Консультация для родителей
материал (младшая группа) на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

формирование самостоятельности у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2_mladshey_gruppy.docx83.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме
«Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.

 

1. Речь как регулятор поведения

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.

 

2. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.

Помните, по программным задачам, в воспитании и обучении под редакцией Васильевой, у детей 2 младшей группы занятия длятся до 10 минут (когда ребёнок проявляет особый интерес к какой-то деятельности, то можно исходить от его желания).

Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте ему расслабиться, снять напряжение на 2 - 3 минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры. Ребёнок 3 - 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.

 

3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 - 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:

   - слушать взрослого;

   - выполнять простые просьбы, поручения;

   - умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами;

поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не всегда), переносит требования в разные ситуации.

• Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы.

• Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик.

• Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:

- от личной заинтересованности;

- от умений, которые сформировались при помощи взрослых; -от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения, похвалы. 
• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования 
самостоятельности, управлением действий.

В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу. 
Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками. 
При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не получается:

- быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно разобраться в чём дело) ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно ему трудна эта деятельность и требуется не раз ребёнку показать и обучить в определённой деятельности; знания, которые даются могут быть не по возрасту; у ребёнка отсутствует упорство, настойчивость а это важное качество при обучении; - ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребёнок возможно стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему трудна деятельность, учите словесно ребёнка обращаться за вашей помощью);

• Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.

Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами.

 

4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки

• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.

• Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.

Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место.

• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.

«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Всё в ваших руках уважаемые родители!

Рекомендации для родителей в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно?  Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.

Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.

Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

 2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их  родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.

5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

9. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Соблюдение данных рекомендаций поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Викторина для родителей на тему «Роль семьи в социально-нравственном развитии ребенка».

Задача: раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка.

Предварительная работа: анализ и обобщение литературы по проблеме социально-нравственного развития ребенка, составление вопросов для викторины, подготовка приглашений с детьми.

Ход и содержание

За столиком расположились семьи – участницы викторины. На доске написаны пословицы:

Человек без воспитания – тело без души.

Без догляда и дерево не поднимется.

Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

- Добрый вечер, уважаемый гости! Сегодня мы порассуждаем о социально-нравственном воспитании. Для начала ответьте на вопросы теста. Выберите, пожалуйста, правильный ответ.

Тем родителям, кто быстрее других правильно ответит, педагог дает фишки.

                                     Тест

1.     Социально-нравственное воспитание должно быть направлено на:

а)   доброжелательное отношения, стремления к общению и взаимодействию;

б) расширение представлений дошкольников об окружающем мире, о людях – детях и взрослых, овладение правилами и нормами культуры поведения и общения, развитие эмоциональной отзывчивости;

в) предупреждение нарушений ребенком норм и правил поведения в общественном месте (а,б).

2. При воспитании ребенка в семье ему необходимо знать, что:

а) он хороший, любимый;

б) о нем заботятся;

в) его могут не любить;

3. Согласны ли вы с утверждением, что родители должны:

а) замечать даже незначительные успехи ребенка, его стремление чему-то научиться, проявить самостоятельность;

б) уважать интересы и привязанности детей, представлять им право выбора;

в) требовать беспрекословного подчинения своим указаниям (а,б).

4. Считаете ли вы, что детям нужно запрещать:

а) бить и обижать других детей, животных;

б) уничтожать насекомых;

в) рвать траву, ломать деревья и кустарники;

г) ничего не нужно запрещать, вырастут – все поймут сами (а,б,в).

5. Какие приемы помогут ребенку осознать и использовать приобретенный положительный опыт?

а) поощрение положительного поступка;

б) порицание дурного поступка;

в) пример и похвала взрослых (а, б, в).

6. В, чем по вашему мнению, заключается гуманные чувства, закладываемые семьей:

а) в воспитании доброты;

б) в воспитании сочувствия и заботы к тому, кто слабее и нуждается в защите;

в) в отношении к животным с любовью и уважением;

г) в воспитании уважения к родителям (а, б, в).

7. Какой ответ, по вашему мнению, является правильным:

а) дошкольника нужно привлекать к совместному бытовому труду;

б) нужно поощрять у детей умение самостоятельно играть, охотно выполнять поручения взрослых, проявлять старание;

в) вырастут, тогда пусть трудятся, сейчас должны играть, отдыхать;.

8. Согласны ли вы с утверждением:

а) уважение ко всем членам семьи, особенно к старшим, необходимо воспитывать;

б) дошкольникам нужно объяснять нравственный смысл отдельных правил культурного поведения;

в) детям можно подсказывать, как надо поступать;

г) беспокоиться не стоит, вырастут – научаться всему сами.

9. Какие средства помогут взрослым воспитывать у детей нравственные качества личности:

а) чтение и рассказывание литературных произведений;

б) обсуждение в семье поступков героев мультфильмов и телевизионных передач;

в) согласованность указаний, которые ребенок получает от всех членов.

Побеждает та семья, которая назовет большее количество правильных ответов. Подводим итоги, предлагаем пересчитать все заработанные фишки: так определяется победитель. Семье-победительнице вручается особый приз. Всем участникам дарят значки и сувениры.

Консультация для родителей "Просто ли играть?"

 «…Воспитание ребенка – это не милая забава,
А дело, требующее капиталовложений –
Тяжких переживаний, забот, бессонных ночей
И много, много мыслей…»
Януш Корчак

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Просвещенное родительство складывается из знаний о ребенке (его воспитании, этапах развития, индивидуальных особенностях и т.п.), из специальных умений обеспечить это развитие и, главное, из применения этих знаний и умений на практике. Это также и серьезный совместный труд родителей и детей по совершенствованию, развитию и воспитанию друг друга в живом, реальном процессе жизнедеятельности.
Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т.к. именно она - желанная и незаменимая в детском возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Детская игровая культура служит приобщением ребенка к сообществу людей – взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности.

В игре у детей возникает три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка, и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Важно понимать, что «игра» - понятие многоплановое: это не просто развлечение, а скорее учеба, наставление. Магия игры в том, что она заставляет ребенка раскрываться независимо от его воли и желания. Здесь нет никакой фальши и притворства. Ученые давно заметили, что игра снимает психологические нагрузки, физическую усталость, дефекты речи, движений, а положительные эмоции становятся просто незаменимым лекарством. Ведь эмоции для ребенка – это пища, которая более важна порой, чем белки и витамины. Поэтому дом, где прописана игра, всегда веселый, радостный; люди, живущие в нем, понимают, что детство – это очень короткая пора, они его не портят и сами за счет игры продлевают свою молодость.
Взрослому за детьми не угнаться, но если вы не будете стоять в стороне, то это приведет вас к взаимодействию с ребенком, а оно, в свою очередь, - к взаимопониманию, духовной близости и большой радости от взаимопонимания.
Просто ли играть? Просто играйте!

Памятка родителям о закаливании детей в семье

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не «изнеживался», а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

  • предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;
  • постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);
  • закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;
  • добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха +20 С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 С.

Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 С, продолжительностью 3-5 минут с последующим понижением температуры до 18 С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часть болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате – очередная простуда.

Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма.

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его следует после короткого курса закаливания воздухом. Воздушные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная процедура – обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды + 30 С. Постепенно снижая ее через 1 – 2 дня на 2 С, доводят до 16-14 С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания – постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому прежде начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого – босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже     23 С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину – обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 С через 3-4 дня снижается на 2 С и доводится до 22 С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а а затем переходят к более сильной процедуре – к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов, кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами  возможно только после «зимнее» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными процедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца – с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.

Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в закаливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам так же необходимо внимательно наблюдать со состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие – бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит – хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей – неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна – необходимо обратиться к врачу  и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и т.п.

Самое главное не прекращайте закаливания!

Семинар-практикум для родителей на тему «Значение чтения в развитии ребенка»

Цель: Роль книги в развитии ребенка, развитие у ребенка интереса к чтению,

любви к книге. Отношение к чтению, как показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего.

Предварительная работа

-оформление уголка чтения;

-выставка рисунков "Сказка в гости пришла";

-создание "Книжной больницы";

-макеты по сказкам;

-консультация "Что читать детям 3-4-х лет";

-портреты детских поэтов;

-папка "Не читайте эти книги";

-анкетирование;

-рекомендации родителям;

-памятка для родителей;

-подсказка для родителей.

Воспитатель: Дорогие родители, сегодня мы поговорим с вами о роли книги в развитии ребенка. Хорошо развитая речь дошкольника, большой словарный запас, умение грамотно строить предложения свидетельствуют о регулярном чтении. Выразительность речи дошкольник перенимает у героя произведения, при этом художественный текст так воздействует на малыша, что это происходит незаметно. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии. Простор для воображения дает сказка: ребенок мысленно формирует образ персонажей, населяет свою жизнь различными существами, тем самым творчески развивается Чтение оказывает сильное влияние на нравственное развитие личности. Поэтому так важно приобщать детей к чтению, читать вместе с ними интересные, а главное - правильные, произведения. Поэзия - наиболее органичный для дошкольников тип художественного словесного искусства. Дети легче воспринимают образные стихотворные строки, нежели прозаические. Вот почему детской поэзии следует уделять больше времени.

А теперь предлагаю вам поиграть. Эта книга позволит выяснить, знаете ли вы стихотворения детских поэтов.

Игра "Хорошо ли вы знаете стихотворения детских поэтов? "

Воспитатель называет рифму их известных стихотворений, родители угадывают, что это за произведение и кто автор. Например, "чумазая - измазала, ладошки-дорожки"(А. Барто "Девочка чумазая") ; "мяч - вскачь, голубой -за тобой"(С. Маршак "Мяч") ; "надела-дела, пропал -не попал"(Н. Саконская "Где мой пальчик") ; "спальни - умывальник, хромой-головой"(К. Чуковский "Мойдодыр") и т. д.

Если после удачного угадывания (никто ни разу не ошибся) родители сделают вывод, что рифмы простые, строки короткие, поэтому сочинять стихи для детей, видимо, не такое уж сложное дело, педагог может предложить им проверить это утверждение на собственном опыте и поиграть в детских поэтов, используя произведения М. Яснова. Родителям предлагают следующие рифмы из его стихотворений:

-"бульдожка-ножка, не стал-почесал";

-"конфетти - взаперти, снежинки -на пружинке";

-"лошадкой – украдкой -шоколадкой";

-"гусь - горжусь, в ногу-дорогу".

Для записи собственных стихов "поэтам" отводится некоторое время. Затем родитель зачитывает свой вариант, после чего воспитатель читает оригинальное произведение.

В качестве примера приведем самые удачные стихотворные опыты родителей.

Гуляет маленький бульдожка, Я красивый, толстый гусь.

Зачесалась его ножка, Очень я собой горжусь!

Сомневаться он не стал- Выбираю сам дорогу-Не

Ножку ушком почесал! люблю ходить я в ногу!

Шел по улице бульдожка, Говорит гусенку гусь:

У него чесалась ножка. -Я, сынок, тобой горжусь!

Отвлекаться он не стал - Кто идет гуськом и в ногу,

Ножку Не взлетая никуда,

ушком Тот всегда найдет дорогу

почесал! От сарая до пруда!

(М. Яснов "Не отвлекаться") (М. Яснов "Гусиная гордость"

- Дошкольник - это прежде всего слушатель. Читатель начинает складываться в ребенке в возрасте от десяти до тринадцати лет. До этого возраста нужно пробуждать и поддерживать интерес к книге, сочетая родительское чтение вслух с самостоятельным. Часто ли вы читаете своим детям? Сейчас мы это проверим с помощью следующего задания.

Задание "Любимая сказка моего ребенка"

Родителям предлагается рассказать о любимой сказке ребенка, не называя действующих лиц, сюжета, так чтобы присутствующие догадались, о каком произведении идет речь. Например: Путем неимоверных усилий некая госпожа получила желаемое. Желаемое вскоре пропало. Сначала пропало из вида этой госпожи, а затем - вообще с лица земли, чему способствовала особа, наделенная умом и льстивым голосом. (Сказка "Колобок")

В ненастье всем плохо, особенно тем, кто не пьет чай в теплом домике. Эта история произошла дождливым летним днем, хотя, вполне вероятно, что и осенним. Красивый, скорее всего, белый появился в лесу. Был он крошкой. Многих существ спас он от. не будем говорить от чего. От беды, допустим. В конце этой истории крошка стал дедушкой-великаном. Ну и победила, конечно же, дружба! А больше ничего не скажем, а то догадаетесь! В этой загадке три слова -подсказки: дождливый, белый, спас! (В. Сутеев "Под грибом")

Жили - были родственники в разных домах. Одна родственница пошла к другой, явился плохой Бяка, всех съел. В конце справедливость восстановили сильные ребята из леса. (Ш. Перро "Красная Шапочка")

Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где семь детей не слушались маму и попали в беду.

Назовите сказку, в которой важная дама помогла своему родственнику найти самую настоящую, ту, которую находят на всю жизнь, при помощи маленького круглого предмета.

Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семье удалось убрать большой урожай.

В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Воспитатель: Перед вами и вашими малышами лежит прекрасная и интересная дорога в увлекательный мир чтения, и я искренне надеюсь, что это мероприятие поможет вам пробудить у ребенка интерес к чтению, любовь к книге.

Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что отношение детей к чтению - это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего. Перед вами и вашим малышом лежит прекрасная и интересная дорога в увлекательный мир чтения, и мы искренне надеемся, что вы сможете пробудить у ребенка любовь к книге!

Рефлексия: - Что нового вы узнали на нашей встрече?

-Какие сделали для себя выводы?

–Изменилось ваше отношение к чтению?

Ток шоу на тему "Почему ребенку нужна игра?"

Цель: 

  •         Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
  •         Заинтересовать проблемой;
  •         Приобщить к игре ребенка в условиях семьи.

Встреча строится по типу те6левизионных аналогичных программ, в ней принимают участие педагоги, психологи и родители.

Присутствующим предоставляется возможность высказывать свою точку зрения, подключиться к дискуссии, проанализировать ситуации, высказать мнение специалистов и сделать собственный вывод.

Воспитатель: Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве? (предлагается перечислить игры.)

Из опрошенных родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, в игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятие лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это «детский сад», «больница», «куклы» и другие подвижные, настольные игры. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.

Родитель: Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их с места на место. Разве это помогает ее развитию?

Воспитатель: Да, роль игры, к сожалению, недооценивается  некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.п. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопрос: в чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка? (воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы).

 

Ситуация для анализа:

На участке детский гомон. Новенький, мальчик трех лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи стоят песочный город.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с нами? – обращается воспитатель к ребенку.

- Не-е-е…Я их сейчас расстреляю…

Он ловко скидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

- За что же ты их хочешь расстрелять? – снова спрашивает его воспитатель.

- А так, ни за что…. Я разбойник! Сейчас совершу на них налет! – в голосе недружелюбные нотки.

- Ему бы только стрелять да в войну играть, - жалуется вечером мать воспитателю.

- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках,- замечает воспитатель, имея виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

- Да, конечно,- соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.

- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например….

- А зачем? – недоумевает женщина. – Пусть играет во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы:

  1.      Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
  2.      Понаблюдайте за играми вашего ребенка: какое содержание преобладает в них?
  3.      В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

 

Комментарий методиста.

В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребёнок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. 

Мнение родителей:

На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он так и получит в детском саду.

       Вопрос:  Есть ли другие точки зрения о значении детской игры? (желающим предлагается высказаться.)

Мнение воспитателя:

Ребенку необходимы время и игровой пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизоры, компьютера и т.д. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа:

Однажды Слава предложили ребятам, играющим в семью:

- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возразила:

- Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

- И пить вино – это плохо, - добавляет Женя.

- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает…- убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: - Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

 

 

Вопросы:

  1.      Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
  2.      Почему, по вашему мнению, она сложилась?

(после обсуждения воспитатель подводит итог)

Мнение воспитателя:

Замечали ли вы, когда ребенок начинает играть? Когда возникает в его жизни игра? В развитии игровой деятельности выделяется два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.

Для детей конца второго-начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами.

Вопрос: Наблюдали ли вы такие проявления игры у своего ребенка?

К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платья и снова его надевать, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т.д. Это является нормальным - так ребёнок присваивает общественно - исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета – заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем  психического развития детей. Проследите за играми своих детей.

Комментарий воспитателя.

Если ваш ребёнок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трёхлетнего ребёнка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребёнка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определённому сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребёнка много значит одобрения родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребёнка разовьётся игровая деятельность.

Рекомендуем использовать ряд приёмов: поиграть вместе с ребёнком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «я – доктор». Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребёнок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодиться стихотворение К.Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребёнку. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить», «продать» и т.д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребёнку.

Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого.

Комментарий воспитателя.

Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т.д., значит он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры  -  ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвёртому году для ребёнка становится интересным не только отражение действий, но взаимодействие людей. Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно руководит игрой ребёнка во время выполнения  своих дел, например когда она гладит бельё или моет посуду. Можно предложить трёхлетнему ребёнку постирать кукле платье или носовые платочки; или мама пусть пока печёт пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол.  Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трёх-четырёхлетних детей: «мишка заболел», «поедем на дачу» и др. Попросите ребёнка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребёнок уже научился игровым действиям, то можно давать такие косвенные задания. С детьми четвёртого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек. Задавайте ребёнку вопросы, например: «куда положим куклу спать?». Действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребёнком 15-20 минут в день. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребёнком время.

 

Мнение родителей.

Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребёнок всегда берёт на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чём причина этого?

Комментарий воспитателя.

Причина заключается в том, что ребёнок или недостаточно владеет способами построения игры, или не знает, как реализовать другие роли в игре. Также на ребёнка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребёнка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребёнок всё время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.

Вывод.

В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребёнок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. 

Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогический грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы.

Итак, игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми

Какие игрушки нужны вашим детям? »

Совсем маленьких детишек надо учить играть и тут родительская инициатива просто бесценна. Но в один прекрасный день наступает момент, когда ребенок хочет играть самостоятельно. Психологи установили, что желание родителей постоянно контролировать детские игры может тормозить творческие способности и инициативности малышей. Осознав, что их оценивают, дети утрачивали непосредственность и начинали «работать на публику». В результате детское спонтанное творчество превращалось в заданную деятельность, которой управляли взрослые.

Для детей конца второго-начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отображает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. К началу третьего года должна развиваться способность самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Иногда действия могут производиться условно с помощью предметов заместителей или без них. Например, куклу кормят из пустой тарелки Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома для этого необходимые условия. Но одних впечатлений и игрушек не достаточно. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослым и он нуждается в постоянном подыгрывании. Для ребенка много значит одобрение родителей. Рекомендую использовать ряд приемов : поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать», "погладить". Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. В процессе игры должны присутствовать как предметы заместители, так и натуральные игрушки. Игрушка-это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Правильный подбор игрушек это серьезное дело. Существуют разные виды игрушек:

-сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда и т. д.)

-технические игрушки (транспорт, конструктор и т. д.)

-игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков, в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.

-маскарадные-елочные игрушки, связаны с празднованием Нового года.

-театральные игрушки по содержанию являются образными. Они служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (игрушка-перчатка, Петрушка и т. д.)

-музыкальные игрушки (пианино, бубенцы, дудочки, балалайка и т. д.)

-дидактические игрушки (матрешки, пазлы, мозаика, ящички с прорезями и т. д., с их помощью дети знакомятся с цветом, формой, величиной.

Подбор игрушек и игр зависит от возраста детей. Детям 2-3 года жизни нужны игрушки, которые позволяют им отображать близкие жизненные ситуации. В возрасте 3-4 лет требуются игрушки красочные, простые выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчивостью внимания. Игрушка должна быть с подвижными деталями.

На ряду с обычными игрушками существуют игрушки-монстры. Они могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Есть и другие варианты, дети очень любят наряжаться, позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно расположить кукольную мебель и игрушки.

Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы.

«Как отвечать на детские вопросы». Памятка для родителей по развитию любознательности у детей дошкольного возраста

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.

Не раздражайтесь из-за них на ребенка.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Научите ребенка играть в шахматы или шашки.

Проводите в семье различные конкурсы.

Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.

Проводите постоянные прогулки на природу.

Мастерите с детьми поделки из природного материала.

Поощряйте экспериментирование детей.

Читайте детям природоведческую литературу.

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.

Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.

Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Консультация для родителей: "Капризы и упрямство"

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10.  Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать.
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

 

Консультация для родителей на тему «Профилактика плоскостопия»

В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может проявляться отек стопы, исчезающий за ночь.

В профилактике плоскостопия важную роль играет правильный выбор обуви: она не должна быть тесной или слишком просторной.

Детская обувь должна соответствовать анатомо – физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы.

Детям не следует покупать обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы сзади и снаружи, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.

По степени закрытия стопы различают следующие виды обуви: сапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. При выборе обуви необходимо учитывать не только размер ноги, но и полноту. Для детей выпускается обувь двух полнот. Лучшим материалом для подошвы детской обуви является кожа. Она обладает достаточной прочностью, пластичностью, паро- и воздухопроницаемостью. У детей до 8 лет стопа ежегодно удлиняется в среднем на 11 мм, в связи с чем обувь рекомендуется обновлять каждые 6 месяцев.

Необходимо следить за тем, чтобы детская обувь всегда была сухой и чистой.

В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:

• следить за их осанкой;

• обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;

• следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе;

• ежедневно заниматься гимнастикой и спортом;

• ходить босиком в теплое время года по неровной почве.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

Разминка «Веселый зоосад».

1. «Танцующий верблюд». Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) .

Начиная тренировку,

Верблюды танцуют ловко.

2. «Жирафы». Ходьба на носках, руки вверх.

Пробираются вперед,

Здесь жирафов кто – то ждет.

3. «Косолапые медведи». Ходьба на внешнем своде стопы, руки на поясе.

Мишка важно так шагает,

На бок лапы расставляет.

Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног.

Речитатив:

Пальчики на ножках, как на ладошках, (выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот)

Я их смело покручу и шагать начну.

Разведу вперед – назад, и сожму руками. (один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные. (сжимание ладонями пальцев ног)

Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой.

Консультация для родителей «Игры на развитие внимания и памяти»

Игры на развитие внимания и памяти можно использовать и в более старшем возрасте, просто усложняя задания.

1. Игра "День и ночь":

На столе выставляют 5-6 игрушек. Названия этих игрушек проговариваются детьми. Взрослый говорит:"ночь". Дети закрывают глаза, в это время прячется одна игрушка. На слово взрослого "день" дети открывают глаза и угадывают, какую игрушку спрятали. Так повторяется несколько раз. Вместо игрушек можно взять яркие картинки из лото.

2. Игра "Повтори":

Взрослый называет несколько слов, (для начала не более трех) ребенок их запоминает, а потом повторяет.

3. Игра "Отгадай, кто идет в гости!"

Нужны картинки с изображением животных, например: кошка, собака, корова, свинья.

Задача: узнать по звукоподражанию, кто пришел в гости.

4. Игра "Цветные фоны":

Подобрать к данному цветному фону картинку того же цвета. Например, к красному квадрату можно подобрать красное платье, красный цветок и т.д. Сначала берутся для игры основные, наиболее различимые цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, а затем коричневый и оттенки цветов.

5. Игра "Цветок и бабочка":

Картинки с изображением цветов и разноцветные бабочки.

Задача: подобрать к цветку бабочку аналогичного цвета. Например, к желтому цветку подобрать желтую бабочку и т.д.

6. Игра "Положи цветок на место":

Кружки красного, синего, белого, желтого цвета и изображения цветов такого же цвета.

Задача: Подобрать к каждому кружку цветок того же цвета.

При правильном выполнении этого задания задачу можно усложнить и добавить кружки оранжевого, голубого и розового цветов и соответственно такие же цветы.

7. Игра "Цветные подносы":

Подносы (полоски желтого, красного, зеленого цвета), картинки овощей и фруктов того же цвета.

Задача: Разложить овощи и фрукты по подносам того же цвета. На зеленый поднос можно положить огурец, капусту, горох, виноград. На желтый - лимон, яблоко, грушу, тыкву. На красный - яблоко, вишню, свеклу, редиску, помидор. Выигрывает тот, кто  первый подберет овощи и фрукты нужного цвета и положит на свой поднос.

8. Игра !Зеркало":

Эй, ребята, не зевать!

Что нам мамочка покажет

Будем дружно повторять

Задача: воспроизвести движения взрослого

9. Любой вариант лото.



Анкетирование родителей и анализ анкеты «Здоровый образ жизни»

Цель анкеты: Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни. Результаты анкетирования показывают, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом. Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка.

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

а) да

б) нет

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

а) да

б) частично

в) нет

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

а) да

б) частично

в) нет

Спасибо!

Консультация для родителей: Летний отдых с ребенком
Описание материала: Материал может быть полезен родителям, педагогам . Рекомендации родителям, для детей с 3 до 7 лет. Как лучше провести отдых со своим ребенком. Как занять детей летом.
Лето в разгаре ,естественные силы природы – воздух, солнце и вода –прекрасные средства закаливания. Летом дети должны находиться на открытом воздухе по возможности весь день. При плохой ,дождливой погоде прогулки могут быть кратковременными ,но частыми. Очень важно правильно организовать сон ребенка, днем желательно на воздухе.
Солнце - тоже добрый друг детского здоровья. Его живительные лучи уничтожают болезнетворные микробы , улучшают обмен веществ. Но солнце- и очень строгий друг. Длительное пребывание на солнце приводит к перегреву (тепловому удару), вызывает сильные ожоги наиболее чувствительных участков кожи. При этом температура у ребенка порой поднимается до 40 С.
Пребывание на солнце необходимо дозировать .Нежелательно ,чтобы ребенок загорал лежа, пусть он играет, двигается. На голове у него должна быть шапочка- панамка. Наиболее подходящее время для загара - первая половина дня.
В жаркий летний день важно правильно одевать ребенка: легкая рубашка (или платье ) с коротким рукавом ,шорты ,шапочка или косынка от солнца ,легкая обувь - словом ,все то ,что дает возможность телу «дышать» и не сковывает движений. Если земля сухая и теплая ,можно разрешить детям ходить босиком. Это очень полезная процедура ,особенно для тех, кто страдает плоскостопием. 
Купание в реке, озере можно считать комплексным видом закаливания. Ведь при этом на организм действует сразу и вода ,и воздух, и солнце. Ребята очень любят купаться . Но необходимо внимательно следить за тем, чтобы детский организм не переохлаждался . Сначала разрешается быть в воде не более 5 минут, постепенно время увеличивается до 20 минут.
Самая приятная водная процедура - плавание. Оно тренирует сердце, легкие, почти все мышцы тела. Учить овладевать этой нужной в жизни наукой надо уже с детства. Но ни в коем случае нельзя загонять детей силой . Главное – выдержка и терпение . 
Для развития детского организма большое значение имеет полноценное, правильно организованное питание. Лето – пора овощей, фруктов, ягод. Богатое содержание минеральных солей и витаминов делает эти продукты необходимыми в рационе детей. По возможности их следует давать в сыром виде, а соки добавлять в готовые блюда. Чтобы предупредить кишечные инфекции ,отравления у детей ,любые ягоды, фрукты и овощи надо тщательно мыть под струей воды из водопровода.
Летом желательно разнообразить меню ,на некоторое время забыть о традиционных «зимних» супах и кашах. Можно приготовить вот такой овощной салат :Бело- оранжевый салат.150г тертой моркови,100 г .тертого сельдерея,50 г. тертых яблок. Смешать все с лимонной подливкой .По вкусу можно посыпать мелко нарезанными орехами .До подачи на стол салат нужно оставить на 15 минут для пропитания.
Самый ценный подарок для детей во время летнего отдыха – их родители. Ведь осуществляется заветное желание ребенка – быть как можно больше с папой и мамой, которые свободны от ежедневных хлопот. 
Хорошее настроение ,царящее в кругу семьи во время отпуска ,сближает детей с родителями , а загородный воздух, широкие возможности для игр, спортивных развлечений ,посильный труд в огороде и в саду, наряду с правильным режимом питания и сна, благотворно влияют на здоровье.
Как много может дать совместный отдых и детям ,и взрослым. Какие появляются возможности за этот ,казалось бы ,короткий срок ближе узнать своего сына или дочь, стать ему (или ей) настоящим другом и товарищем во многих делах. Известный польский педагог Януш Корчак, обращаясь к родителям ,писал: «…никакая книга ,никакой врач не заменяет собственной зоркости мысли и внимательного наблюдения».
Интересны и познавательны совместные прогулки в лес, в поле, к реке. Во время них дети часто обращаются с вопросами к родителям. К примеру : отчего муравьишка такой маленький, а тащит большую ветку? Откуда у него силы берутся, если у него нет мышц? Не всегда родители могут все объяснить .Откровенное признание : «Я и сам не знаю ,но обязательно узнаю и тебе скажу»,- не роняет их авторитет. А можно найти и другой выход из затруднительного положения: «Ты задал очень интересный вопрос. Давай дома попробуем поискать на него ответ в книгах». Вот уже и тема для беседы, и общее интересное дело.
Живо и непосредственно воспринимают дети природу. И надо им помочь подружиться с ней ,научить любить ее и понимать ,видеть красоту, беречь богатство .
Хорошо ,если родители знают названия деревьев, кустарников, травянистых растений , могут рассказать об их лечебных свойствах ,показать ядовитые растения, объяснить ,почему их нельзя трогать. 
Можно предложить ребенку вместе заготовить на зиму целебные травы (подорожник, ромашку) или собрать и посушить цветки липы. Объяснить ,что настой листьев подорожника очень помогает при кашле, а липа широко используется при лечении простудных заболеваний. 
Такие совместные полезные дела пробуждают детскую любознательность, расширяют кругозор, вызывают интерес к труду взрослых. 
Природа помогает развивать фантазию , творческие способности ребенка. Во время прогулки в лес внимание детей может привлечь сухой корень или кусок коры ,своей формой напоминающий фигурку какого –то зверя или птицы. Если этот природный материал в рюкзаке или кармане принести домой и открыть мастерскую, ребята с удовольствием будут выдумывать и творить вместе с родителями.
А из шишек, бересты ,желудей, репейника забавные игрушки – зверушки можно сделать прямо в лесу , во время отдыха.
Большая роль в жизни и развитии ребенка принадлежит игре.
В игре проявляются интересы детей ,черты их характера, умение жить в коллективе. Участвуя в играх ,организуя их, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком, понять ,почему у него не всегда складываются взаимоотношения с сверстниками и что ему мешает играть дружно. Такие наблюдения помогут использовать игру для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, инертности в поведении, для развития коллективизма, активности, любознательности.
Примеры народных игр, в которые можно поиграть с детьми. Играя вместе с детьми, родителям целесообразно брать на себя роль ведущего.
Игровая
Дети встают в круг ,берутся за руки .В центре находится ведущий . Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона 
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не ели, не пили ,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот ,кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Молчанка
Перед началом игры все играющие произносят певалку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово,
он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают : по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют раз- 
личные движения. Разыгрывать фанты можно сразу ,как проштрафился.