Консультации для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Жаркова Юлия Васильевна

Детские эмоции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_emotsii.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                  «Детские эмоции»

                                                               Выполнил:

                                                               воспитатель группы №11 «Пчелка»

                                                               Жаркова Ю.В.
                                                           

                             

                                               Москва 2012г.

                                       Детские эмоции

Известный отечественный психолог В.В.Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы» (Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1998. - С. 56).

Изучение генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение: воспитание допускает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие ощущения вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи и так далее.

Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни

Вспоминая во взрослой жизни далекое прошлое, человек невольно связывает детство с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек.

Кроме того, согласование педагогического процесса с повышенной природной эмоциональностью детей позволит выстроить процесс обучения с несколько другим смысловым акцентом - послужит основанием для выделения эмоционального компонента образования.

Однако, помимо эмоционального, педагогическая работа дошкольного учреждения должна выстраиваться на единстве постижения, действования, переживания и других компонентов - познавательного, деятельностно-практического. Все компоненты находятся во взаимосвязи.

Эмоции влияют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятные или неприятные. Влияние эмоций отражается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, которое усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Эмоции связаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для нее большого значения.

Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательного задания, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Позитивные эмоции увеличивают мотивацию, а негативные ее уменьшают. Волевые процессы тесно связаны с эмоциями.

Реализовать эмоционально-ценностный компонент на практике можно с помощью методов эмоционально-сенсорного воздействия, эмоционально-образного стимулирования, побуждения к сопереживанию.

  • Метод эмоционально-сенсорного воздействия – дает возможность актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей, побуждать реагировать эмоционально, воздействуя на сенсорику. Интегративное взаимодействие позволяет строить совместную деятельность, в ходе которой педагог создает необходимый эмоциональный настрой для общения, предлагает наблюдать за предметом, объектом, действовать практически: погладить, потрогать, сымитировать его качества, определить окраску, очертание силуэта, учитывает особенности детского мировосприятия.
  • Метод эмоционально-образного стимулирования побуждает детей реагировать эмоционально, образно отождествляя себя с природным объектом, сказочным персонажем и т.д. Очень важно, чтобы дети не просто копировали действия, движения, внешние черты, характерные особенности явлений окружающей жизни, но и входили в образ, воспринимали его как «осмысленную жизненную норму» (В.Т.Кудрявцев). Суть в том, что словесное описание, закрепляя эмоциональный опыт, обогащает чувства, развивает осмысленно-образную моторику; двигательное воображение «одушевляет» действия, делает их как бы достоянием внутреннего мира ребенка, смысловой, по-настоящему «управляемой» категорией (А.В.Запорожец). Важно, чтобы ребенок входил в образ.
  • Метод побуждения к сопереживанию – побуждает детей сочувствовать не только тем, кого они видят, но и тем, кого представляют в воображении. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную основу данного метода. Только сопереживая, ребенок постигает явления социальной жизни, величие труда, красоту природы, произведений искусства. Педагог должен поддерживать субъективную позицию ребенка, развивать его образное мировоззрение.

Заслуживает внимания эмоционально-смысловое общение - это три неразрывно связанные составные, включающие эмоциональный настрой, смысловую и продуктивно-творческую части.

Эмоциональный настрой на общение предполагает создание в группе эмоциогенной ситуации, позволяет раскрепоститься, пробуждает эмоции, адекватные предстоящей беседе, занятию. Достигнуть эмоционального настроя на общение можно посредством музыки, живописи, поэтического слова, танца, создания воображаемой, проблемно-игровой ситуации, сюрпризных моментов, перевоплощения в сказочных персонажей, драматизаций, игры. Эмоциональный настрой задает тон последующему общению.

Педагог подбирает такие средства, которые позволят ему не только заинтересовать детей, всколыхнуть эмоции - «связующее звено при переводе внешних воздействий в личностно-значимый смысл» (Л.И.Божович).

Смысловая часть подводит детей с основной идее - к теме «общение». Предметами совместного обсуждения могут выступать различные области миропознания (природа, социальная жизнь, искусство) и, материал, составляющий содержание эмоциональого компонента (художественные, ценностно-ориентированные образы).

Методы работы самые различные: наглядные, словесные, игровые, моделирование, проблемные ситуации, эмоционально-сенсорное воздействие, эмоционально-образное стимулирование, побуждение к сопереживанию.

Продуктивно-творческая часть. помогает выразить отношение ребенка к обсуждаемой теме, проявить заинтересованность, оценить себя как личность. Но для того, чтобы система эталонов ценностей стала и внутренним достоянием личности и содержанием побудительных мотивов поведения, действий, необходимо разносторонне поддерживать активность к самореализации в разные видах деятельности (А.В. Запорожец).

Роль педагога в подготовке и проведении психолого-педагогических игр (практические советы).

Педагог - посредник между ребенком и миром культуры, миром социальной жизни; именно с его помощью дети ( через слово, способы действий) постигают окружающее, красоту, величие, смысл явлений; личностное отношение к различным сторонам жизни поддерживает педагог.

Основная форма выражения личностно-значимого смысла, своего отношения к миру - эмоционально-художественные и ценностно-ориентированные образы. Именно через образы ребенок реализует свое Я, выражает субъективно-личностное отношение. Средства образного выражения - речевые (поэтическое слово, рассказ), изобразительные (рисунок, поделка, аппликация), музыкальные, двигательные (ритмические жесты, драматизация, танец).

«Живое» человеческое общение рождает духовную близость и доверие, дает свободу и право на выражение переживаний; это одно из условий эмоционального благополучия ребенка в группе. Эмоциональное общение, несомненно, должно всегда оставаться в совместной жизни взрослого и ребенка, пронизывать все формы образовательной работы.

Выделим два основных способа эмоционального влияния на детей - прямое и опосредованное.

  • Прямое воздействует непосредственно, побуждает к переживанию, влияет на состояние («Сейчас самый главный сюрприз!»)
  • Опосредованное, ограничивается эмоциональным проявлением взрослого, например взглядом , улыбкой (радость встречи, поддержка).

Дети тонко чувствуют и доброжелательное отношение и порицание. Если педагог отзывчив, понимает душевное состояние воспитанников, причину их переживаний, тогда в группе царит положительный эмоциональный настрой, уверенность, между детьми устанавливаются взаимоотношения на уровне «соучастия сердец».

Как справедливо отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, «разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое».

Основное действующее лицо эмоциогенной ситуации - педагог, его участие, то, как он оформляет внешние условия, обеспечивает беспристрастную оценку действий ребенка.

Ему необходимо осмыслить ее содержание, место проведения, атрибуты, наконец, роль, которую он будет исполнять сам. Главное, чтобы ребенок оценил эту ситуацию как значимую, поскольку «обстоятельства - лишь предпосылка возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые» (Е.П.Ильин).

Положения, с учетом которых можно подходить к моделированию эмоциогенных ситуаций.

  • Создание ситуации «новизны», «экзотичности», неожиданности, сюрпризности.. (новые атрибуты, игрушки, декорации, интерьер, освещение- расцвечивает палитру эмоциональности).
  • Побуждение повторно пережить определенные эмоции, дублируя ранее применявшиеся внешние условия, атрибуты.
  • Создание условий, которые должны побуждать к смене эмоционального состояния: радость - легкой грустью, спокойствие - негодованием, недовольством).
  • Обращение к личному опыту, акцентирование внимания на определенных фрагментах из собственной жизни, пробудивших «аффективный след». Под «эффективным следом» в данном контексте следует понимать «совокупность образов, связанных между собой аффектам и запечатленных в памяти так, что актуалилизция одного из них влечет немедленное спонтанное введение в сознание самого аффекта» З.К. Вилюнас). Общение по поводу ранее пережитых чувств непроизвольно воссоздает знакомые условия, адекватные данной ситуации.
  • «Заражение» детей определенным эмоциональным состоянием. Улавливая искреннее отношение, настроение педагога, дети, подражая, проникаются теми же чувствами.

Академик А.В. Запорожец считал что выразительные движения представляют собой внешние проявления сложных внутренних эмоциональных процессов. Формирование «эмпатийных цепочек» наиболее успешно происходит в игровой и практической деятельности. Чисто вербальные методики - словесное описание эмоционального состояния, варианты разрешения ситуаций - выступают в числе вспомогательных.

В качестве основных методов выделим «игровую драматизацию» (идентификация в рамках исполняемой роли, импровизации), «создание ситуаций морального выбора» (А.Д. Кошелева), побуждающих проектировать поведение, оценивающее воздействие (способствует осознанию смысла реального действия, развитию эмпатийной чувствительности, закреплению проявления эмоциональной отзывчивости).

Педагогическая работа при развитии представлений об эмоциях должна быть направлена на:

  • осознание детьми факта возникновения эмоций;
  • понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи);
  • осмысление внешних признаков выражения эмоций - положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;
  • расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию;
  • обогащение «проективным материалом» (термин В.В. Зеньковского), который должен открывать ребенку моральный смысл представлений об эмоциях, побуждать к самостоятельным этическим размышлениям.

Организуя эмоционально-экспрессивные игры педагог должен учитывать:

  • специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления и т.д.;
  • последовательность в усложнении игр, способов их организации, т.е. разыгрываются игры, предполагающиет повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
  • последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю - жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз.

При проведении работы по эмоционально-ценностному развитию детей, ориентированному на взаимодействии воспитателя с детьми, можно выделить несколько стратегических способов:

  • быть открытым для детей
  • разрешать детям учить себя, исправлять ошибки
  • объединять свои усилия с усилиями детей
  • не руководить жизнью ребенка, а лишь опосредованно влиять на выбор ребенка.
  • развивать в каждом ребенке сознательное отношение к своему внутреннему миру;
  • создавать атмосферу ощущения собственной индивидуальности;
  • оказывать содействие развитию эмоционального сопереживания, создавать атмосферу ощущения собственной индивидуальности;
  • содействовать развитию эмоционального сопереживания другим людям;
  • содействовать развитию емпатии, способности чувствовать настроение;
  • поощрять передачу эмоционального состояние разными выразительными средствами;
  • создавать ситуации, когда дети помогают друг другу;
  • использовать все возможности для объяснения ребенку социальных действий;
  • поощрять дошкольников к совместной работе;
  • демонстрировать разные виды социального поведения самим педагогом, сотрудничать с воспитанниками;
  • создавать атмосферу сотрудничества;
  • расширять адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной стойкости, сопротивляемости, выборочности относительно внешних влияний);
  • научить ребенка включаться в разнообразные ситуации, где он имеет возможность сам быть активным субъектом событий, видеть и понимать проблему, задумываться над тем, как ее решают другие (взрослые в первую очередь), пытаться найти свои пути для достижения цели. Это и является настоящим творческим процессом усвоения малышом общественно-исторического опыта.
  • Не забывать, что одной из центральных задач является обеспечение условий для реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Психолого-педагогическое планирование деятельности детей в группе - это свободное обсуждение с воспитанниками плана действий, направленных на реализацию того или другого замысла, умения увидеть позитивный потенциал каждого ребенка, уровень его заинтересованности и активности в конкретной ситуации, помочь каждому найти себе желаемое место и роль в той или другой деятельности.
  • Больше внимания уделять упражнениям, основа которых, — живое восприятие, наблюдение, созерцание, то есть виденье предметов и явлений. Ребенок воспринимает живой образ, потом представляет, воспроизводит его в воображении. Это и является двумя ступеньками регулируемой деятельности.

Особенности планирования и организации процесса эмоционально ценностного развития детей дошкольного возраста

Современные программы, акцентируют внимание на том, что главная цель системы дошкольного образования — воспитание гармонично и разносторонне развитой личности, создание благоприятных условий для реализации каждым ребенком своего естественного потенциала.

Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организовано общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и так далее, должно по праву стать важным аспектом педагогической работы.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир многогранным, прекрасным и значимым..

Какие бы понятия не формировали у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, стойкими, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности ее «центрального звена» (Л.С.Выготский)

Рассмотрим эмоциональный компонент, включающий две стороны.

  • Собственно эмоциональное развитие - ряд взаимосвязанных направлений, каждый из которых имеет свои определенные способы действия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизмы включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики.
  • Опосредствовано эмоциональное развитие - преднамеренное действие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом.

Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становления эмоционально чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом.

Только в процессе общения, целеустремленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович).

Социально опосредствованные эмоциональные реакции необходимо развивать сраннего возраста в рамках эмоционально «личностного общения» (М.И.Лисина). Лежат они в основе чуткости ребенка, выразительности его экспрессивных действий.

Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей - мимики, жестов, пантомимики, речевой интонации - обратимся к театральной педагогике К.С.Станиславского. Относительно дошкольников это дает возможность управлять характером эмоционального отзыва в тех случаях, когда следует:

  • снимать психомускульное напряжение, скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях;
  • развивать выразительность проворного звена эмоционального отзыва;
  • побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта.

Другая сторона содержания эмоционального компонента - опосредствовано эмоциональная - направлена на становление и всестороннее обогащение детей к процессу познания, к действиям, деятельности в целом.

Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образованиявыполняет ряд важнейших функций - интеграционную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую.

Суть в том, что лишь умелое руководство детскими эмоциями позволяет педагогу иначе подойти к процессу образования.

Основой стойкого поведения и отношения субъекта к окружающей среде современная психология и педагогика считают ценностные ориентации.

Существенное, весомое, полезное, что вписывается в понятие «ценность», должно входить в жизнь ребенка с помощью содержания, формы, не сковывать его возможности, интеллектуальные и личные силы, обязательно оставлять в его душе неизгладимый след.

Для дошкольников характерный эмоционально образный уровень постижения ценности - через художественное слово, звук, цвет, композицию. В структуре личности они превратятся в ценностные ориентации и ценностные отношения.

Под ценностными ориентациями понимают иерархическое выстраивание, дифференциацию ценностей по их значению для личности. Под ценностными отношениями - субъективно окрашенные связи личности с наглядным социальным миром, природой, опосредствованные ценностными ориентациями. Ценностные ориентации - внутренняя основа отношения ребенка к миру. Без этого невозможно говорить об их формировании. В результате усвоения ценностей, как отмечал А.В. Запорожец, ребенок приобретает своеобразную систему мероприятий, сопоставляя их с наблюдаемыми явлениями, он уже может оценивать факты эмоционально - как привлекательные или злые, как красивые или уродливые.

Эмоциональная сфера - сложный феномен психической жизни человека, которой нужно уделять внимание уже из младшего дошкольного возраста. Культивирование позитивных эмоций, умение находить и развивать перспективные черты в характере каждого ребенка, учить слушать себя, доверять себе и открывать свое неповторимое «Я», помогать каждому в движении к своему успеху, вот что было положено в организацию игр и упражнений с детьми дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Девина И.А., Маштакова И.В. «Управляем эмоциями».- «Ось», 1998
2. Чистякова М.И. 
Психогимнастика. - М., 1990.
3. Фесюкова Л.Б. Учусь керувати собою. –Х.: 2008.
4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - С-П., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...