Самостоятельность детей при подготовке к школе.
консультация (подготовительная группа)

Очень  полезная информация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\6e75d0b4a492bf3e7527bb822_79911_p0.png

                                                                                       Подготовила Чеботаева Г.Н. 28.08.2015г.

Самостоятельность при подготовке детей к школе!

Подготовка детей к школе является одной  из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает.

Если рассмотреть готовность к школе с позиции формирующихся личностных свойств и качеств ребёнка, то, прежде всего, наше внимание должно быть привлечено к таким из них, в которых наиболее выражены черты интегративности полифункциональности. В этом отношении очень показательным является такое качество как самостоятельность. Самостоятельность у старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого. В готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, которое закладывается в дошкольном возрасте.

В литературе имеются данные о том, что адаптационный период в школе у детей со сниженной самостоятельностью затягивается. Они чаще других болеют, испытывают тревожность и разного вида недомогания (О. А. Лосева, М. В. Антропова).

Учителя не хотят — да и не могут, учитывая переполненность классов — возиться с маленькими растеряхами и неумейками, которым нужно по десять раз на дню напоминать, чтобы они заправили рубашку в штаны, не забыли принести зеленую ручку и выпрямили спину. Так что дети, избалованные родительской опекой, чествуют себя в школе неуютно.

Учителей они раздражают, одноклассники над ними посмеиваются. В первые месяцы учебы такие ребята нередко впадают в состояние прострации: на уроках считают ворон, становятся страшно медлительными, все забывают, теряют ручки, тетради, сменную обувь. Дома они капризничают, иногда их начинают по ночам мучить кошмары.

У родительской гиперопеки есть и другой существенный минус. Чрезмерная опека лишает ребенка инициативы, подавляет его волю. Спросишь у такого мальчика или такой девочки «Во что ты любишь играть?» или «Как зовут твоего друга»? А они оглядываются на маму в ожидании подсказки. Но на уроке-то мамы не будет, и ребенок попадет в стрессовую ситуацию. Дети, над которыми взрослые до школы «нависали», зачастую начинают бояться ответов у доски, контрольных, учительницу. Со временем у них может развиться, школьный невроз и учеба пойдет насмарку.

Гиперопека вообще порождает множественные страхи. Таким образом опекая ребенка, стремясь оградить его от опасностей, мы сами того не сознавая делаем еще «хуже». И возникает закономерный вопрос: как  подготовить ребенка к школе?

 Мы все понимаем, что это нужно делать не за неделю до прихода в первый класс. Некоторые навыки, о которых речь пойдет ниже, требуют времени, чтобы стать частью жизни ребенка. Поэтому, целенаправленно развивать самостоятельность лучше с четырех или пяти лет. В этом случае, вы поэтапно и не спеша сможете поработать над различными сферами жизнедеятельности ребенка.

- Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться САМ. Тренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться для физкультуры. Поощряйте самостоятельное одевание верхней одежды. Научите малыша самого завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду и обувь для школы, выбирайте ту, что удобна для ребенка, - на молнии, липучках и так далее. Переоденется.  

-Работаем над приемом пищи и всем, что с этим связано. Научите ребенка тщательно жевать пищу, не сорить вокруг себя, не возить локтями по столу и есть не очень медленно. Эти навыки требуют времени, чем больше его у вас, тем легче выработать привычку у ребенка. 

-Шестилеток-семилеток стоит приучать к выполнению не разовых, а постоянных домашних поручений таких, которые не требуют больших усилий, но зато должны выполняться ежедневно. Имеет смысл заранее приучить ребенка к тому, что регулярное выполнение определенной работы необходимо, прежде всего, ему самому. Таким образом, вы закладываете психологическую основу для нормальной учебы.                          - Постоянно обогащайте знания и умения детей.

- Создавайте условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и умения, воспитывайте интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые, более сложные задачи, поощряя самостоятельность.

- Постоянно меняйте тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждать самостоятельность и самоконтроль;

- Тренируйте волю ребенка, поддерживайте желание преодолевать трудности, доводить дело до конца ориентируйте на получение хорошего результата;

- Постоянно расширяйте область самостоятельности ребенка, раскрывайте перед ним новые возможности, показывайте рост его достижений, связывайте растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения;

-Поддерживайте у ребенка чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремление к самоконтролю и самоорганизации. Черты независимости от взрослого, которые приобретает ребенок при условии соответствующего воспитания в детском саду и в семье, умение относительно самостоятельно решать доступные задач составляют предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развития трудолюбия в семье».          Подготовила Чеботаева Г.Н. 14.02.20234г.

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест  в  общем  процессе  воспитания   детей. Трудовая  деятельность в детском возрасте  помогает формировать из ребенка  социально адаптированную и полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд  жизненно необходимое  средство существования  и нравственная  потребность человека.

-Основные  задачи трудового воспитания детей.

- Ознакомление  с  трудом взрослых.

- Воспитание уважения  к   труду.

- Воспитание интереса  к   труду.

- Обучение  простейшим  трудовым навыкам и умениям.

- Воспитание самостоятельности и трудолюбия.

-  Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.

Эти задачи решаются через  ознакомление детей  с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

С  какого возраста начинать трудовое   воспитание?

С раннего возраста, у детей формируют навыки   труда, направленные  на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания,  раздевания, приема пищи  и с соблюдением элементарных навыков личной  гигиены. В совместной  со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и  скамейках листву, собрать лопаткой  снег. В уголке природы  вместе со взрослыми поливают цветы, кормят пернатых  любимцев  на участке детского сада.

Обучая  детей младшего дошкольного   возраста навыкам  самообслуживания, важно  сохранить их стремление к  самостоятельности,  которое является  великим достижением  ребенка  этого возраста, важнейшим фактором формирования  трудолюбия. От взрослого требуется  огромное  терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу.

Хозяйственный – бытовой  труд   детей этого возраста сводится  к выполнению простейших поручений, но этот труд  следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд  был посильным для детей. Однако уже в этом  возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует  учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Уход  за животными и растениями  родители должны выполнять  в  присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание  помогать ему. Важно формировать у детей желание помогать, заботится о животных и растительном мире.

Как правильно построить трудовое воспитание?

Правильная организация трудового воспитания детей предусматривает  соблюдение нескольких несложных правил:

Все в меру.

Это означает, что ребенка нельзя заставлять трудиться насильно и нагружать непосильной  для его возраста работой.

Каждой трудности -  по разу.

Чтобы процесс трудового воспитания  не был монотонным, обыденным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Помимо того, что это сделает процесс приобщения к труду интересным и ярким, это так же позволит  выявить индивидуальные  способности и склонности ребенка.

Сформируйте конечную цель.

Для успешного освоения  любого  навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к труду – следует  детально обрисовать ему результаты работы.

Разбудить интерес.

Кроме мотивации для освоения  трудовых  навыков необходимы такие  качества, как внимание, упорство настойчивость. Именно  этих качеств часто не достает  большинству  детей. Чтобы справиться  с данными возрастными трудностями следует внести в трудовой  процесс какой – то «интерес» - «изюминку». Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

Не наказывайте работой.

Ни в коем случае не следует наказывать детей работой. Труд должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Что дает трудовое воспитание?

Дети получившие  правильное трудовое воспитание уважают   труд  других людей, знают цену трудовых усилий и всегда обратят внимание  на человека, нуждающегося в помощи.

Уважаемые  родители, помните, что только труд  поможет  детям вырасти самостоятельным, дисциплинированным, ответственными членами общества.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развития трудолюбия в семье».          Подготовила Чеботаева Г.Н. 14.02.20234г.

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест  в  общем  процессе  воспитания   детей. Трудовая  деятельность в детском возрасте  помогает формировать из ребенка  социально адаптированную и полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд  жизненно необходимое  средство существования  и нравственная  потребность человека.

-Основные  задачи трудового воспитания детей.

- Ознакомление  с  трудом взрослых.

- Воспитание уважения  к   труду.

- Воспитание интереса  к   труду.

- Обучение  простейшим  трудовым навыкам и умениям.

- Воспитание самостоятельности и трудолюбия.

-  Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.

Эти задачи решаются через  ознакомление детей  с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

С  какого возраста начинать трудовое   воспитание?

С раннего возраста, у детей формируют навыки   труда, направленные  на удовлетворение личных потребностей, они связаны с процессами одевания,  раздевания, приема пищи  и с соблюдением элементарных навыков личной  гигиены. В совместной  со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и  скамейках листву, собрать лопаткой  снег. В уголке природы  вместе со взрослыми поливают цветы, кормят пернатых  любимцев  на участке детского сада.

Обучая  детей младшего дошкольного   возраста навыкам  самообслуживания, важно  сохранить их стремление к  самостоятельности,  которое является  великим достижением  ребенка  этого возраста, важнейшим фактором формирования  трудолюбия. От взрослого требуется  огромное  терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу.

Хозяйственный – бытовой  труд   детей этого возраста сводится  к выполнению простейших поручений, но этот труд  следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд  был посильным для детей. Однако уже в этом  возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует  учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Уход  за животными и растениями  родители должны выполнять  в  присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание  помогать ему. Важно формировать у детей желание помогать, заботится о животных и растительном мире.

Как правильно построить трудовое воспитание?

Правильная организация трудового воспитания детей предусматривает  соблюдение нескольких несложных правил:

Все в меру.

Это означает, что ребенка нельзя заставлять трудиться насильно и нагружать непосильной  для его возраста работой.

Каждой трудности -  по разу.

Чтобы процесс трудового воспитания  не был монотонным, обыденным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Помимо того, что это сделает процесс приобщения к труду интересным и ярким, это так же позволит  выявить индивидуальные  способности и склонности ребенка.

Сформируйте конечную цель.

Для успешного освоения  любого  навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к труду – следует  детально обрисовать ему результаты работы.

Разбудить интерес.

Кроме мотивации для освоения  трудовых  навыков необходимы такие  качества, как внимание, упорство настойчивость. Именно  этих качеств часто не достает  большинству  детей. Чтобы справиться  с данными возрастными трудностями следует внести в трудовой  процесс какой – то «интерес» - «изюминку». Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

Не наказывайте работой.

Ни в коем случае не следует наказывать детей работой. Труд должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Что дает трудовое воспитание?

Дети получившие  правильное трудовое воспитание уважают   труд  других людей, знают цену трудовых усилий и всегда обратят внимание  на человека, нуждающегося в помощи.

Уважаемые  родители, помните, что только труд  поможет  детям вырасти самостоятельным, дисциплинированным, ответственными членами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельность детей при подготовке к школе.

Очень  полезная информация для родителей....

"Самостоятельные дети - развитые дети"

Консультация для родителей...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Презентация к сообщению - Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...

Как самостоятельно подготовить ребенка к школе?

Итак, Вы решили готовить ребенка к школе самостоятельно или дополнительно к курсам подготовки, тогда Вам не помешают несколько советов для успешных занятий:- начинать заниматься с ребенком нужно в хор...

Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Методические рекомендацииПредставленный методический продукт содержит календарное планирование коррекционно-образовательного процесса с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленн...

Мастер класс для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста в продуктивной деятельности как фактор подготовки к обучению в школе"

Цель:Систематизирование знаний у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей ОВЗ дошкольного возраста с использованием природного материала.Задачи:- Расширить представления участников мастер...