Игры для маленьких детей (от года до двух лет)
консультация (младшая группа) на тему

Кузьмина Елена Владимировна

Малышу исполнился год. Ребенок пытается стать более самостоятельным, проверить свои  возможности, познать окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_malenkih_detey.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для маленьких детей (от года до двух лет)

Малышу исполнился год. Ребенок пытается стать более самостоятельным, проверить свои  возможности, познать окружающий мир.

На втором году жизни ребенка происходит бурное физическое развитие. Не останавливают кроху падения и ушибы. Малыш готов часами упражняться в ходьбе. Ходьба открывает все новые возможности для познания окружающего мира малыша. Он уже по-другому воспринимает пространство, дотягивается до ранее недоступных предметов,  и, наконец, уже  может стоя держать игрушку обеими руками. Самые обычные предметы домашнего обихода - кастрюли, деревянные ложки, прищепки и коробочки - приводят ребенка в неописуемый восторг. Окружающий мир теперь не ограничивается мамой и детским манежем, и кажется малышу манящим и таинственным.

Происходят большие изменения в развитии ребенка. Малыш уже  к полутора годам может предвидеть некоторые события. Когда мама надевает на ребенка верхнюю одежду, он понимает, что сейчас пойдет гулять.

Малыш начинает осознавать свои действия и может предвидеть их результат уже к концу второго года жизни. Родители демонстрируют ребенку определенные «модели поведения»: поощряют, одобряют, ласкают или запрещают, наказывают малыша в зависимости от его поступков. Благодаря этому у ребенка складываются первые представления о том, что хорошо и правильно, а что плохо и неправильно. Дети расстраиваются при виде малыша, который упал в лужу и плачет. Они приносят и показывают родителям сломанные игрушки, которые нашли. Такое поведение объясняется просто: малыши начинают понимать, что за испачканную одежду могут наказать, а сломанная игрушка - это плохо.

Теперь малыш сравнивает себя с окружающими людьми, он наблюдает за поведением детей и взрослых. Наблюдение очень важный аспект развития ребенка, поскольку оно является одним из средств социализации. Сравнивая себя с другими людьми, малыш осознает свою похожесть и свое отличие от них. К концу второго года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

Многие родители по - прежнему стараются контролировать ребенка и помогать ему, но зачастую бывают поражены обратным результатом своих действий. Малыш пыхтит, пытаясь дотянуться своей маленькой ручкой до газеты, которая лежит на краю стола. Заботливая мама с улыбкой протягивает ему газету и вместо благодарности слышит негодующий рев своего чада: он был всего на полпути к тому, чтобы взять ее самостоятельно. Озадаченный отец наблюдает за тем, как забавного плюшевого мишку, которого он так долго выбирал в магазине игрушек, ребенок бросает в сторону. Вместо этого малыш целый час крутит ручку на двери, пытаясь открыть ее. Игрушки часто надоедают ребенку быстрее, чем связка папиных ключей или алюминиевая кастрюля. С чем это связано?

«Познаю мир играя»

С конца первого года жизни малыш стремится играть самостоятельно. В течение всего дошкольного периода игра будет являться движущей силой интеллектуального развития ребенка. Хотя игра будет видоизменяться, приобретать новую смысловую нагрузку, она останется для крохи одним из наиболее ярких эмоциональных переживаний, откроет малышу широкие возможности для исследования внешнего мира и научит существовать в нем.

Годовалому ребенку хочется все потрогать, полизать, покусать. Именно поэтому малыша так привлекают игрушки, которые можно бросать, шлепать, толкать, хлопать, тянуть, протыкать, нажимать. Большинство предметов домашнего обихода вполне подходят для этого. И тут фантазия ребенка оказывается безграничной: он способен получить интересующую его информацию из самых обычных, с точки зрения взрослого, предметов. Застав малыша рядом с корзиной для бумаг, в которую он предварительно побросал ложки, мамины бигуди, кольца пирамидки, тряпичный мячик, вам вряд ли придет в голову, что таким образом он пытается изучать пространственные отношения между предметами.

Внимательно оглядите свой дом: по-прежнему ли он безопасен для вашего малыша? Может быть, пришло время убрать некоторые вещи в недоступное для ребенка место? Не забывайте, что ящики, где хранятся хрупкие, острые предметы и медикаменты, должны быть закрыты на ключ или заклеены скотчем.

Интерес ребенка к определенным предметам и объектам можно использовать для его обучения. Попробуем обобщить, что же нравится малышу старше одного года?
захватывать и рассматривать мелкие предметы
складывать предметы в различные емкости и вытаскивать их
предметы и игрушки, которые можно бросать, шлепать, толкать, хлопать, тянуть, протыкать, нажимать
играть с водой и сыпучими материалами
пачкаться
рассматривать книжки.

Далеко не все из перечисленных действий ребенка радуют родителей. Однако если вы построите занятия на играх, которые нравятся малышу, они могут стать вашим самым любимым совместным время провождением.

Игры с предметами

Большинство исследователей считают игру главным способом развития познавательных навыков ребенка. На втором году жизни игра ребенка существенно меняется. В начале второго года ребенок знакомится с игрушкой и использует ее прямо по назначению. Кукла для него - это кукла. Он может взять куклу и уложить ее «спать» на стол вместо кровати. Но в полтора года ребенок действует иначе: он может перевернуть куклу вниз головой и сделать вид, что высыпает соль из солонки. Двухлетний ребенок может играть вообще без игрушки: две деревянные палочки заменяют маму и дочку. Таким образом, ребенок начинает использовать предметы не по прямому назначению. Например, мячик становится куском мяса, чашка - шапкой, а тарелка - одеялом. Одни предметы, благодаря воображению ребенка, замещают в игре другие предметы. Переход ребенка к такому символическому действию вызван специфическими изменениями в центральной нервной системе.

Начало сюжетной игры

К концу второго года у ребенка появляется игра, в которой появляется определенный замысел, сюжет. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами. Она становится более содержательной: играя, малыш воспроизводит самые интересные и значимые для него события. Если годовалый ребенок просто катает машинку на веревочке, а полуторагодовалый кроха нагружает в машину кубики, то двухлетний малыш расскажет вам, что его грузовик везет кирпичи для постройки гаража. Ребенок продумывает тему игры, которую удерживает в памяти, и может спланировать свои дальнейшие действия. Теперь малыш подражает взрослым - тому, как они разговаривают по телефону, обедают, идут в магазин. Кроме того, ребенок может ввести в игру вместо себя игрушку, например куклу, которая будет говорить по телефону, пить чай, ходить в гости. Игры двухлетнего малыша можно разделить на три вида:
игра-исследование - ребенок постигает свойства предметов
игра-конструирование - ребенок изучает пространственные отношения между предметами
начало ролевой игры - ребенок подражает взрослым и начинает брать на себя роль другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи детей от года до двух

Этот материал поможет родителям в формировании речи детей....

Развитие речи детей от года до двух

Этот материал поможет родителям понять как развивается речь ребенка....

Занятия по лепке для детей от года до двух лет.

          Тема: Покормим птиц.Цель занятия: Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить отщипывать  маленькие кусочки  от большого куска; формир...

Игры и игрушки для развития мелкой моторики у детей от года до двух

Игры  и игрушки для развития мелкой моторики  у детей от года до двух...