Использование игровых приемов при нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Статья содержит рекомендации по использованию различныхигровых приемов для формирования послушания, стремления к самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов при нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Часто нам бывает проще сделать что-нибудь за своего ребенка, потому что, по правде говоря, мы умеем делать все гораздо быстрее и рациональнее. Но, поступая таким образом, мы лишаем его возможности познавать жизнь на собственном опыте. Если ваш ребенок пытается надеть ботинки и говорит вам: «Я не умею», а вы знаете, что раньше он справлялся с этим сам, улыбнитесь и выйдите из комнаты. Ни в коем случае не упрашивайте его и не стойте у него «над душой».

Вы дадите ребенку ощущение, что в него верят, а это чувство способно подтолкнуть его к совершению таких поступков, которые он считал непосильными для себя.

Убедитесь, что у вашего ребенка есть определенные обязанности и он вносит свой вклад в семейные дела.

Один из лучших способов помочь ребенку ощутить свое достоинство – дать ему как можно больше возможностей, чтобы принести пользу всей семье. По возможности, меньше загружайте его «делами низкого достоинства», такими как вынос мусора и уборка грязи за собакой. Включайте в его обязанности составление семейного бюджета, покупки или приготовление пищи. Пусть ребенок знает, насколько важен его личный вклад в семейные дела.

Хорошо использовать прием параллелизма, предоставляющий ребенку возможность делать вместе или рядом, то же самое таким же образом, как это делают другие дети или взрослые. В связи с этим предложением взрослого «делай, как я» или «делай, как твой товарищ» становится конкретным, наглядным способом обучения.

Прием параллелизма, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает излишние назидания, наставления. Ребенку легко равняться на образец, так как он видит и действует одновременно. Этим приемом широко пользуются и педагоги и родители.

Известно, что чем младше ребенок, тем он способен контролировать свои действия. Даже зная правила поведения, дети часто их нарушают, так как не всегда могут руководствоваться ими в новой ситуации. Например, в детском саду ребенок всегда убирает за собой игрушки, а дома не делает этого, так как не может сам примерить известное ему правило «убирай на место» в новой обстановке, а родители не напоминают ему об этом.

Формируя у детей готовность к послушанию, воспитатель применяет также косвенные приемы. Так, старшим дошкольникам иногда достаточно лишь наметить линию поведения: «Ты большой, и наверное, не стоит напоминать тебе, как нужно вести себя». «Ты большой» - это один из стимулов морального роста ребенка. Такой прием рассчитан на естественное стремление дошкольника быть похожим на взрослых, на пробуждающееся в нем чувство собственного достоинства.

Воспитатели и родители часто используют косвенные приемы и по отношению к малышам. Например, мать говорит трехлетней дочери: «Как только ты уберешь свои игрушки, пойдем гулять». Такое указание звучит мягко и категорично. Прямолинейное распоряжение: «Убери сейчас же свои игрушки» - может вызвать у ребенка отпор. В первом случае малышу кажется, что он сам хочет сделать так, как говорят старшие; во втором – требуется механическое подчинение, ребенку отводится лишь пассивная роль исполнителя.

Необходимо добиваться, чтобы указания вызывали у ребенка положительную реакцию.

Отец ведет своего четырехлетнего сына в детский сад и беседует с ним:

- Ты и сегодня будешь слушаться воспитательницу, не правда ли? Конечно, и плакать не будешь при расставании. А вечером, когда я приду за тобой, воспитательница опять похвалит тебя. Мне будет приятно, что у меня такой послушный сын.

Этот прием, основанный на знании психологических особенностей дошкольников (внушаемость, стремление быть хорошим), создает у них желание оправдать доверие старших. Конечно, это не значит, что ребенок всегда и во всех случаях будет действовать так, как предполагают взрослые. Также не всегда и не во всех случаях можно предусмотреть возможные отрицательные проявления. Однако, хорошо зная ребенка и его особенности, можно предвидеть его реакцию.

Одним из действенных средств нравственного воспитания является игра. Нельзя не учитывать, что ребенок не всегда способен вникнуть в суть объяснений. Зато все, что связано с игрой, для него близко и понятно и выполняется им без напряжения.

Например, не всегда можно заставить малыша убрать за собой игрушки. Но если взять в руки любимого мишку или зайку и от его имени попросить ребенка об этом, то результат будет положительный.

Игровые приемы – это самые мягкие способы, создающие у детей желание слушаться. Их можно сравнить с волшебной палочкой, которая в руках опытного педагога дает возможность руководить поведением детей, не испытывая никакого сопротивления с их стороны.

Кубики строительного материала изображают ряды солдат. Саша громко отдает приказания.

- Саша, складывай кубики и собирайся гулять, - говорит воспитатель мальчику.

- Какие же это кубики! Это солдаты, а я их капитан.

- Все ребята уже готовы, тебя ждут.

- Ну и что! Я командир, а командиром не командуют!

Кажется, назревает конфликт. Педагог хорошо знает своего новичка – упрямец! Но она находит нужный подход к нему.

- Товарищ капитан, слушайте мою команду! Я майор, ваш начальник. Приказываю немедленно собираться на прогулку.

Разве можно ослушаться, если старший по чину отдает приказ!

Игровой прием создает видимость добровольного подчинения, исключает какое-либо принуждение. Малышу кажется, что он действует так по своему желанию, в то время как он подчиняется воле взрослого. В этом особая ценность игровых приемов, они с успехом могут применяться и к малышам, и к детям старшего дошкольного возраста, особенно склонным к проявлению капризов и упрямства. Нужно только, чтобы образцы, с помощью которых взрослые воздействуют на ребенка, были интересны, близки и понятны ему.