Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в ДОУ
материал (подготовительная группа) по теме

Морозова Татьяна Викторовна

Памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_t.v.doc564.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39»

   http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/157/156779/156779_html_1c293bc1.jpg

Составитель: Морозова Татьяна Викторовна,

воспитатель высшей кв. категории

Ленинск-Кузнецкий городской округ 2015

Предметно - пространственная развивающая образовательная среда (далее предметная), должна обеспечивать возможность педагогам развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает  на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Наполняемость предметной среды должна  отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во  ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда должна создаваться  с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).

Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности.   Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.

Вместе с тем  традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.

Предметная среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. Предметная среда должна обеспечивать:

- реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации;

- наличие материалов для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Предметная среда должна создаваться с учётом принципа интеграции образовательных областей, стабильности и динамичности предметного окружения.

Необходимо уделять внимание информативности предметной среды. Предметно -развивающая среда должна отвечать:

- критериям оценки материально - технических и медико - социальных условий пребывания детей в образовательных организациях

- санитарно - эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях. При создании предметной среды необходимо руководствоваться принципами:

- полифункциональности

- трансформируемости

- вариативности

- насыщенности

- доступности

- безопасности

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

- психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;

- психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды;

- зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);

- слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;

- тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;

- физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;

- антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.

 Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

- провоцируют ребенка на агрессивные действия;

- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

http://www.edu.cap.ru/home/5022/kartinki/deti%20igraut.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду

Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду

Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...

Тема: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома»

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Организация развивающе...

«Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Предметно-пространственная развивающая среда в моей группе "Солнышко" построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна...

Доклад на педсовета «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»

Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовате...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...