Главные вкладки

    Консультация для родителей " Пословицы в развитии речи дошкольника"
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Мирзоева Любовь Юрьевна

    Пословицы и поговорки, как писал К.Д.Ушинский помогают развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для родителей15.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Пословицы в развитии речи дошкольника»

               Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

    Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский,  помогают «выломать  детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

    Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с « понятиями об окружающей  природе,  о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве,  о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным».

    В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

    В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

    Методы применения пословиц:

    Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ».

    К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

     А.М. Леушина  совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей.

     Они раскрывают детям  богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи».

     Пословицы,   являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: « Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику…

     Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

    Родителям необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

    Иногда пословицы надо давать с пояснениями. 

    Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,  когда говорят: «Мастер на все руки!»

    Естественно,  что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

    Очень важно, чтобы родители  сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если родители  сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти о всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

    В настоящее время речь многих  детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи.  Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

    Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки ( чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

    Например, для звука Ж:

    «Дружба дружбой, а служба службой»;

    «Небо даёт дождь, а земля рожь»;

    «Однажды шёл дождик дважды»

    Или для звука Ш:

    «Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

    «У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

    «Тише едешь, дальше будешь» и др.

    Использование  пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»    (А.П. Усова)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Развитие речи дошкольников»

    Материал предназначен для родителей  средней группы, по теме развития речи....

    Пословицы в развитии речи дошкольника

    В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления»....

    Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»

    Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и н...

    Консультация для родителей "Игры для развития речи дошкольников"

    Консультация для родителей.  "Игры для  развития речи дошкольников"...

    Консультация для родителей "Пословицы в развитии речи дошкольника".

    Сообщается о роли пословиц в речевом развитии детей....

    Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»

    Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и н...

    Консультация для родителей «Все о развитии речи дошкольника»

    Консультация для родителей «Все о развитии речи дошкольника»             Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя...