ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ
консультация на тему

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету».

                                                                                      К.Д.Ушинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauchivanie_stihotvoreniy_ispolzuya_metod_modelirovaniya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету».

                                                                                      К.Д.Ушинский

     Все родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека. Кстати, самый благоприятный возраст для заучивания стихов у ребёнка 4-5 лет.  Но  иногда тяжело  дается   заучивание стихотворений.

     Существует много способов и методик заучивания стихов. Я хочу предложить для заучивания  стихотворений с ребятишками использование схематичного изображения предметов и действий,  так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

Предлагаем поэтапное заучивание стихотворения:

  1. Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения,  прочтите  его с выражением. Если родитель выучит его наизусть – будет просто замечательно.
  2.  Затем  обязательно объясните  ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.
  3. После этого прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.
  4. После повторного прочтения расскажите ребенку об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
  5. Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы.
  6. Затем прочтите стихотворение еще раз.
  7. Теперь вместе с ребенком нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения.
  8. А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки – схемы. Предупредите ребенка, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте его на заучивание.
  9. Когда стихотворение будет выучено,  предложите ребенку сделать книгу  стихов.  Время от времени можно  рассматривать  созданную книгу, воссоздавать выученные ранее тексты. Это интересное занятие дает ребенку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.      Желаем успеха!

 "Моделирование - как метод обучения рассказыванию детей старшего возраста".

Каждый ребенок испытывает потребность в общении. И, конечно, ему хочется, чтобы его понимали. Однако часто бывает так, что речь ребенка даже в 5 - 7 лет бедна и непонятна. Причин этому множество. Довольно часто дошкольник испытывает затруднения при описании предметов, явлений, людей. В детском саду детей с 4-х лет учат описывать предметы. Но вот что показывают наблюдения: если к 7 годам занятия прекращаются, дети забывают, как делаются описания. Поэтому важно, чтобы в семье развитию связной речи, так же уделялось большое внимание. Время от времени возвращайтесь, к казалось бы, давно освоенным темам. Тем более активный словарь детей за это время значительно вырастает.

Одним из наиболее продуктивных методов обучения рассказыванию является - моделирование. Это использование опорных схем (моделей) для составления последовательного описания предметов.

Прежде чем описывать предмет попросите ребенка назвать его, если затрудняется, назовите сами, затем обратите внимание ребенка на опорные схемы. Каждый символ схемы означает какое - либо качество или особенность предмета: цвет, материал, форму и т. д., что даст возможность ребенку точнее и богаче построить рассказ описание.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ И ВОПРОСОВ:

• Вы сами описываете какой-нибудь предмет, не называя его, используя как можно больше слов - прилагательных. Если ребенок узнал, что ему загадали, спросите, как он об этом догадался. Затем попросите ребенка самого рассказать об этом же предмете, глядя на условные знаки.

• Предложите ребенку составить свою загадку: пусть описывает любой предмет, опираясь на схему, не называя его, заменив подходящим местоимением (он, у него) .

• Попросите ребенка составить описательный рассказ или придумать загадку о любом реальном предмете по памяти (без «картинки») только опираясь на условные модели.