Самостоятельность детей при подготовке к школе.
консультация (подготовительная группа) на тему
Очень полезная информация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Чеботаева Г.Н. 28.08.2015г.
Самостоятельность при подготовке детей к школе!
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает.
Если рассмотреть готовность к школе с позиции формирующихся личностных свойств и качеств ребёнка, то, прежде всего, наше внимание должно быть привлечено к таким из них, в которых наиболее выражены черты интегративности полифункциональности. В этом отношении очень показательным является такое качество как самостоятельность. Самостоятельность у старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого. В готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, которое закладывается в дошкольном возрасте.
В литературе имеются данные о том, что адаптационный период в школе у детей со сниженной самостоятельностью затягивается. Они чаще других болеют, испытывают тревожность и разного вида недомогания (О. А. Лосева, М. В. Антропова).
Учителя не хотят — да и не могут, учитывая переполненность классов — возиться с маленькими растеряхами и неумейками, которым нужно по десять раз на дню напоминать, чтобы они заправили рубашку в штаны, не забыли принести зеленую ручку и выпрямили спину. Так что дети, избалованные родительской опекой, чествуют себя в школе неуютно.
Учителей они раздражают, одноклассники над ними посмеиваются. В первые месяцы учебы такие ребята нередко впадают в состояние прострации: на уроках считают ворон, становятся страшно медлительными, все забывают, теряют ручки, тетради, сменную обувь. Дома они капризничают, иногда их начинают по ночам мучить кошмары.
У родительской гиперопеки есть и другой существенный минус. Чрезмерная опека лишает ребенка инициативы, подавляет его волю. Спросишь у такого мальчика или такой девочки «Во что ты любишь играть?» или «Как зовут твоего друга»? А они оглядываются на маму в ожидании подсказки. Но на уроке-то мамы не будет, и ребенок попадет в стрессовую ситуацию. Дети, над которыми взрослые до школы «нависали», зачастую начинают бояться ответов у доски, контрольных, учительницу. Со временем у них может развиться, школьный невроз и учеба пойдет насмарку.
Гиперопека вообще порождает множественные страхи. Таким образом опекая ребенка, стремясь оградить его от опасностей, мы сами того не сознавая делаем еще «хуже». И возникает закономерный вопрос: как подготовить ребенка к школе?
Мы все понимаем, что это нужно делать не за неделю до прихода в первый класс. Некоторые навыки, о которых речь пойдет ниже, требуют времени, чтобы стать частью жизни ребенка. Поэтому, целенаправленно развивать самостоятельность лучше с четырех или пяти лет. В этом случае, вы поэтапно и не спеша сможете поработать над различными сферами жизнедеятельности ребенка.
- Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться САМ. Тренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться для физкультуры. Поощряйте самостоятельное одевание верхней одежды. Научите малыша самого завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду и обувь для школы, выбирайте ту, что удобна для ребенка, - на молнии, липучках и так далее. Переоденется.
-Работаем над приемом пищи и всем, что с этим связано. Научите ребенка тщательно жевать пищу, не сорить вокруг себя, не возить локтями по столу и есть не очень медленно. Эти навыки требуют времени, чем больше его у вас, тем легче выработать привычку у ребенка.
-Шестилеток-семилеток стоит приучать к выполнению не разовых, а постоянных домашних поручений таких, которые не требуют больших усилий, но зато должны выполняться ежедневно. Имеет смысл заранее приучить ребенка к тому, что регулярное выполнение определенной работы необходимо, прежде всего, ему самому. Таким образом, вы закладываете психологическую основу для нормальной учебы. - Постоянно обогащайте знания и умения детей.
- Создавайте условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и умения, воспитывайте интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые, более сложные задачи, поощряя самостоятельность.
- Постоянно меняйте тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждать самостоятельность и самоконтроль;
- Тренируйте волю ребенка, поддерживайте желание преодолевать трудности, доводить дело до конца ориентируйте на получение хорошего результата;
- Постоянно расширяйте область самостоятельности ребенка, раскрывайте перед ним новые возможности, показывайте рост его достижений, связывайте растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения;
-Поддерживайте у ребенка чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремление к самоконтролю и самоорганизации. Черты независимости от взрослого, которые приобретает ребенок при условии соответствующего воспитания в детском саду и в семье, умение относительно самостоятельно решать доступные задач составляют предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельность детей при подготовке к школе.
Очень полезная информация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-135632-1353621876.jpg)
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Презентация к сообщению - Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-666365-1601402699.jpg)
Как самостоятельно подготовить ребенка к школе?
Итак, Вы решили готовить ребенка к школе самостоятельно или дополнительно к курсам подготовки, тогда Вам не помешают несколько советов для успешных занятий:- начинать заниматься с ребенком нужно в хор...
Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Методические рекомендацииПредставленный методический продукт содержит календарное планирование коррекционно-образовательного процесса с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/22/picture-921238-1616385532.jpg)
Мастер класс для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста в продуктивной деятельности как фактор подготовки к обучению в школе"
Цель:Систематизирование знаний у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей ОВЗ дошкольного возраста с использованием природного материала.Задачи:- Расширить представления участников мастер...