Развивающие игры, как средство формирования интеллектуальных умений детей дошкольного возраста
статья на тему

Глебова Елена Викторовна

Развивающие игры являются незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей. В развивающих играх применяются знания, полученные на занятиях, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта и повышается уровень умственного развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Развивающие игры, как средство формирования интеллектуальных умений детей дошкольного возраста 

Глебова Елена Викторовна

ГБДОУ № 8 комбинированного вида Василеостровского района


       Многолетний опыт работы показывает, что игра ребенка – это его первый путь к познанию окружающего мира. Для познавательного развития детей предлагается использовать развивающие игры. Эти игры занимают в нашей воспитательно-образовательной работе с детьми значительное место.
Являясь эффективным средством обучения, они становятся составной частью непосредственно образовательной деятельности с детьми, активно используются в совместной деятельности воспитателя с детьми, а постепенно предлагаются детям для самостоятельной деятельности. Во время, отведенное для игр, развивающие игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане работы мы предусматриваем подбор игр и материалов для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
        Наблюдая за тем, как дети участвуют в развивающих играх мы выявляем их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает нам, какие игры полезны для детей, в чем они сильны, в чем отстают.
        Во время игры основное внимание обращаем на поддержание у детей увлеченности игровой задачей, стараться чтобы в это время у детей не снижалась умственная активность, не падал интерес к поставленной задаче. Планируя развивающие игры, мы заботимся об усложнении игр, расширения их вариативности, подчас придумывая более сложные правила для уже известных детям игр.

В непосредственно образовательной деятельности активно используем развивающие игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
        При планировании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе обращаем внимание на то, чтобы новые игры, взятые для непосредственно образовательной деятельности, затем проходили в совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности. Это является высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующих приложения умственных усилий.
         Развивающие игры мы также активно используем для педагогической диагностики знаний и умений детей. Выявляя уровень знаний и умений детей, затем намечаем дальнейшую работу по устранению недостатков в развитии познавательного и речевого развития детей. Достаточно часто бывает, что ребенок усваивает определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях. Такие измененные условия, расширяющие представления детей, мы создаем, вовлекая детей в новые развивающие игры или в игры с измененными правилами.

В современных условиях дошкольного образования перед педагогом ставятся определенные задачи по экспериментальной деятельности, в которую активно включаются и развивающие игры:

  • разработка модели пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллекта ребенка, через внедрение системы современных игровых технологий;
  • внедрение системы инновационных развивающих игр в воспитательный процесс, направленных на развитие интеллектуальных способностей;
  • повышение компетентности всех участников образовательного процесса.

       Нами создана для образовательной деятельности с детьми развивающая среда, которая включает: уголки-опытов, уголок Монтессори-материалов, блоки Дьениша, палочки Кюизенера, «дерево жизни» (времена года) и др.
Мы активно включаем развивающие игры с детьми в праздники, различные конкурсы, викторины. Например с детьми проводятся развивающие игры:
«Праздник мыльного пузыря», «Царство воды и песка», «Обитатели аквариума», «Сказочные лабиринты», «Складушки», «Цветовые часы», «Прозрачный квадрат», «Коврики-пазлы» и др.

          Во время прогулок организуем с детьми интересные и развивающие занятия, используя развивающие игры на прогулке: «Игры на асфальте», «Увлекательные кольцебросы», «Экологическая дорожка», «Птичий городок», «Хоровод сказок», «Фонтан цветов» и др.

          К участию в развивающих играх с детьми активно привлекаются родители воспитанников. Они участвуют в интеллектуальных конкурсах, создают с детьми развивающие игрушки. Делятся опытом с другими родителями. Для обогащения игрового опыта родителей, который они могут использовать в занятиях с детьми проводим родительские собрания с определенной тематикой: «Игра-дело серьезное», «Я играю дома» и др.

          Мы организуем для родителей периодические выставки на тему: «Современная развивающая игрушка».

          Как показал наш практический опыт, развивающие игры являются незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей. В развивающих играх применяются знания, полученные на занятиях, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта и повышается уровень умственного развития детей.

Список литературы

Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru/

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

ФГОС ДОО «Начало пути  «Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ»

Особенности организации НОД в соответствии с ФГОС ДОО  составитель Фите Е.В.

Справочник старшего воспитателя  дошкольного учреждения № 12 – 2011 г

Развивающая предметная среда Новоселова С.Л.,М.:МДО 1995 г.

Детская психология Эльконин Д.Б., М., Наука 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей  детей дошкольного«Без игры нет,   не может быть полноценного ...

Консультация для родителей «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Как воспитать ребенка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания....