Консультация для родителей "Дети, в школу собирайтесь!"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Дети, в школу собирайтесь!
Что нельзя говорить школьнику.
За длинные каникулы от школы отдохнули не только дети, но и родители. И теперь мамы и папы полны энергии и решимости вместе с любимым чадом начать новую школьную жизнь. Правда, при этом они нередко впадают в крайности, которые, как известно, ни к чему хорошему не приведут. По мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы:
"Ты ведь можешь учиться по всем предметам на одни пятерки".
КОНЕЧНО, приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой - круглой отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и способностей.
Кстати, круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний для них действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть "на уровне" и по физике, и по литературе, и по биологии.
На самом деле такая категоричная родительская требовательность мешает развить в ребенке умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь на важность работы.
Для взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада к совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте возможность своему умному и замечательному отличнику самому решать, что для него нужнее: "5" и по истории, и по физике или "5" по истории, "4" по физике и баскетбольная секция по субботам.
"Все дети жалуются, что им скучно учиться, не стоит на это обращать внимания.
В САМОМ деле, энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения. Что уж говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может и отличник, и троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо попытаться понять: почему скучно.
Может быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей математике? Тогда прикупите различные "занимательные" математики, биологии, истории и прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать интерес к учебе.
Детское "мне скучно" может также означать и то, что не складываются отношения с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и попытаться его решить.
"Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно".
ТАК думают многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием день и ночь. На самом деле, чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем меньше у него остается в голове.
Медики считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час, второклашки - 1-1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно уходить около 2-х часов, в пятом-шестом - 2-2,5, в седьмом - около 3-х, а в старших классах - около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут - на 15 мин.
Когда школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не умеет правильно распределять свое время. Но и о том, что вы его этому не научили. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да, лучше встать на час раньше и почитать на свежую голову: этот час "покрывает" три вечерних, и утром информация усваивается лучше.
"Легкие задания делать необязательно, рутина ничему не научит".
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их выполнение - напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того, решение "занудных примерчиков и простеньких упражнений" воспитывают усидчивость, вырабатывают настойчивость и терпение.
Поэтому не ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное на свете занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного большого.
"Пусть пропустит денек и не пойдет в школу, в жизни ему еще достанется".
КОГДА мамы и папы нынешних школьников сами были учениками, они и помыслить не могли, чтобы пропустить даже один урок без уважительной причины. Сейчас же не только медики и психологи, но и учителя более гибко относятся к этому понятию. И уважительной причиной может быть не только плохое самочувствие, но и переутомленность, и даже отпуск родителей.
Хотя и здесь нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что не соблюдает элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите, чтобы он не только чах над уроками, но и гулял на улице. Осторожно надо подходить и к вопросу с отпуском или выходным после праздника. Вы уверены, что ваш ребенок достаточно взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные - это приятное исключение и не может стать правилом?
Если же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это не приведет.
"А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть перед учителем".
МЫ чувствуем себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание или плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим ребенком. И когда критикуют их чадо, злятся вместе с ним на "тупую училку" или на "бестолкового лодыря" вместе с учителем.
Под мишень тут же попадает "бестолковый лодырь", но не потому, что ленится, а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не маму, которой следует не кричать на родного сыночка, а помочь ему. То, как вы поведете себя в данной ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблемы без лишних эмоций.
"Зачем ходить на школьные собрания, все равно ничего нового я на них не услышу".
А МЕЖДУ тем, посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для учителя. Это внимание и забота, "величину" которых он может сравнить с "размером", достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют просьбы учителя собраться в школе, чувствуют себя словно обделенными в любви.
Вторая причина, по которой стоит "осчастливить" своим появлением классного руководителя, - избавить ребенка от участия в денежных разборках. Не секрет, что сегодня школьные сборища - это в том числе и поборы. Гораздо хуже, если деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый раз, приходя в школу, он будет чувствовать себя виноватым, поскольку опять забыл передать родителям, что собирают деньги на охрану драгоценной школы, подарки для учителей и прочие классные нужды.
Первый раз в первый класс.
Часть 1.
Если это скоро коснётся вашего малыша, то не будет лишним позаниматься с ним. Как?
Например, протестируйте, может ли 5-6-летний ребёнок ответить на следующие вопросы:
- В какое время года бывает снегопад?
- В какое время года бывает листопад?
- В какое время года бывает ледоход?
- В какое время года бывает половодье?
- В какое время года идет дождь?
- В какое время года гроза?
- В какое время года появляются листья на деревьях?
- В какое время года птицы вьют гнёзда?
- В какое время года появляются птенцы?
- В какое время года день равен ночи?
- В какое время года можно увидеть росу?
- В какое время года бывает град?
- В какое время года бывает иней?
- В какое время года растут подснежники?
- В какое время года готовят сани?
- В какое время года готовят телегу?
- В какое время года река покрывается льдом?
- В какое время года у животных линька?
- В какое время года сеют озимые?
- В какое время года собирают урожай?
Если ребёнок затрудняется, то попробуйте вместе поискать ответы. А через несколько дней опять задайте некоторые из этих вопросов.
Это занятие расширяет кругозор и тренирует память.
Часть 2.
Проверьте, как ребенок справится со следующими заданиями.
«Что из чего делают?»
(В скобках даны возможные правильные ответы)
- Что делают из муки? (хлеб,...)
- Что делают из молока? (творог,...)
- Что делают из шерсти овец и коз? (шерстяные нитки,...)
- Что делают из шерстяных ниток? (носки,...)
- Что делают из песка? (стекло,...)
- Что делают из глины? (кирпич,...)
- Что делают из металла? (инструменты,...)
- Что делают из нефти? (бензин,...)
- Что делают из хлопка? (ткань,...)
- Что делают из древесины? (мебель,...)
- Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло,...)
«Что делают?»
- Песок сыплют, а воду ... (льют)
- Стол накрывают, а постель ... (стелят)
- Котлеты жарят, а суп ... (варят)
- Цветы водой поливают, а огонь ...
- Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ...
- Воду можно разлить, а горох ...
- Стол можно сломать, а стакан ...
- Сено косят, а волосы ...
- Нитки прядут, а холст ...
- Платье шьют, а шарф ...
Если ребёнок затрудняется, то попробуйте вместе поискать ответы. А через несколько дней опять задайте некоторые из этих вопросов.
Это занятие также расширяет кругозор и тренирует память.
Часть 3. Продолжаем готовиться к школе. Поиграйте с ребенком в игру "Говори правильно": какое слово в предложении лишнее, ненужное? Как исправить предложение, чтобы оно было грамотным?
(В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)
(Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста на тему: «О правилах дорожного движения»
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге"....
Консультация для родителей " "Играем, развиваемся - в школу собираемся"
Как научить ребенка ориентироваться во времени и пространстве?...
Консультация для родителей «В школу собираемся!»
Поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится ...
Консультация для родителей и воспитателей "Играем, развиваемся в школу собираемся"
Консультация для родителей и воспитателей...
Консультация для родителей и воспитателей "Играем, развиваемся в школу собираемся"
Консультация для родителей и воспитателей...
Статья Консультация для воспитателей и родителей «Играем, развиваемся – в школу собираемся»
Статья "Играем, развиваемся - в школу собираемся"...