Главные вкладки

    Психологическая готовность ребенка к школе
    консультация на тему

    Швецова Ирина Петровна

    консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx25.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Психологическая готовность ребенка к школе»

    Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей.

    Готовность к школе - это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

    Функциональная готовность ребенка - стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

    Прежде всего у дошкольника должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовительных групп показал, что практически все дети не хотят идти в школу, обосновывая это нежелание по-разному: трудно учиться, в школе будет домашняя работа и др. А те, кто дает положительный ответ

    на этот вопрос, обосновывают его тем, что все сверстники туда пойдут, что в школе есть звонки, перемены, столовая. Однако это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе, новому социальному статусу.

    Если ребенок не готов к новой социальной роли - позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.

    Родителям стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:

    • негативно относится к любой умственной деятельности;
    • не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;
    • не может подчиняться правилам;
    • не может подобрать синонимы или антонимы;
    • не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
    • не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
    • не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.

    Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:

    • рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся у него в школе;
    • на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;
    • воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;
    • никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

    Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».

    Но не только умение писать, читать и считать определяют мотивационную готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3-4 классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

    Поэтому обучение чтению и счету - важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.

    Признаки готовности к школе:

    • сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
    • достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
    • способность к выполнению основных мыслительных операций;
    • достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

     -развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;

    - определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

    Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.

    Память - способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель - запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

    Слух - почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70 % учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку

    и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

    Внимание - способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделении одних объектов среди других (знаки, рисунки, лица), это необходимо для умения видеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

    Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

    Пространственная ориентация - способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение. Это необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы данные операции не вызвали затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Пример: спрятав что-то, направляйте его поиск командами: «далеко», «близко», «слева», «справа». Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

    Мышление - умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжать незаконченное предложение.

    Многие родители придают огромное значение физическому состоянию детей, конечно, они хотят, чтобы дети не болели. Но немногие родители уделяют внимание психическому и умственному развитию ребенка. Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15—30 минут. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность и тематика.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

    Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

    Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

    Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

    Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

    Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

    Психологическая готовность ребенка к школе

    Статья о психологической готовности ребенка к школе...

    Психологическая готовность ребенка к школе.

    Готов  ли мой  ребенок  к  школе? И что  такое  психологическая  готовность? Выбор школы. Вот те вопросы,   которые стоят  перед  родителями...

    Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

    Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

    РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

    Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....