ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
консультация (младшая группа) на тему

петрова ирина михайловна

Давайте посмотрим с точки зрения отношения  ребенка к природным объектам, что получается, если      ребенок может разгонять птиц и ему  это доставляет удовольствие.

В этом случае он действует  с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребенка формируется представление  о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребенок сильнее червей, бабочек, кузнечиков, он  может их ловить, топтать. Пока не осознанно, но под нашим влиянием это закрепляется  и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем  это может стать нормой жизни. Недоброжелательное  отношение ко всему живому   переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_hudozhestvennoy_literatury.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

В  ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ  ДОШКОЛЬНИКА  В  СЕМЬЕ

Консультация для родителей

Цель консультации. Помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой. Задуматься о природе.

Давайте с  Вами    обсудим следующую ситуацию: гуляя в парке вместе с ребенком, вы видите стаю голубей. Ребенок бежит радостный и разгоняет   птиц.

Вопросы:

  1. Ваше отношение к этому?
  2. Как Вы считаете, в данной ситуации следует поощрять действия ребенка или же у Вас возникают другие чувства. Как Вы поступите?
  3. Какие нравственные качества  будут формироваться у ребенка в результате поощрения его действий?

Давайте посмотрим с точки зрения отношения  ребенка к природным объектам, что получается, если      ребенок может разгонять птиц и ему  это доставляет удовольствие.

В этом случае он действует  с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребенка формируется представление  о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребенок сильнее червей, бабочек, кузнечиков, он  может их ловить, топтать. Пока не осознанно, но под нашим влиянием это закрепляется  и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем  это может стать нормой жизни. Недоброжелательное  отношение ко всему живому   переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. Не кажется ли Вам, что  здесь  прямой перенос на взрослого ( внук сильнее бабушки).

Давайте с Вами  подумаем, если ребенок маленький, то он делает это от незнания, как поступить. Но если так действует    старший дошкольник, то это уже хуже. Что можно предложить ребенку в данной ситуации?

  1. Предложить понаблюдать за птицами, что они делают, чем занимаются?
  2. Показать ребенку, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не      следует им мешать. Понаблюдать за ними, как они общаются, чем питаются. Учить детей не мешать живым существам, а оберегать их. И тогда, прежде чем  бежать и разгонять стаю, ребенок задумается- а надо ли им мешать.

Наша задача заинтересовать ребят жизнью других живых существ и поддержать этот интерес.

Неправильные поступки  детей в природе      часто связаны с отсутствием  достаточного количества  знаний у детей. Чем мы в семье можем помочь ребятам?  Конечно, можем что –то рассказать им     из своего опыта, так как  сами имеем   знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме    сообщить эти знания  детям. И верным нашим помощником в данном случае   являются книги, наша детская литература.

Как  Вы покупаете книги своему ребенку?

На что обращаете внимание?

Как Вы читаете книги?

Надо ли учитывать возраст детей при чтении литературы?

Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет  малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникло желание  любоваться всем живым  и  беречь его – все это  красиво, прекрасно.

А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения  на взаимоотношения с людьми, которые  окружают ребенка.

Часто ли Вы читаете книги вместе с ребенком?

В какое время читаете?

Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям?

Обсуждаете ли  Вы прочитанное вместе с ребенком?

Нужно ли это делать?

Как Вы считаете, оказывает ли литература влияние на поведение ребенка?

Меняется ли отношение детей к окружающей природе после чтения, бесед?

Предложить родителям  на выставке выбрать книги для своего ребенка о природе. Обосновать свой выбор. Почему именно эту книгу? Доступна ли она ребенку? Чему она его научит? Обговорить с родителями, что прежде чем читать необходимо:

Во – первых, самим познакомиться с содержанием

Во – вторых, учитывать возраст ребенка,  поймет ли ее ребенок

В – третьих, постараться выбрать время, чтобы   при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела.

В – четвертых, обговорить прочитанное, задать ребенку несколько вопросов, выяснить, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.

И наконец, можно рассмотреть иллюстрации, но не самим рассказывать, а предложить ребенку самому рассказать. Можно также вместе с детьми  смотреть  телепередачи. Хорошо также  иметь дома подборку открыток с природоведческим содержанием, набор диафильмов и слайдов. Также, кроме детской литературы, неплохо иметь  подборку литературы для взрослых.

И наконец, никакие книги, никакие разговоры  не помогут, если мы сами будем  негативно относиться к животным и растениям, если  мы не будем поддерживать интерес к природе, не будем учить детей любоваться ее красотами, если  не будем практической  деятельностью в природе оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой  доставляла детям удовольствие.

В заключении разговора хочется пожелать  вам успехов в воспитании ваших детей. Если у вас в дальнейшем возникнут какие – то вопросы и будет нужна помощь, то, пожалуйста, обращайтесь. Постараемся  вам помочь.