Математика для малышей.
консультация (младшая группа) на тему

Жигулина Анастасия Владимировна

Игры и упражнения по развитию математических способностей в раннем возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика для малышей.

Познавательное развитие в раннем возрасте.

Воспитатель МБДОУ

«ЦРР – детский сад № 31» А.В.Жигулина

Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Оно служит необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения.  В процессе рассматривания предметов и объектов и выделения их свойств необходимо включать разные органы чувств, а также движение руками по предмету. В процесс восприятия не следует сразу включать несколько свойств предмета. Для начала достаточно сосредоточить внимание на форме предмета. Затем следует постепенно расширять круг воспринимаемых свойств с целью познания. 

В этот период необходимо обучать детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми раннего возраста проводятся игры, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости.

Таким образом, одним из главных условий математического развития детей раннего возраста является игровая деятельность, тесно соприкасающаяся с продуктивной деятельностью ребёнка, которая включает в себя различные виды конструирования, рисования и лепки.

 Однако, как известно игра только тогда интересна, когда она не успевает надоесть ребенку, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы математические игры сменялись другими умственными или физическими играми. Такая смена – главное условие в усвоении ребенком объясняемого ему материала.

Очень важно, чтобы все развивающие игры носили ненавязчивый характер, ведь любое принуждение может навсегда отбить у ребенка охоту учиться. Также важно чтобы занятия были интересными. И по продолжительности не превышали 10-15 минут (при условии, что ребенок усидчивый, и 3-5 минут, если ребенок гиперактивный и неусидчивый).

Развивать математические представления детей можно   и с использованием художественной литературы. Читая ребенку сказку, спросите, сколько было зверей в ней, или кого было больше волков или зайцев в истории, или одинаково?  (В начале, проговаривайте вместе с ребенком, скорее еще он вам не сможет ответить). Спросите кто больше слон или мышка в сказке? По какой тропинке пошла красная шапочка, по короткой или длинной? После можно предложить нарисовать героев истории. Очень полезно сравнивать картинки в книжке, в которых есть и общее, и отличное.

Игровые занятия для малышей.

Фигуры. Сделайте 3 фигуры: квадрат, круг, треугольник. Каждую фигуру выполните в 5 цветах. Получится 15 фигур. Потом можно расширить количество.

Первое занятие: попросите ребенка разложить отдельно все красные фигуры, отдельно – зеленые и т.д.

Второе занятие: предложить разложить по фигурам (отдельно – квадраты, отдельно – круги и т.д..

Третье занятие: раскладывать фигуры таким образом: красные фигуры впереди ребенка, зеленые – позади.

В игре «Определи предмет на ощупь» дети учатся  находить предметы ( квадрат, круг) тактильным путем. Закреплять название цветов и величин помогает игра «Собери бусы».

Наведем порядок.

Сложите в коробку предметы: карандаши, кисточки (всего 2-4); из игрушечной посуды ложки-вилки (2-4); кубики (2-4), игрушки. То есть по несколько предметов разного назначения. Поставьте перед ребёнком игровую задачу. Например: в магазин приходили мартышки и перепутали все товары, давай наведем порядок и поиграем в магазин. Предложите малышу рассортировать предметы:

  1. по их назначению,
  2. по цвету,
  3. по размеру.

Оденем кукол

Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол( большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Предложите малышу помочь куклам .Не беда , если  он распределит сначала вещи неправильно. Обратите его  внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните « Большой кукле – большое  платье, маленькой – маленькое .Большие туфельки – большой  кукле, маленькие – маленькой ».

Кого загадали?

Эта игра поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. В ней вместе с ребёнком могут участвовать его любимые игрушки, например кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были  достаточно крупными и их можно было поставит или посадить перед ребёнком, за ним и сбоку от него. Ребёнка посадите или поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них, ему надо угадать, какую. Например, она сидит сбоку от тебя ( или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительные понятия: слева и справа.

Пальчиковые, музыкальные, подвижные, строительные игры с математическим содержанием вызывают положительные эмоции у малышей. Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений.

Таким образом, формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Литература

1.Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Под редакцией Г.Г. Григорьва, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. 2003 г.

2.Павлова Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления. 2008 г.

3.Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.



Предварительный просмотр:

Математика для малышей.

Познавательное развитие в раннем возрасте.

Воспитатель МБДОУ

«ЦРР – детский сад № 31» А.В.Жигулина

Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Оно служит необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения.  В процессе рассматривания предметов и объектов и выделения их свойств необходимо включать разные органы чувств, а также движение руками по предмету. В процесс восприятия не следует сразу включать несколько свойств предмета. Для начала достаточно сосредоточить внимание на форме предмета. Затем следует постепенно расширять круг воспринимаемых свойств с целью познания. 

В этот период необходимо обучать детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми раннего возраста проводятся игры, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости.

Таким образом, одним из главных условий математического развития детей раннего возраста является игровая деятельность, тесно соприкасающаяся с продуктивной деятельностью ребёнка, которая включает в себя различные виды конструирования, рисования и лепки.

 Однако, как известно игра только тогда интересна, когда она не успевает надоесть ребенку, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы математические игры сменялись другими умственными или физическими играми. Такая смена – главное условие в усвоении ребенком объясняемого ему материала.

Очень важно, чтобы все развивающие игры носили ненавязчивый характер, ведь любое принуждение может навсегда отбить у ребенка охоту учиться. Также важно чтобы занятия были интересными. И по продолжительности не превышали 10-15 минут (при условии, что ребенок усидчивый, и 3-5 минут, если ребенок гиперактивный и неусидчивый).

Развивать математические представления детей можно   и с использованием художественной литературы. Читая ребенку сказку, спросите, сколько было зверей в ней, или кого было больше волков или зайцев в истории, или одинаково?  (В начале, проговаривайте вместе с ребенком, скорее еще он вам не сможет ответить). Спросите кто больше слон или мышка в сказке? По какой тропинке пошла красная шапочка, по короткой или длинной? После можно предложить нарисовать героев истории. Очень полезно сравнивать картинки в книжке, в которых есть и общее, и отличное.

Игровые занятия для малышей.

Фигуры. Сделайте 3 фигуры: квадрат, круг, треугольник. Каждую фигуру выполните в 5 цветах. Получится 15 фигур. Потом можно расширить количество.

Первое занятие: попросите ребенка разложить отдельно все красные фигуры, отдельно – зеленые и т.д.

Второе занятие: предложить разложить по фигурам (отдельно – квадраты, отдельно – круги и т.д..

Третье занятие: раскладывать фигуры таким образом: красные фигуры впереди ребенка, зеленые – позади.

В игре «Определи предмет на ощупь» дети учатся  находить предметы ( квадрат, круг) тактильным путем. Закреплять название цветов и величин помогает игра «Собери бусы».

Наведем порядок.

Сложите в коробку предметы: карандаши, кисточки (всего 2-4); из игрушечной посуды ложки-вилки (2-4); кубики (2-4), игрушки. То есть по несколько предметов разного назначения. Поставьте перед ребёнком игровую задачу. Например: в магазин приходили мартышки и перепутали все товары, давай наведем порядок и поиграем в магазин. Предложите малышу рассортировать предметы:

  1. по их назначению,
  2. по цвету,
  3. по размеру.

Оденем кукол

Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол( большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Предложите малышу помочь куклам .Не беда , если  он распределит сначала вещи неправильно. Обратите его  внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните « Большой кукле – большое  платье, маленькой – маленькое .Большие туфельки – большой  кукле, маленькие – маленькой ».

Кого загадали?

Эта игра поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. В ней вместе с ребёнком могут участвовать его любимые игрушки, например кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были  достаточно крупными и их можно было поставит или посадить перед ребёнком, за ним и сбоку от него. Ребёнка посадите или поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них, ему надо угадать, какую. Например, она сидит сбоку от тебя ( или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительные понятия: слева и справа.

Пальчиковые, музыкальные, подвижные, строительные игры с математическим содержанием вызывают положительные эмоции у малышей. Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений.

Таким образом, формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Литература

1.Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. Под редакцией Г.Г. Григорьва, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. 2003 г.

2.Павлова Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления. 2008 г.

3.Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математика для малышей в игре"

Математика для малышей в игре:Мишки идут на прогулкуНайти домик для каждого мишкиИщем игрушкуИщем игрушку 2Считай, не ошибись! Найди игрушку Знакомимся с цифрами. Угадайка. У кого больше. ...

Тренинг для родителей по теме "Математика для малышей"

Работа с родителями с целью создания необходимых условий для развития элементраных математических представлений у детей младшего возраста....

Все знать родителям "Математика для малышей"

Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления детей раннего возраста.....

Математика для малышей.

Развивающие игры для детей 2-3 лет .Обучение малышей математике дома....

Математика для малышей

Математика для детей. Стихи про цифры....

консультация для родителей "Математика для малышей"

Предлагаем вашему вниманию практический материал, который родители смогут использовать дома, развивая математические способности  ребёнка....

Дидактические игры "Математика для малышей"

Представленные в статье игры помогут развить математические способности детей, а родителям в непринуждённой форме познакомить малышей с основами математики....