Роль природы в формировании личности дошкольника
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

петрова ирина михайловна

Природа - важнейшее средство воспитания и развития ребенка .Сколько открытий делает ребенок общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо увиденное малышом. . Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_prirody_v_formirovanii_lichnosti_doshkolnika.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль природы в формировании личности дошкольника

  Природа - важнейшее средство воспитания и развития ребенка .Сколько открытий делает ребенок общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы(песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года, и  когда

вокруг лежит снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает  многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются  первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие  связи и  отношения между природными явлениями  дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу  развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и  идейно- мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание  взаимосвязей явлений природы лежит в основе  последующего формирования у детей материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения детям предлагается  использовать на практике: ребята  увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек и т. д. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование  знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей  вид труда, имеющий  ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда  в природе  укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна  роль педагога- его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.

Поговорим о задачах, стоящих перед педагогом, знакомящим детей с природой. Первая задача- формирование у детей  элементарной  системы знаний. Она включает  знания об ее объектах и явлениях( их признаки, свойства), а также связях и отношениях между ними. С усвоением системы знаний  связано развитие у детей  познавательного  отношения к природе. Оно проявляется в  любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Знания о природе побуждают детей бережно относится к ней. Добрые дела и поступки  подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вторая задача- формирование у детей трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются - в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в  природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание  ухаживать за растениями и животными.

Еще одна задача, и самая  главная, формирование у детей любви к природе. Она вытекает из  необходимости охраны природы - насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как  ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение  имеют так же знания о живом организме, умение отличить его от   объектов неживой природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е. воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит  и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое  восприятие  обеспечивается непосредственным, живым  общением с природой. Наблюдение красоты природных явлений- неисчерпаемый источник эстетических  впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать   прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием  красоты наблюдаемых явлений. Важно установить формы  взаимосвязей природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей способности воспринимать, чувствовать природу, сопоставлять наблюдаемые    явления с художественными образами, мотивированно оценивать их.

Нравственно- эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок  воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, познавая образы    художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах художественной  деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, используя выразительные средства художественного слова.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны- необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога  умения   использовать разнообразные методы работы с детьми ( наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.д.) в их взаимосвязи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Эссе на тему "РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя…...

Роль природы в формировании личности дошкольника

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь....

Роль природы в формировании личности дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны ...

Роль природы в формировании личности дошкольника.

    Решение задач экологического воспитания...

Роль природы в формировании личности дошкольника.

    Решение задач экологического воспитания...

Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного...