Как помочь малышу начать говорить
консультация (младшая группа) на тему

Луцик Наталия  Николаевна

   Чтобы  малыш начал говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_malyshu_nachat_govorit.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь малышу начать говорить»

Консультация для родителей.

   Чтобы  малыш начал говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

   Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

      Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети.

      Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливаюшую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безьимянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

      Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

      И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры - не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры.  Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций - это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале ваших с малышом забав.

      Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

      Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать его творческие достижения, например, папе или бабушке.

      Когда начинать заниматься?

      В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для формирования речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

      Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3-х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку

      В 6-7 месяцев полезно делать массаж кистей рук с помощью незамысловатых пальчиковых потешек: «Этот пальчик в лес пошел...», «Этот пальчик дедушка...», «Мальчик-пальчик, где ты был?..» и т. д. В словесном ряде потешек уже заложена пальчиковая гимнастика: поглаживание кисти и пальчиков ребенка, легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью, сгибание и разгибание детских пальчиков.

      Длительность упражнений — по 2-3 минуты каждый день.

      В возрасте 10 месяцев следует начинать активную тренировку пальцев ребенка. С этого периода можно вводить в игру пальчиковые стишки и пальчиковую математику. Комплекс этих игр вовлекает в движение больше пальцев, сами движения становятся более энергичными. Кроме пальчиковых стишков и потешек необходимо давать малышам катать шарики, рвать на мелкие куски бумагу (газету), перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (матрешки). В таких упражнениях также участвуют почти все пальцы и движения энергичны.

      Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет - задания, специально направленные, на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки; учитесь застегивать и расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой или раскручивать и закручивать капроновую ленточку; играйте в кубики (собирайте башни, поезда, домики и прочее); собирайте крупные пазлы.

      Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх-вниз. Или положить между распрямленными ладонями ребенка шарик для игры в настольный теннис (крупный грецкий орех) и помочь ему делать круговые движения ладонями. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

      С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп, пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

      В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по Контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким.

      С шести до семи лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых зверушек и пальчиковых предметов. Устраивайте «Театр пальчиков» и «Кукольны театр» - в этих домашних театрализациях активно развиваются мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Активно работает память, обогащается речь и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.

      Еще раз обратим внимание родителей на то, что:

• заниматься нужно при благодушном настроении малыша;

• упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка (не опережая его физическое развитие);

• пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;

• начинать занятие нужно с нежного поглаживания и ощупывания.

      Не старайтесь опережать гимнастикой реальное возрастное развитие моторных навыков младенца. «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок начнет самостоятельно пытаться хлопать в ладоши.

      Вы можете на себе показывать, весело произнося слова потешки, любые упражнения - ребенок будет их визуально запоминать и, может быть, попытается так же сложить ручки и повертеть ими и т. д.

      Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносят устойчивых результатов и практической пользы.

      Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют, и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте.

      Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражнений, это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь малышу начинать говорить.

Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет — очень важный этап овладения родным языком. Речь малыша не просто стремительно развивается — она формируется, поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период о...

Как помочь малышу начать говорить

Правильное развитие речи и языковое воспитание детей нужно начинать как можно раньше, с самого рождения. Наблюдая за артикуляцией своих родителей и воспринимая простые звуки или звукосочетания, ребено...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ 2-3 ЛЕТ НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ: УПРАЖНЕНИЯ, АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, ИГРЫ, СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: ...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку 2–3 лет начать говорить»

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени удел...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку 2–3 лет начать говорить»

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку 2–3 лет начать говорить»Воспитатель: Маллаева Альбина К....

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку 2–3 лет начать говорить»

Консультация для родителей «Учимся играть вместе»Сейчас многие дети не играют, и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее на...