Консультация для родителей "А.П. Чехов - детям".
консультация на тему

Сеземина Наталья Николаевна

Педагог предлагает практический материал для родителей, представленный в творчестве Чехова,  как педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p._chehov_-_detyam.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «А.П. Чехов – детям».

«…Художественное произведение

непременно должно выражать

какую-нибудь большую мысль.

Только то прекрасно, что серьезно…»

А.П. Чехов.

1 Введение.

Известно, что А.П. Чехов не любил так называемой «детской литературы». Он говорил: « Писать для детей вообще не умею, пишу для них раз в десять лет и так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Надо не писать для детей. А уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. Е. из настоящих художественных произведений.»

Произведения Чехова, адресованные детям, традиционны в жанровом отношении: басня, рассказ с иллюстрациями, лирическая миниатюра, стихотворение к памятной дате, стихи в детский альбом. Написаны они были Чеховым для детей близких знакомых и для печати не предназначались. Это образцы домашней литературы. В то же время эти сочинения Чехова принадлежат шуточной, юмористической литературе, их автор- юморист, пародист. Шуточные чеховские рассказы написаны для детей с соблюдением формальных правил и норм. В этих рассказах автор разрушает стереотипы мышления, языка, создает альтернативную, возможную реальность.

Произведения Чехова для детей являются не только пародиями на плохие нравоучительные стихи или фальшивые и безграмотные рассказы. Они остаются произведениями для детей, выражают отношение Чехова к читателям-детям, к содержанию и поэтике детского произведения. В то же время они и содержательно и стилистически входят в контекст всего чеховского творчества.

Литературная деятельность А.П. Чехова, как всякого большого писателя, была чрезвычайно многосторонней, а художественное мастерство его было очень многогранным. Оно принимало различные формы в зависимости от материала, тематики, целей, которые ставил перед собой Чехов.

Я хочу проследить глубину содержания рассказов Чехова о детях, отметить психолого-педагогические проблемы воспитания детей, затронутые в этих произведениях, показать черты героев, наиболее характерные для того или иного детского возраста, для постепенного формирования человеческой личности.

Глава 1. Как показаны дети в рассказах Чехова ?

А.П. Чехов написал 23 рассказа, в которых центральными героями являются дети и подростки. Во всех этих рассказах автор вводит читателя в специфический, мало изученный мир,  в область постепенного формирования человеческой личности в детстве, отрочестве и ранней юности. Для показа детской психики Чехов взял наиболее привычный для него жанр короткого рассказа. Несомненно, что воспоминания собственного детства и отрочества нашли отражение в ряде произведений писателя, например, в рассказе «Репетитор» или в повести «Степь». Несомненно, и то, что вся вообще современная Чехову система воспитания была хорошо знакома ему по личному опыту: он изведал ее на себе, в своей семейной и школьной жизни. Однако, основной материал для детских рассказов дали Чехову разносторонние наблюдения над бытом различных слоев русского общества, с которым он соприкасался в 80-е годы 19 века: над бытом мещанства, чиновничества, интеллигенции, крестьян и ремесленников. Это обусловило широту творческого охвата Чехова и большое разнообразие изображенных им детских характеров.

Как всякий писатель-реалист, Чехов в рассказах, посвященных как детям, так и взрослым, ставил своей задачей раскрыть с возможной правдивостью и полнотой человеческую психику, но его интересовали не исключительные натуры, а заурядные, обыкновенные люди. В рассказах, рисующих детей, Чехов говорит о том, что чаще всего можно было наблюдать в жизни. Образы его героев-детей имеют очень широкое, обобщающее значение.

А вместе с тем рассказы Чехова о детях являются убедительным свидетельством художественного мастерства Чехова, сумевшего подметить и правдиво, ярко изобразить черты, наиболее характерные для того или иного детского возраста.

Чехов всегда с полной точностью указывает возраст детей- героев рассказов, это очень важно для понимания характеров, поступков. Вместе с тем типические образы у Чехова всегда даны в «типических обстоятельствах», всегда социально обусловлены: читателю каждый раз ясно, к какой общественной среде принадлежали дети и как в их характерах и жизни отразилось влияние той или иной общественной среды. Типичны и эпизоды, лежащие в основе чеховских рассказов. Чехов с большим искусством строит рассказ на таком эпизоде, который дает достаточный простор и для раскрытия детского характера, и для показа общественных условий, формирующих этот характер.

В 1886 году В. Билибин, секретарь редакции журнала «Осколки», предложил А.П. Чехову написать рассказ о «психологии ребенка двух-четырех лет». Эта тема заинтересовала писателя. В чем своеобразие психологии ребенка? Как воспринимает он привычные для нас явления действительности?- вот вопросы, которые в данном случае волновали Чехова .

Для того, чтобы отчетливее показать это своеобразие, Чехов придумывает  в рассказе «Гриша» следующую ситуацию: маленький мальчик, живший до сих пор в тесном кругу родной семьи, весной, когда стало тепло, попадает на улицу и видит много нового, ему непонятного, естественно, что внимание его чрезвычайно обострено, и он пытается разобраться в новой обстановке.

Рассказ «Гриша» представляет большой интерес  и в психологическом, и в педагогическом отношении. Чехов прекрасно показал своеобразие пробуждающегося сознания  маленького мальчика и ту обывательскую обстановку, впечатления от которой врываются  в душу ребенка и оказывают на нее свое глубокое влияние.

Наибольшее внимание Чехов уделил младшему школьному возрасту. Здесь 13 произведений,  очень различных по сюжетам, по социальной среде, в них изображаемой, и по характерам детей. Это- «Кухарка женится», «Детвора», «Накануне поста» и др.

Здесь дети в большей степени, помимо своего личного мирка, начинают глубоко интересоваться жизнью других людей, стремятся понять взрослых, пока, правда, только тех, с которыми они непосредственно сталкиваются. Недостаток опыта приводит детей, особенно семилеток, к наивным выводам.

В рассказе «Детвора» Чехов показывает, как в возрасте от семи до десяти лет начинают проявляться индивидуальные особенности в характерах детей. Папы, мамы, тети Нади нет дома… В ожидании их возвращения, Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей…играют в лото…Играют дети на деньги. Ставка- «копейка». Индивидуальные различия детей имеют еще зачаточный характер, и деньги представляют для них  условную ценность. Когда, утомленные игрой, дети засыпают на маминой постели, «возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры». А главное, индивидуализация характеров еще не касается социальных отношений. Кухаркин сын Андрей для хозяйских детей еще равноправный партнер, товарищ в общей игре, и они ничего не имеют против того, чтобы на маминой постели и он «примостился заодно с ними». Эта общность интересов детей, независимо от различий в их социальном положении, подчеркнута Чеховым в самом заглавии рассказа, имеющим обобщающий смысл: «Детвора».

Глава 2. Педагогические взгляды А.П. Чехова в рассказах о детях.

Однако не следует думать, что Чехова интересуют дети не только в психологическом плане: рассказы Чехова о детях обычно имеют общественную направленность и ставят перед собой вопросы педагогические.

Чехов был не только психологом, но и педагогом. Его педагогические взгляды шли вразрез с господствовавшей в его время системой воспитания и , несомненно, были прогрессивны.

Испытав на самом себе суровый, или, по выражению Чехова, «каторжный» режим семейного воспитания, пережив бездушный формализм казенной гимназии, Чехов был решительным противником семейного гнета, деспотизма, чинопочитания, религиозной обрядности- всего того, что стесняло свободное развитие личности ребенка и подростка.

Основная проблема, нашедшая художественное выражение в 23 рассказах Чехова, посвященных детям, - это проблема о соотношении между ростом личности ребенка и воздействием на него общественной и семейной среды. Изучение этих рассказов дает возможность установить, какие характерные особенности указывал Чехов для каждого из периодов развития ребенка, а с другой стороны, в чем он усматривал влияние окружающей среды на формирование характера ребенка и подростка и как расценивал это влияние, исходя из своих прогрессивных педагогических взглядов.

В рассказах, рисующих младший дошкольный возраст, с особенной ясностью ставится основная, интересующая Чехова проблема, проблема формирования детского характера под воздействием семейной и общественной среды. Это воздействие часто бывает стихийным, определяется той бытовой обстановкой, в какой живут дети, а бывает и осознанным, целенаправленным, продиктованным теми или иными педагогическими взглядами родителей и воспитателей. В рассказах Чехова показана и та и другая форма воспитательного воздействия.  Влияние первого рода, влияние на детей традиционного устойчивого мещанского быта, показано Чеховым  в рассказах «Накануне поста», «На страстной неделе».

Чехов на собственном опыте убедился в том, как крепко оседают в душе ребенка эти изо в день повторяющиеся впечатления и как трудно потом от них освобождаться. Недаром прочные навыки, создаваемые этим влиянием традиционного быта, Чехов называл духовным «рабством».

Тема формирования личности ребенка под воздействием новой среды ставится Чеховым в рассказах «Ванька» и «В приюте для престарелых и больных», но только тема эта в указанных произведениях раскрывается в более остром социальном плане.

Рассказ «Ванька» представляет собой резкий протест Чехова против широко распространенной в его время эксплуатации детского труда. Крестьянский мальчик Ванька Жуков, сирота, лишившийся отца и матери, отдан в город, в ученье сапожнику Уляхину. Жизнь Ваньки у сапожника- настоящая каторга: тяжелый труд и днем и ночью, недоедание, грубое обращение хозяев и подмастерьев, постоянное битье «чем попадя». И может быть, самое ужасное в жизни Ваньки- безысходность его положения: помощи нет, и ждать ее не от кого.

Наиболее полно раскрывает Чехов проблему воздействия новых условий на формирующуюся личность ребенка в повести «Степь». Егорушку, десятилетнего мальчика, оторвали от привычной обстановки в доме матери и везут теперь в далекий город. Он должен поступить в гимназию. Чехов  с присущей ему яркостью показывает, какие разнородные воздействия испытывает Егорушка в пути.

Герои рассказа «Мальчики» - гимназист второго класса Чечевицын,  именующий себя «Монтигомо- Ястребиный коготь», и его товарищ Володя Королев- поддались этой «доброкачественной заразе»- задумали бежать в Калифорнию. Чехов показывает как теневую сторону детской авантюры- страшную тревогу, какую вызвало в семье неожиданное исчезновение мальчиков, так и сторону смешную, комическую.

Таким образом, Чехов показал себя в рассказах о детях не только психологом, но и педагогом.

Чехов показывает читателю окружающий мир глазами ребенка. Этот мир реалистичен, зачастую жесток, но и дети воспринимают его с присущей им добротой и открытостью. После этих рассказов начинаешь по-другому смотреть на тех, кто младше тебя, осознаешь ответственность за каждое сказанное им слово. Дети с жадностью ловят каждый момент жизни, они не ждут от окружающих зла и желают другим самого лучшего- и в этом их уязвимость. Ребенка легко сделать счастливым ,намного легче, чем взрослого, но его легко ранить. Мы часто замечаем детские слезы, хотя надо бы чаще обращать внимание на то, куда смотрят широко открытые глаза ребенка. Если его взгляд восторженно направлен в небо, на звезды- значит, нужно смотреть туда вместе с ним и наслаждаться каждым моментом. Если же глаза «потухли» и ищут поддержки- нужно дать ребенку руку и поговорить с ним о чем-нибудь хорошем.

Хотя рассказы Чехова называются детскими, их должны чаще читать не дети, а взрослые, чтобы не забывать о том, что они тоже когда-то были маленькими.

Глава 3. А.П. Чехов- мастер художественного слова.

Анализируя рассказы Чехова о детях, необходимо помнить о том, что перед нами не специалист в области психологической и педагогической науки, а писатель и художник. Поэтому понимание рассказов Чехова о детях будет не полным, если не затронуть вопрос о творческом методе писателя, о тех приемах композиции и языка, какие применялись им в его художественных обобщениях.

Художественное мастерство Чехова в рассказах о детях- большой вопрос, заслуживающий особого исследования.

Как известно, любимый жанр детей –это сказка. Подобное определение жанра присуще рассказам Чехова «Каштанка» и «Белолобый». И оно не случайно. А.П. Чехов прекрасно разбирался в литературных приоритетах подрастающего поколения и, конечно, знал, что любимым жанром детей является сказка, привлекающая юных читателей занимательным сюжетом и чудесными приключениями героев. Присущ этим рассказам и элемент таинственности, также характерный для многих сказок. В «Каштанке» персонажами рассказа являются как домашние животные, так и люди. Создавая образы своих героев, Чехов изумляет портретным мастерством, умением художественно- выразительными штрихами нарисовать внешний и внутренний облик человека и животного.

А.П. Чехов придавал большое значение эмоциональной стороне литературных произведений для детей. В связи с этим характеры своих персонажей, их душевное состояние писатель раскрывает в конкретных жизненных обстоятельствах. Чередуя светлые и радостные с весьма драматичными.

Появившись в печати, «Каштанка» сразу завоевала признание маленьких читателей. По этому поводу А.П. Чехов писал: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут что-нибудь необыкновенно умное. По их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке». Через 8 лет после создания «Каштанки» автор пишет рассказ «Белолобый». Это первое и единственное произведение писателя, специально созданное для детей и напечатанное в детском журнале. В основу сюжета «Белолобого» положен рассказ о приключениях щенка, случайно оказавшегося в логове волчихи. Был у главного героя и реальный прототип. События в рассказе развиваются очень увлекательно и динамично. Учитывая особенности детского восприятия, А.П. Чехов начинает повествование сразу, без каких-либо вводных описаний и лирических отступлений. Животные показаны в весьма занимательных ситуациях. Весь рассказ проникнут жизнерадостным настроением, добродушным юмором, в то же время имеет познавательное значение: знакомит детей с особенностями поведения и повадок молодых животных.

Рассказы «Каштанка» и «Белолобый» представляют собой классические образцы приключенческого жанра о животных, воспитывающие в детях интерес и любовь к ним, демонстрирующие ценность таких чувств, как преданность, привязанность. Они насыщены эстетическим содержанием и совершенно лишены навязчивого дидактизма. Не случайно А.П. Чехов сделал главными героями своих детских рассказов собак. Писатель придавал большое значение роли домашних животных в воспитании и жизни молодого поколения.

В рассказах Чехова о детях проявились основные черты его художественного творчества: лиризм, связанный с его гуманностью, любовью к родине и верой в прогресс. Это сочетание лирического, комического и сатирического характеризует рассказы Чехова, посвященные детям.

В этих рассказах Чехов предстает перед нами как писатель-гуманист, проникнутый нежной любовью к детям. Любовь эта не имела в себе и тени сентиментальности, не придавала образам детей никакой слащавой идеализации: Чехов и в этих рассказах оставался реалистом, отражающим жизнь с безусловной правдивостью и разносторонностью. Но любовь Чехова к детям проявилась в полном их понимании и в стремлении привлечь внимание взрослых к своеобразию их душевной жизни. Передавая переживания детей, Чехов как бы перевоплощается в своих маленьких героев и смотрит на мир их глазами.

Наряду с лиризмом в рассказах Чехова со всей силой проявляется мягкий юмор по преимуществу там, где он говорит о детях, и сатира там, где Чехов обличает все затхлое в жизни современного ему общества, не дававшее простора развитию личности ребенка, прививавшее ему мещанские, обывательские взгляды и привычки. В юморе, как известно, смех над недостатками человека может сочетаться с симпатией или жалостью к этому человеку. Именно таким был юмор Чехова, когда он писал о детях. Юмор этот для Чехова определяется самой природой детской психологии, противоречием между присущим детям стремлением подражать взрослым, делать то, что делают окружающие люди, и невозможностью осмыслить деятельность взрослых  в силу крайней ограниченности детского жизненного опыта. Это противоречие и вызывает у Чехова, а вслед за ним и у читателя впечатление комического, смешного.

Но, Чехов, отмечая комическое в поведении детей, не смеется над ними, так как понимает закономерность их наивности, а главное- любит детей.

Иной характер имеет смех Чехова, когда он направляет его на семейный деспотизм. Юмор Чехова переходит в сатиру.

В чем особенности композиции чеховских рассказов о детях? Отличительная особенность большинства этих рассказов, тесно связанная с их идейным содержанием, - двупланность построения. На первом плане, на авансцене рассказа Чехова обычно основные герои-дети: описывается их наружность, действия, впечатления, переживания. Но за этой главной картиной читатель видит одновременно и другую картину: жизнь взрослых, так или иначе воздействующих на детей. Композиционно эти два плана объединяются по-разному. Таким мастерством Чехов владел в совершенстве. Многоплановость, присущая его рассказам о детях, создает у читателя впечатление не пестроты и разбросанности, а стройного единства, так как определяется основной установкой у Чехова: показать влияние общественной и семейной среды на формирование личности ребенка и подростка.

Та же предельная согласованность, то же полное подчинение отдельных частей целому характеризуют мастерство Чехова и в обрисовке каждого персонажа. Дети у Чехова всегда наделены точно определенными чертами, и эти их основные качества последовательно и вполне выдержанно раскрываются в сюжете рассказов.

Мастерство Чехова в рассказах о детях проявляется так же и в языке, в речевой характеристике персонажей, в диалоге. И в этой области, характеризуя средствами языка, как детей, так и воздействующую на них среду взрослых, Чехов пользуется теми же художественными  приемами, какие были характерны для его творчества в первый период литературной деятельности. Жанр короткого, но содержательного рассказа требовал от Чехова предельной сжатости не только композиции, но и языка.

Чехов очень большое внимание уделял приему речевой характеристики, добиваясь того, чтобы читатель на основании только особенностей речи героя, без всяких авторских указаний, получал ясное представление о его характере, возрасте, социальном положении, профессии… Приемом речевой характеристики пользовался Чехов и по отношению к детям, учитывая, однако, при том, что речь детей имеет свою специфику, что она изменяется с возрастом, находится в постоянном развитии и еще не отстоялась, как это обычно бывает у взрослых, не приобрела той устойчивости, по которой можно безошибочно судить о характере и взглядах  взрослого человека.

Средствами языка Чехов передает и возрастные особенности детей, и различие в их социальном положении. Возрастные особенности речи выдвигаются Чеховым на первый план в характеристике маленьких детей.

Таким образом, в рассказах Чехова о детях появились основные черты его художественного творчества: лиризм, связанный с его гуманностью, любовью к родине и верой в прогресс, юмор, переходящий в сатиру, в обличение всего того, что мешает расцвету в жизни правды, свободы, красоты. Это сочетание лирического, комического и сатирического характеризует рассказы Чехова, посвященные детя

3  Заключение.

Тема, затронутая в моей работе, очень актуальна и в настоящее время. Конечно, временное несоответствие эпохи Чехова и  в наших дней велико, но многие психолого- педагогические проблемы в воспитании детей, показанные Чеховым, возникают и у современных родителей. Поэтому я считаю, что поучительно почитать эти рассказы и настоящим, и будущим родителям, ведь написаны они в своем большинстве для взрослых.

На основе исследования художественного мастерства писателя я проследила глубину содержания рассказов Чехова о детях, отметила психолого- педагогические проблемы воспитания детей, затронутые в этих произведениях, показала черты героев, наиболее характерные для того или иного детского возраста, для постепенного формирования человеческой личности.

Рассказы Чехова о детях являются убедительным свидетельством художественного мастерства писателя, сумевшего ярко изобразить черты, характерные для того или иного детского возраста, и показывают А.П. Чехова с той стороны его творчества, которая до сих пор оставалась в тени, Чехова- изобразителя подрастающего поколения своей эпохи, психолога и педагог

4 Использованная литература.

  1. Бунин И.А.  О Чехове // Бунин И.А.  Собрание сочинений в 6 т. Т 6.-М., 1987-1988
  2. Голубков В.В. Рассказы А.П. Чехова о детях / В.В. Голубков // Творчество А.П. Чехова.- М., 1956.-С. 185
  3. Книппер- Чехова О.Л.  Из первых встреч  с Чеховым в Ялте.- М., 1999.-С.230
  4. Леонидов Л.М. Прошлое и настоящее. Из воспоминаний о Чехове.- М., 2009.-С. 245
  5. Чехов в воспоминаниях современников. Изд. 3-е, доп.-М., 2002
  6. Толстой С.Л. Творчество Чехова.-М.,2000.-С.180

Интернет-ресурсы

  1. Википедия. Чехов Антон Павлович. http//wikipediya-checkow

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителеей "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Гтовность к школе."

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность ег...

Консультация для родителеей

Консультация  "Взаимодействие педагогв и семьи в познавательно - речевом развитии детей" поможет родителям в работе с детьми по развитию словаря....

Консультация для родителеей "Дорожная азбука"

Информация для родителей по расширению возможностей семьи в обучении дошкольников правилам поведения на дороге с целью предупреждения ДТП с участием детей....

Консультация для родителейи "Воспитание патриотических чувств"

Консультация для родителей.« Воспитание патриотических чувств»...