Что важно знать о самооценке вашего ребенка
методическая разработка на тему

Тягунова Ирина Николаевна

Что важно знать родителям  о самооценке ребенка? Уважаемые родители! В статье Вы узнаете о важных сообщениях взрослых ребенку в каждый период его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samootsenka.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие мамы и папы!

Уважаемые бабушки и дедушки!

Любовь к детям нужно выражать в ясной и понятной им форме.

Дети ищут подтверждения того, что они любимы,

 в отношении к ним, в нашем голосе, глазах, жестах.

Поэтому как можно чаще целуйте

и обнимайте своих детей, разговаривайте с ними,

 слушайте их, смотрите на них с любовью и нежностью.

Наш разговор  об очень важном качестве   человека –  это самооценка. Что это такое? Сказка американских индейцев поможет  понять значение самооценки в жизни человека.

«Молодой индеец, одиноко прогуливался в лесу и нашёл яйцо орла. Думая, что это яйцо степной курицы, он положил его в гнездо степной курицы.

Птенец появился на свет в окружении кур. Он стал ходить, как курица, кудахтать, как курица, клевать крошки, как курица.

В один прекрасный весенний день молодая птица увидела нечто необыкновенное – это была огромная птица, которая взлетела, планируя в воздухе с необычайной красотой.

-Что это за птица?- спросил молодой орел, выросший среди степных кур.

  • Это орёл, прекраснейшая из всех птиц!
  • Орлёнок подумал о необыкновенном даре уметь летать с такой грацией. Но так как он не знал, что никогда не сможет стать орлом, то быстро забыл о своей мечте.

Он прожил всю жизнь и умер, думая, что был степной курицей.»

Итак, самооценка человека влияет на все, о чем он говорит, что думает, что делает. Легко распознать человека с устойчивой адекватной самооценкой, так как он наслаждается жизнью, он есть то, чем хочет быть, и делает то, что хочет, он способен принять ответственность за свою жизнь, не осуждая других и не ища оправданий.

      И наоборот, человек с низкой самооценкой сталкивается с многочисленными трудностями в своей личной, общественной и профессиональной жизни. Он ощущает себя лишним, испытывает чувство вины, не уверен в самом себе.

Большинство людей в зависимости от обстоятельств колеблются между хорошей (адекватной) и плохой(низкой) самооценкой. Некоторые из них имеют высокую самооценку относительно своих профессиональных возможностей, но не чувствуют себя достойными любви, другие считают, что могут быть любимыми, но не чувствуют себя компетентными. Самооценка всегда относительна, она связана с подвижной  шкалой. Когда мы становимся взрослыми, наша самооценка начинает зависеть от более глубоких причин, таящихся в нас самих. Она основана на том, что мы думаем о самих себе, какими видим себя, на том, что мы чувствуем по отношению к собственной персоне. У детей нет дара развивать самооценку. Становясь взрослыми, они ищут, и часто напрасно, кого-то или что-то, что помогло бы им обрести её. Никто другой не может  заставить его почувствовать, что он достоин быть любимым и компетентным, - это работа собственного развития, которую сможет выполнить только он сам. А пока ребенок растёт, сформировать устойчивую (адекватную) самооценку помогут близкие ему люди.

Сообщения ребенку от 18 месяцев до 3 лет

( период развития самостоятельности)

      Чтобы двигаться по направлению к самостоятельности, ребенок в возрасте от 18 месяцев до 3 лет должен научиться думать и решать проблемы, выражать себя и управлять  своими эмоциями.

       Ему нужно проверить свои ограничения и сталкиваться с новыми, подчиняться таким простым приказам, как: «Иди сюда», «Останься здесь», «Иди туда», «Стой».

        Ему требуется выражать свой гнев и осознавать, что он не центр вселенной.

        У тех, кто его окружает, появляется новая ответственность установить разумные ограничения и заставить соблюдать их. Они способны думать о ребенке, принимать его позитивные и негативные чувства, учить ребенка думать о чувствах других.

        Одно из самых больших испытаний для родителей и окружающих состоит в том, чтобы избегать ситуаций, когда один выигрывает, а другой терпит поражение, они должны обучать ребенка умению договариваться.

      Всеми средствами родители и окружение не должны недооценивать ребенка, унижать его и заставлять стыдиться. Эти три причины часто лежат в основе низкой самооценки.

Наиболее полезные для ребенка сообщения в этот период времени:

  • « Я счастлив, что ты размышляешь».
  • «Я принимаю, что ты выражаешь свой гнев, но не позволю, чтобы ты вредил самому себе и другим».
  • «Ты имеешь право говорить «нет» и сколько хочешь проверять свои ограничения».
  • «Ты имеешь право одновременно думать и чувствовать».
  • «Ты имеешь право знать то, что ты хочешь, и просить помощи».
  • «Ты имеешь право отделиться от меня, а я буду продолжать тебя любить».

Сообщения ребенку от 3 до 6 лет

(период развития «идентичности» и «умения»)

    На протяжении этих трех лет ребенок очень многому учится, устанавливает свою идентичность, понимает, каким образом можно влиять на уже установившиеся отношения с другими.

         Он понимает, что всякое поведение имеет свои последствия, что социально приемлемое умение вести себя имеет много преимуществ, он открывает мир, осознает собственное тело и роль, отведенную существам его пола.

    Если родители и окружение ребенка имеют высокую самооценку, он учится у них, как развивать свою собственную.

    Сообщения, полезные для него в это время:

  • «Ты имеешь право изучать себя самого и учиться понимать других».
  • «Ты имеешь право пробовать свои силы, но в то же время просить помощи».
  • «Для того чтобы быть сильным, ты имеешь право пробовать разные роли и манеру поведения».
  • «Ты имеешь право узнавать последствия твоего поведения».
  • «Я принимаю все твои чувства».

  Он учится на своих ошибках, учится слушать, он пробует свои способности делать и думать, открывает структуры, существующие вне его семьи.

    В этот период жизни ему нужны следующие сообщения:

  • «Ты имеешь право думать, прежде чем сказать «да» или «нет», и учиться на своих ошибках».
  • «Ты имеешь право доверять своей интуиции, чтобы принять то или иное решение».
  • «Ты имеешь право открывать, как создавались вещи, которыми ты пользуешься».
  • «Ты имеешь право изучать правила, которые помогут тебе жить рядом с другими».
  • «Ты имеешь право видеть то, что реально, и то, что не является им».
  • « Мне нравится личность, которой ты являешься».

Сообщения ребенку от 6 до 12 лет

(период развития его структуры)

Этот период считается особенно важным для формирования самооценки. В это время ребенок создает свою внутреннюю структуру, в которой происходит понимание правил и их важность, а особенно развиваются многочисленные умения и выстраиваются многие знания.

  • «Ты имеешь право учиться, когда и как быть несогласным».
  • «Ты имеешь право просить помощи».
  • «Я люблю тебя даже тогда, когда ты не согласен со мной».
  • «Мне нравится расти вместе с тобой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать, если у вашего ребенка обнаружено плоскостопие

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Я пред...

Адекватная самооценка вашего ребенка

Адекватная самооценка вашего ребенка...

Консультация для родителей: «Развитие правильной речи – важная предпосылка успешного обучения вашего ребенка в школе»

Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познав...

Консультация для родителей: «Развитие правильной речи – важная предпосылка успешного обучения вашего ребенка в школе»

Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познав...