Консультации для родителей
консультация на тему

консультации для работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_roditelyam.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:  «Игра как средство познания окружающего мира»

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра.   Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже нужно научить. Организовывая игру, вы можете принять на себя роль «продвинутого ребенка». Играя сами, вы показываете ребенку, что он может делать с игрушками. Возможно, в первое время вы будете разыгрывать спектакль, а ребенок будет зрителем. Затем, подражая вам, он начнет выполнять отдельные действия с игрушками, а потом постепенно научится объединять их в целые сюжеты. Если ребенок уже играет сам, вы можете подключаться к его играм, внося в них новые сюжетные подробности. Комментируйте свои действия и действия малыша. Ваши высказывания должны быть простыми, понятными и поддерживающими ребенка эмоционально. Например, «Какой высокий дом у тебя получился! Теперь он сломался, зайка плачет, что же делать? Давай починим домик!», а не: «Вот какой дом ты построил, только не ломай его! Ну вот, я так и знала, что ты его сломаешь! Строй опять!».

В тех случаях, когда для обучения требуется несколько повторений, подумайте, как «выстроить мизансцену» так, чтобы это было оправдано и интересно. Например, вы учите ребенка строить ворота из кирпичиков. После того как ворота построены, предложите ему провезти сквозь них машинку. Если ворота сломаются, будет естественным попросить ребенка снова построить их. Таким образом, он сможет потренироваться  в конструировании, а, кроме того, будет рад возможности снова их сломать. После занятия-презентации, когда вы продемонстрировали малышу модель поведения, оставьте игрушки в поле досягаемости и дайте ему возможность самому попробовать поиграть ими.

Как обучать ребенка в быту?

Для развития представлений об окружающем мире и расширения

сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные

виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи.

Мытье полов (шваброй или руками) способствует развитию

точности движений. Стирка и выжимание белья (руками), мытье

посуды, заметание мусора на совок развивают навыки

двуручной   деятельности и  позволяют ребенку  получать новые

сенсорные ощущения.

Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки,

носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками,

работать в огороде и т. д. Ребенок может помогать вам, выполняя

отдельные поручения или подражая вашим действиям. Например,

когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать

миску и поставить ее на стол. А затем можно дать ему  безопасный

одноразовый пластмассовый  ножик и предложить резать  вареные

овощи и зелень вместе с вами. Если у него что-то не получается,

 покажите ему      правильные движения, действуя его руками.

Просьбы, с которыми вы обращаетесь к ребенку, должны быть  

простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ним то, что вы делаете. Особенно выделяйте и интонационно подчеркивайте эмоциональные моменты: «Ой, лужа!» или «Ой, мокро (горячо, тяжело и т. д.)!».

Ребенок должен не просто научиться выполнять  отдельные

хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно

 хвалите его за все, что он сделал, а также и за попытки помочь вам.

Комментируя  свои  и его действия, вы можете повторять и размер, и

цвет, и другие признаки предметов (тяжелый, холодный и т. д.). Вы можете заниматься обучением счету, накрывая на стол, подбором пар,

раскладывая носки после стирки. Маленькие дети обычно с удовольствием

помогают родителям по хозяйству, позже их труднее к этому приучить.

Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры

предполагают использование песка и воды, муки и воды, теста,

пластилина, глины, пальчиковых красок, пены для бритья. Хорошо,

если ребенок получает разнообразные ощущения от игры с этими

материалами не только кистями рук, но и всем телом. Можно перед

купанием раскрашивать его пальчиковыми красками или мазать пеной для бритья, ставя перед зеркалом, а потом давать мочалку, чтобы ребенок постарался сам отмыться.

Летом при хорошей погоде старайтесь, чтобы малыш мог поползать и поваляться на песке и на траве, построить замки из песка, глины, камешков и веточек. Не бойтесь, что он испачкается. Если ребенок отказывается от таких игр, может быть, вам стоит самим показать ему пример.

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

  Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов  восприятия , являются результатом их переработки . Овладение  знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов ( форме, цвету, величине).

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно , необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.  

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того , насколько совершенно ребенок слышит , видит, осязает окружающее.  

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов ( система геометрических форм, величина, спектр цветов     и т.д.).  

Усвоение сенсорных  эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи:

-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов( цвете, величине, форме, количестве).

-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

Направления работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

-обучение способам обследования предметов

-развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).

Практикум для родителей: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию для детей  младшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию игры для развития сенсорной сферы ребенка:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

,, Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному  признаку )

,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить ,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

,, Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)                

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше - ближе,,(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

 Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

,,Какого цвета не стало?,,

,,Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери  гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

,,Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета)

Семинар – практикум для родителей:  «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию игры на развитие речи, памяти, мышления:

 «Кошка и бумажка»

Цель. Научить ребенка произносить слова «брось», «лови».

Для игры используются кошка бибабо (надевающаяся на руку) и бумажка на веревке.

Ход игры: Взрослый показывает  ребенку кошку бибабо и говорил, что она очень любит играть с бумажкой. Размахивал перед ней бумажкой, кошка «ловит» ее лапками. Взрослый говорил ей: «Брось» - кошка бросала бумажку; говорил ей: «Лови» - кошка «ловит» и т.д. Потом взрослый предлагал малышу самому сказать кошке «Брось». Ребенок говорит, кошка «выпускала» бумажку из лапок. Взрослый предлагает сказать «Лови», и когда малыш говорит, кошка «поймала» бумажку.

«Села птичка на окошко»

Цель. Закрепить знакомство ребенка с окружающими предметами и названием отдельных частей тела.

Для игры используется вырезанная из картона птичка с вставленными в прорези крыльями. К спинке прикрепляется проволока, резинка или нитка.

Ход игры: Взрослый держал птичку у окна и произносил всем знакомое четверостишие: Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко, Посиди, не улетай, Улетела птичка - Ах!

(Птичка в руках взрослого «летала» по комнате.)

«Проси птичку: «Лети к нам», ну скажи: «Лети к нам». Сережа (ребенок) говорил. Вот молодец, она тебя послушалась и осталась у нас, а мы ее покормим. Делал движение, будто кормит, насыпал зернышки птичке. «А теперь посыпь птичке зернышки». Ребенок подражал. «Теперь дай ей воды попить». Доставал блюдце, и малыш давал птичке пить.

-Скажи: «Пей, птичка, пей». Птичка поела, попила водички и полетела.. Зови ее: «Лети к нам, птичка». Птичка «летала», садилась ребенку на голову. «Смотри, птичка тебе на головку села. А мне куда села? На плечо; ай улетела. Птичка улетает» Усложнение: Птичка садилась в комнате на разные предметы, которые  ребенок  называет.

«Кормление собачки»

Цель. Произношение слов: «собачка», «мисочка», «коврик», подражание действиям.

Для игры использовались игрушечная собачка, мисочка, коврик.

Ход  игры:

 Взрослый показывал Сереже собачку, рассматривал ее с ним, спрашивал: «Кто это? Как собачка лает?» Вместе они рассматривали и показывали части тела собачки: хвостик, лапки, спинку, ушки, глазки, носик. «Не хотите ли послушать, как собачка проси кушать? Гав-гав-гав - так собачка просит кушать». Взрослый подносил к носу собачки мисочку и делал вид, что кормит ее. Затем малышу предлагал покормить собачку. Сережа покормил собачку.

«Девочка и петушок»

Цель: познакомить ребенка с предметами для умывания, кормления и сна. Научить ребенка играть с куклой: мыть, кормить и укладывать спать. Для занятия использовалась кукла в нарядной одежде, игрушечный петушок, кукольная мебель, посуда, таз, мыло, полотенце.

Ход игры: Стол накрыт скатертью, причем у передней части стола она опущена до пола. Игрушки лежат под столом. Чтобы малыш их не видел. Взрослый брал куклу и, не показывая ее, говорит (за куклу): «Сережа, я к вам иду». Затем, менял голос: «Сережа, кто это к нам идет? Кто тебя зовет? Сережа отвечал. Взрослый говорил, что куклу зовут Катя. «К нам идет Катя. Позови ее, скажи: «Катя, иди к нам, мы тебя ждем». По приглашению появлялась кукла Катя, здоровалась. Взрослый предлагал мальчику также поздороваться с Катей. Взрослый спрашивал Катю: «Катя, кушать хочешь? Давай помоем руки и сядем кушать». Перед тем как помыть Кате руки спрашивал: «Чем руки мыть? А теперь что делать?» Сережа подсказывал: «Нужно включить воду, намылить руки, сполоснуть и вытереть» и т.д. «А что Катя будет кушать? А куда мы положим еду?» Взрослый кормил куклу, называя все предметы и побуждая ребенка говорить. 

Руками куклы взрослый клал салфетку на место. Затем кукла раздевалась и ложилась спать. При этом она ставила стул для одежды, складывала все на стул .Кормить и укладывать надо так, как кормят и укладывают ребенка. Затем взрослый прикладывал палец к губам: «Тише, тише, наша Катя спит».

Пауза. Как будто издали слышится: «Ку-ка-ре-ку». Взрослый говорит: «Тише, Петя не буди Катю. Тише».

«Зайчик и морковка»

Цель. Научить произносить слова: «зайчик, «кушай», «морковка» и действия с игрушечным зайчиком.

Для игры использовался игрушечный заяц и морковка.

Ход игры: Взрослый говорил: «Садись на стульчик и посмотри, что я тебе покажу. Смотри, кто это такой?» Медленно вынимал из кармана зайчика, так чтобы вначале видны были только ушки, потом головка и, наконец, весь заяц. «Это зайка, Кто это? Зайка».
«Вот, смотри, мы посадим зайку, пусть он здесь посидит и посмотрит на нас. Вот какой у нас зайка хороший. Мы сейчас будем зайку угощать. Он любит морковку. Зайка, ты хочешь морковку? Вот у меня морковка, вкусная, сладкая. Дай зайке морковку, скажи ему: «Кушай, зайка, морковку». Сережа брал морковку и кормил зайчика. «Ну вот, зайчика покормили, а теперь зайка поскачет. Зайка, поскачи, покажи, как ты скачешь. Вот как зайка скачет: прыг-скок. А кто умеет так скакать, как зайка? Вот как прыгает Сережа.: прыг-скок, совсем как зайка».

Консультация для родителей: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители!

Способствуйте возникновению любых доступных ребенку речевых проявлений, вокализаций.

Побуждайте пользоваться наряду с жестами и мимикой словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими; обращаться  ко взрослым и детям по разным поводам, задавать вопросы.

1.Вплетайте слово в общий рисунок поведения ребенка  (наблюдений, игр, и пр.) и вместе с мимикой, жестом, взглядом, выразительным движением произносите однословные и двухсловные высказывания. Главное чтобы ребенок видел вашу мимику, движения губ. Например:

- Где мишка?                                 - Вкусная каша.          - Высокий дом.

- Здравствуй!                                 - Белое молоко.           - Нарисовал круг.

- Надевай шапку.                           - Сладкий чай.          – Построили  домик.

2.        Ежедневно играйте в игры со звукоподражанием:

- Помяукай как кошечка. Мя-у, мя-у.

- Как корова мычит.  МУ – МУ.

- Гуси, гуси!  ГА-ГА-ГА,

  Есть хотите? ДА-ДА-ДА.

- Женя катится с горки У-У-У-Х!

- Женя катается на лошадке: НО-НО-НО.

- Устал мишка. Спит: а-а-а, а-а-а.

- Мотор ревет: р-р-р-р.

- Как гудит машина? Би-бип. Би-бип.

3. Играйте в игру «Рожицы». Перед зеркалом, друг другу стройте веселые, грустные, злые рожицы. Это способствует развитию мимики, тренирует мышцы.

1.        Проговаривайте за ребенка его настроение, желания.

- Ты устал, хочешь спать.   - Тебе грустно. Хочешь поиграть в машинки.

- Тебе весело.                       - Ты хочешь, чтобы я тебе почитала сказку.

5. Развивайте слуховое внимание.  Игра «Кто позвал?» Ребенок стоит спиной ко взрослым. Кто-то один зовет ребенка по имени. Спросите: «Кто позвал? Покажи» (мама, папа, бабушка …) «Узнай кто спрятался?» Под платок (покрывало) положите игрушку, картинку любого животного (которое ребенок знает), звукоподражанием определите его. Например: картинка кошки лежит под платочком, взрослый говорит:  «МЯ-У. Кто спрятался под платочком?»

Приучайте внимательно слушать, понимать и выполнять ваши поручения, состоящие из 2 – 3 связанных по смыслу действий. Например: Подними зайчика и посади на кресло. Принеси колготки и штаны. И т.д.

Консультация для родителей:

Творческие игры для детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, запомните 3 правила.

•        Правило первое

Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

•        Правило второе

Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

•        Правило третье

Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого замените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.

Что катится?

Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование — кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и...кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик — нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

Почтовый ящик.

Подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоугольный брусок. Должно быть по 2—3 фигуры каждого вида. Демонстрация на кубах  Монтессори. Начинаем игру. Ребенку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Вам же остается следить, чтобы ребенок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату — кукле или мишке или другой любимой игрушке.

Оденем кукол.

Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.Дайте ему двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой». Чтобы усложнить задание надо дать трех кукол.

Сверни ленту

Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую. Разверните в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет.

Построим башню. Понятие «устойчивый — неустойчивый».

Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

Воздушные шары

Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Сравни предметы  Игра на развитие внимания.

 Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем — чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка — большой, а зайчик — маленький, мишка — коричневый, а зайчик — белый и т.п. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Также рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мяча).

Найди такой же    Игра на развитие внимания.

Предложите малышу выбрать из 4—6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Найди ошибки

Игра на внимание.

Заранее нарисуйте картинку (ваши художественные способности здесь не имеют никакого значения), на которой опущено 5—6 ошибок. На картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т.п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы опять-таки интереснее давать по очереди. Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.

Зеркало

Игра на внимание. Эта игра научит ребенка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже; вы топаете двумя ногами — ребенок тоже; вы машете сначала одной кистью, а потом двумя — и ребенок тоже.Эта игра дает большие возможности варьирования предлагаемых ребенку действий. Затем, когда ребенок научится с легкостью копировать их, можно предложить ему последовательность действий.Развивать внимание ребенка можно и на утренней зарядке, при выполнении любых двигательных упражнений. При этом малыш должен выполнять все действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать.

Магазин

Игра на развитие памяти.

Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в «магазин». Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4—5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» — и т.д.

Запомни узор

Игра на развитие памяти.

Вы можете нарисовать простой узор. Этот узор вы даете ребенку рассмотреть за 1—2 минуты, а затем просите его нарисовать точно такой же по памяти. Можно дать подобное задание и на создание простой прослойки из строительного материала. Даете ребенку возможность 1—2 минуты рассмотреть ее, а затем предлагаете по памяти (ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков. Эти задания можно изменять и предлагать ребенку неоднократно, постепенно усложняя их.

Шарик на горке

Игра на развитие мышления.

Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).

Сделай, как я

Игра на развитие мышления.

Эта простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора: куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед. На первых порах одновременно используются 2—3, а впоследствии 4 формы. Эта игра только для вас и вашего ребенка — только для двоих. Отберите себе и ему по 2—3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребенком сложите небольшую постройку. Поставьте детали рядом или одну на другую. Например, призму положите на куб (по типу домика), а справа или за домом положите параллелепипед. Вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм.

Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же поставить его детали. Если сразу это не получится, не сердитесь, повторите все сначала — игра достаточно сложна для вашего малыша. Попросите его самого построить что-нибудь и сделайте так же. Когда увидите, что дело пошло на лад и ребенок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.

Угадай, кого загадали!

Игра на развитие ориентирования в пространстве.

В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится.

Во что с этим можно играть?

Данная игра направлена на развитие творческих способностей. Вам потребуется заранее отобрать и приготовить несколько предметов, не имеющих четкого назначения: палочка, кубик, коробочка, камешек, картонка — и т.д. Игра состоит в том, чтобы придумать, чем они могут быть: вместо какого реального предмета использоваться. В начале игры вы берете любой предмет, допустим, палочку, показываете его ребенку и предлагаете придумать, чем он может быть в игре. Будет прекрасно, если малыш сам назовет возможные варианты, а если он затрудняется, помогите ему. Должно быть, вы не забыли: палочка может быть градусником для куклы, ложечкой, ключом, удочкой. Кубиком нельзя кормить куклу, а коробочкой измерять температуру, ибо одним из обязательных условий игры, которое неукоснительно следует соблюдать, является некоторое сходство с реальным предметом. Следуя этим нехитрым правилам, вы можете стать хорошим партнером в любой детской игре. Когда ребенок поймет, как надо играть, каждый новый предмет вы будете выкладывать на стол и по очереди придумывать, во что с ним можно играть. Попробуйте предложить веселое соревнование — кто назовет больше. Пусть победителем окажется ребенок.

Полезно поиграть с ребенком в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы можно использовать вместо ложки для куклы, вместо кроватки, вместо машины и т.д. Это также поможет ему легко замещать один предмет другим, шире используя возможности воображения.

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию игры  направленные на развитие познавательных способностей детей:

Внимание и память

• Представление о постоянстве объекта

Материалы: небольшие игрушки и стаканчики, под которыми их

можно спрятать. Набор карточек с картинками по теме «Игрушки».

Маленькие дети часто не уверены в том, что те предметы, которых

они не видят в данный момент, по-прежнему существуют. Прежде

чем приступить к более сложным заданиям из данного раздела, убедитесь в том, что у вашего ребенка сформировано представление о постоянстве объекта, то есть он действительно ищет игрушку, спрятанную у него на глазах в том месте, куда вы ее положили.

После этого можно спрятать у него на глазах две или три знакомых маленьких игрушки, накрыв их стаканчиками, или зажать эти

игрушки в кулаках, и спросить: «Где собака?» или «Где машинка?»

и т. д. Когда малыш научится находить игрушки, можно предложить

ему такое же задание, но с использованием карточек.

Рассмотрите вместе с ребенком и назовите дветри картинки на карточках, используя соответствующие жесты, а затем переверните

их у него на глазах и спросите, например: «Где мяч?». Ребенок дол

жен открывать нужную карточку.

Размер, форма, цвет. Сортировка с опорой на образец

• Формирование понятия «одинаковый»

Материалы: набор парных карточек с простыми четкими картинками по темам «Игрушки», «Продукты», «Одежда», «Мебель».

Лото с картами, на которых представлено 46 картинок по этим же темам.

Выложите перед ребенком дветри карточки с простыми картинками и такие же карточки оставьте у себя. Сначала покажите ребенку, как класть карточки с одинаковыми картинками одну на другую.

Затем покажите и назовите одну из своих карточек, дайте ее ребенку и спросите, где такая же (можно использовать жест «такой же» –

указательные пальцы расположены параллельно). Ребенок должен

найти такую же среди двухтрех лежащих перед ним картинок и наложить на нее карточку, которую вы ему дали. Сначала для игры используется набор парных карточек, затем можно использовать лото с картами на четыре-шесть картинок.

Когда ребенок научится накладывать одинаковые картинки друг

на друга, можно начинать играть в лото всей семьей.

Можно также просить ребенка сложить носочки парами (при условии, что пары достаточно различаются между собой) и т. д.

• Сортировка по размеру

Материалы: набор кругов двух размеров (большие и маленькие)

разных цветов и две коробки. Такой набор можно сделать из кар

тона.

Сначала используйте круги одного цвета. Поставьте перед ребенком две коробки. В одну из них положите маленький круг, а в другую

– большой. Показывайте ребенку круги по одному, называйте раз

мер и просите положить в нужную коробку, подчеркивая, что одинаковые – «такие же» – фигуры должны лежать в одной коробке. Например: «Это – большой. Где большие? Где такие же?».

Для лучшего понимания можно использовать жесты «большой» и «маленький», а также жест «такой же».

Когда ребенок научится правильно класть круги к образцу,

предложите ему круги разных цветов. Задание дается таким же образом, как и для кругов одного цвета. На следующем этапе можно

предложить ребенку десять кругов и попросить его разложить их в две коробки по образцу. Можно также попросить ребенка разложить

большие и маленькие ложки в ящике для столовых приборов или

рассортировать большие (папины) и маленькие (ребенка) носки  в

две кучки.

• Сортировка по форме

Материалы: набор геометрических фигур, включающий одинаковые треугольники, круги и квадраты. Нужно сделать их разных

цветов, две коробки. Такой набор геометрических фигур можно

изготовить из толстого картона (можно использовать упаковочный гофрированный картон) и оклеить его цветной бумагой.

Сначала используйте фигуры одного цвета. Поставьте перед ребенком две коробки и в каждую из коробок положите образец, напри

мер, в одну – квадрат, в другую – круг. Покажите ребенку фигуру, назовите ее и попросите положить в нужную коробку, подчеркивая, что

одинаковые – «такие же» – фигуры должны лежать в одной коробке.

Когда ребенок научится правильно класть фигуры к образцу,

можно предлагать ему фигуры разных цветов. Задание дается таким же образом, как и для фигур одного цвета. На следующем этапе можно предложить ребенку десять фигур и попросить его разложить их в две коробки по образцу. По мере обучения ребенку можно предлагать фигуры трех видов и три коробки для сортировки.

Можно также поиграть, например, что мишка любит только круглое печенье, собачка – только треугольное и т. д.  

 

• Сортировка по цвету

Материалы: набор крупной мозаики четырех основных цветов

(красный, синий, зеленый и желтый) и две коробки.

На этом этапе обучения используются четыре основных цвета:

красный, желтый, зеленый и синий. Возьмите мозаику двух разных

цветов и положите по одному элементу мозаики («мозаинке»)

в каждую коробку в качестве образца. Показывайте ребенку мозаинки по одной, называйте цвет и просите положить в соответствующую коробку. Например: «Это – желтый. Где желтые? Где такие же?

Положи туда». В дальнейшем можно предложить ребенку 10 мозаинок двух цветов и попросить разложить их в две коробки по образцу.

По мере обучения ребенка можно предлагать ему для сортировки три, а затем четыре цвета.

Используйте названия цветов в повседневной жизни: «это синяя

майка, возьми такие же синие носочки» и т. д. В игре просите ребенка подобрать для кукол чашки к блюдцам по цвету, разделить солдатиков на две армии, построить для зайки дом из желтых, а для мишки из синих кубиков (показываем образцы кубиков) и т. д.

Материалы, используемые  для  развития

познавательной деятельности детей:

1. Четыре небольшие игрушки и стаканчики, под которыми они

могут быть  спрятаны.

2. Набор из 6 карточек с картинками игрушек.

3. Набор парных карточек с картинками по темам: игрушки,

продукты, одежда, мебель, животные.

4. Лото с картами на 4–6 картинок с изображениями игрушек,

продуктов, одежды, мебели.

5. Набор карточек с изображениями игрушек, животных, птиц,

продуктов, посуды, одежды, обуви, мебели или других предметов по пройденным логопедическим темам. Всего 45 кар

точек каждого вида.

6. Карточки с изображениями парных предметов, связанных ас

социативно по темам: Кто что ест? Кто где живет? Куда что

кладут? Что чем делают? Кто что надевает?

7. Дидактический набор, выполненный в форме паззлов из двух

частей, где на одной части представлена картинка, раскрашенная двумя или тремя цветами, а на другой – набор из двух

или трех карандашей соответствующих цветов.

8. Доска Сегена с 4–6 геометрическими формами. ( Вкладыши

должны иметь удобные ручки.)

9. Пирамида из 8–10 колец разных размеров.

10. Набор деревянных кирпичиков (10 штук).

11. Набор разрезных картинок, состоящих из двух – пяти частей.

Картинки должны быть разрезаны в разных направлениях.

12. Набор разрезных картинок (паззлов), состоящих из 5–20 частей и картинкиобразцы к ним.

13. Набор сосновых шишек и каштанов, всего около 20 штук.

14. Набор кругов двух размеров (большие и маленькие) разных

цветов.

15. Набор крупной мозаики четырех основных цветов (красный,

синий, зеленый и желтый) и доска, позволяющая выстраивать

мозаику в горизонтальный ряд, в которую ребенок может

вставлять мозаику без усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...