Консультация для родителей "Нетрадиционные методы работы со сказкой"
консультация на тему

Савельева Ольга Вячеславовна

Этот материал поможет родителям  научить детей воспринимать сказку нетрадиционно , понимать содержание сказки по- другому, придумывать самим концовки сказок и т.д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultdlya_rod2.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Нетрадиционные методы работы со сказкой»

        Дети очень любят сказки. Они черпают из них множество

удивительных позиций: первые представления о времени и пространстве, о

связи человека с природой, с предметным миром. Не смотря на это, сказки,

равно, как и многие художественные произведения не в полной мере

используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития у

детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания

добрых чувств. Сказки подаются дошкольникам не разнообразно, в

основном, это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или

драматизация, просмотр театров, мультфильмов, кинофильмов по мотивам

знакомых сказок. Д. Родари утверждает: «Много сказок жестоких, несущих в

самом содержании насилие, подавление и другие негативные моменты». В

этом мы убеждаемся, рассказывая о том, что лиса съела колобка, как сёстры

издеваются над Золушкой, как тяжело живётся Иванушке-дурачку, и т.п.

           Мы привыкли традиционно относится к сказочному материалу. За

многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая,

жаль колобка, Иванушка-дурачок всегда оказывается умнее всех. Одна из

главных задач, стоящих перед взрослым, - познакомить ребёнка с

содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на

поверхности текста, обыграть, драматизировать…

Лариса Борисовна Фесюкова, автор книг «От трёх до семи», и

«Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного

материала нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ

(теория решения изобретательных задач). Нетрадиционно – это значит

научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать

содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования,

придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации,

смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Для этого ею разработана

специальная универсальная схема, которая выглядит следующим образом.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика. 6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.

Необходимо отметить, что предложенные разделы выбраны условно,

это всего лишь модель, образец и исходя из этого, их может быть меньше,

может быть и больше. Кратко рассмотрим методику работы над каждым

разделом.

1. Нравственный урок. Не зря существует поговорка «Сказка –

ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда

напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок

– вот главная задача. Нетрадиционный подход даёт возможность

воспитателю и детям уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо,

создать новую ситуацию, где бы герой исправлялся, добро

восторжествовало. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё

можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна

стать творческим девизом для ребёнка. Например в сказке «Рукавичка»

нравственный урок раскрывается следующей поговоркой «В тесноте, да не

в обиде». Да не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются

противоречия. Понять их и творчески решить вот главная задача в системе

образования дошкольников. Так в чём же противоречие в сказке, которого

не замечают дети, да и зачастую и многие взрослые. Всё внимание

читателей приковано к рукавичке и к её гостям. Все забыли про деда,

который зимой остался без рукавички. Очень важно рассмотреть

различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а

для кого плохо.

2. Воспитание добрых чувств. В каждом конкретном случае

сюжет сказки обращает внимание, лишь на отдельные компоненты из

целой гаммы добрых чувств: самоотверженность, сопереживание. В этой

связи следует обратить внимание на следующие моменты:

• Учить детей сравнивать, сопоставлять;

• Формировать привычку доказывать, что это так, а не

иначе;

• Ставить ребёнка на место положительного или

отрицательного героя, давая ему возможность выбора

собственной позиции;

• Упражнять детей в синхронном выражении чувств и

телодвижений, обеспечивая более глубоко сопереживать

действиям и поступкам героев.

К примеру:

• «Докажи, что Алёнка лучше всех»;

• «Кого тебе жалко в этой сказке»;

• «Как бы ты поступил на месте…»;

• «Как движениями похвалить петушка»

Здесь используется игра «Хорошо – плохо», т.е. развести в стороны

хорошие и плохие поступки и явления.

3. Речевая зарядка. Она направлена на решение следующих

проблем: расширять словарный запас, верно строить диалоги, развивать связную и логическую речь, делать нашу устную и письменную речь

эмоциональной, образной, красивой. Этому будут способствовать

перечисленные ниже методы и приёмы.

• «Задай вопрос…». Например, Курочке Рябе деду, бабке,

мышке и т.д.

• «Придумай несколько однокоренных слов» (лес, лесник,

лесовичок).

• «Найди рифму…» (Мышка – Книжка).

• «От каждого по словечку». Составить достаточно длинное

распространённое предложение.

• «Напиши письмо (записку, телеграмму)» при этом важно

совместно с детьми решить, кому оно будет адресовано.

Ребёнок говорить, взрослый записывает, затем вместе

читают, обсуждают написанное, корректируя и и

совершенствуя его по стилю и содержанию.

• Воспитателю можно предложить подобрать к каждой сказке,

если это возможно, фразеологизм, или пословицу и

побеседовать по его содержанию, раскрывая смысл.

• «Как бы ты назвал эту сказку?», «Как ещё можно назвать

эту сказку?».

• Метод введения частицы «не»: «Не репка выросла на грядке,

а…», «Не Красная Шапочка, а…». Т.е. вместо привычного

персонажа, главного героя придумать нового.

• «Найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова».

• «Сочини длинное и в то же время смешное слово».

• Разобрать слова с одинаковым написанием, но разных по

значению (мука – мука), или различных по контексту

(собачий хвост – собачий характер).

• Объяснить этимологию слова. И др.

4. Развитие мышления и воображения. Здесь особо обращается

внимание на развитие ребёнка до такого уровня воображения, который

помогает ему различить реальную жизнь и фантазии. В данном случае

дошкольник придумывает что-то новое.

• Придумывать старые предметы в новых вариантах.

• Превращать себя и других членов семьи, друзей в другие

одушевленные и неодушевлённые предметы.

• Составлять фантастические сказки о себе.

• Постановка проблемного вопроса. (Всегда ли плохо,

когда»в грязь полез и рад, что грязна рубаха» ? Может

быть карапуз полез в лужу спасать котёнка…

5. Сказка и математика. К.Д Ушинский отмечал, что у хорошего

учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней

экономии. Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику

максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это

его жизнь. Тем более , что во многих сказках математическое начало находится на поверхности. «Волк и семеро козлят», «Два жадных

медвежонка» др.

6. Сказка и экология. Сказка сама подсказывает, какой вопрос

или задание дать детям. Более осознанному пониманию ребёнком природы,

природных явлений, природоохранной деятельности помогает игра

• «А если бы…»

• «А если бы не наступила весна?»,

• «А если бы пропал ветер?»,

• «А если бы погасло солнце?» и т.д.

Эти вопросы ставят ребёнка в позицию исследователя. Природа

противоречива, а понять некоторые противоречия помогает уже знакомая

игра «Хорошо – плохо»

7. Сказка развивает руки. Детям предлагается что-то сделать:

вырезать, склеить, изобразить схематично, показать эпизод с помощью

мимики, жестов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"

Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...

Методы работы со сказкой

Сказка - это кладезь народной мудрости, в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинак...

Формы и методы работы со сказкой

информация для педагогов на тему: "Формы и методы работы со сказкой"...

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

Доклад:«Традиционные методы работы со сказкой»

Традиционные методы работы со сказкой.Доклад.        Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого...

Консультация для педагогов «Методы работы со сказкой в речевом развитии детей»

Консультация для педагогов «Методы  работы со сказкой в речевом развитии детей»...