна ли вашему ребенка повышенная тревожность.
Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка

Инструкция: "Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно - минус".

  1. Не может долго работать не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о возможных неприятностях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что снятся страшные сны.
  9. Руки обычно холодные и влажные.
  10. Нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Ключ

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности. Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности,

7-14 баллов - о среднем,

1-6 баллов - о низком.

Литература:

  1. Дерманова И.Б. Психологическая энциклопедия. –- СПб., 2002. Под редакцией Р.Корсини, А.Ауэрбаха – Спб.: Питер, 2006.
  2. Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. – М.: ГНОМ и Д, 2002. –
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая тревога и возрастная динамика. - М.: 1998.
  5. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России. - 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок...

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...

Психологические причины детских заболеваний.

Кратко рассматриваются психологические причины детских заболеваний. Роль семьи в воспитпнии здорового человека. Важность взаимоотношений в семье, эмоционального состояния ребенка....

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению.

Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий,   трудноопределимые предчувствия...

Детско-родительский психологический тренинг "Детская агрессия, как одна из причин жестокого обращения в семье".

Тренинг помогает выявить проблемы в семье, выявить жестокое обращение, насилие. Помогает предотвратить агрессивное поведение и жестокое обращение. Так же способствует сплочению детей с родителями....

Консультация для родителей "Психологические причины детской тревожности".

Консультация для родителей: "Психологические причины детской тревожности"....