Проект "Весёлый язычок"
проект (старшая группа) на тему

Познавательно-исследовательский проект сдетьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesyolyy_yazychok.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект "Весёлый язычок"

Вид  проекта:

Познавательно-исследовательский  проект с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи по теме «Весёлый язычок».

 

Автор: 

Айриян Любовь Михитаровна, учитель-логопед

Цель проекта:

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Достичь этой цели можно только совместными усилиями логопатов  с воспитателями и родителями под руководством учителя-логопеда.

Участники проекта: учитель-логопед, логопаты группы «Ромашка», их родители, воспитатели.

Проблемный вопрос: Что такое артикуляционная гимнастика? Как и какие  упражнения можно выполнять с язычком?

Задачи :

1.     Общепедагогическая – в игровой форме сформировать на данном этапе работы установку на логопедические занятия, расположить к себе ребёнка, выработать положительный эмоциональный настрой, адаптировать к обстановке кабинета и выработать доверительные отношения между ребёнком и логопедом. Формировать произвольную формы деятельности и умение выполнять инструкции педагога.

2.     Демонстрационно–диагностическая: наглядная демонстрация родителям возможностей ребёнка в области организации артикуляторных движений; демонстрация результатов коррекционного воздействия в процессе формирования произносительных умений и навыков.

3.     Подготовительная  -  проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата и адаптации ребёнка к дальнейшему логопедическому воздействию с применением зондов особенно при гиперчувствительности ребёнка к любым манипуляциям в ротовой полости (наличие рвотного рефлекса при попытке массажа языка).

Методы и принципы коррекционного воздействия при организации проведения артикуляционной гимнастики:

 - метод комплексного воздействия - основной метод подразумевающий опору на тактильные ощущения, визуальные образы и т.д.;

-  метод наглядной демонстрации производимых движений на моделях, рисунках, фигурах ручной пластики;

-  игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности – «Сказка для язычка»;

- практический метод подражательно-исполнительских упражнений.

Принципы:

- принцип наглядности;

- принцип опоры на сохранные элементы движений;

- принцип определения зоны ближайшего развития;

- принцип организации от простого к сложному.

Участники проекта:

 воспитанники группы  «Ромашка», родители воспитанников, воспитатели , учитель-логопед

Срок реализации:

сентябрь 2014 - ноябрь 2014 год.

Ресурсное обеспечение:

Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Поэтому, помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики мною используются нетрадиционные формы, которые очень нравятся детям, такие как:

- артикуляционная игра с кубиками;

- артикуляционная игра «Любопытный язычок»;

Формы работы:

индивидуальные и подгрупповые занятия; познавательно-исследовательские упражнения,  способствующие реализации цели проекта;

совместные тренинги по овладению комплексами артикуляционной гимнастики («Логопедическая гостиная»); информационный выпуск газеты для родителей «Речевичок»; проведение консультаций для педагогов и родителей; презентация.

Пояснительная записка

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка. Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Гимнастика для органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. Для домашних занятий родителям предлагается только артикуляционная гимнастика, которая поможет малышу достичь правильного произношения. Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Обращать внимание на точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются в соответствии с дефектом речи ребенка. Для детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики. Эти упражнения расположены в определенной последовательности (от простых упражнений к сложным упражнениям). Сначала упражнения выполняют в медленном темпе, обязательно перед зеркалом, первые несколько раз можно выполнить упражнение дважды, но качественно. Затем количество упражнений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движение, зеркало можно убрать. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения (для визуального контроля). Для этого родителям необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Необходимо быть  терпеливыми, спокойными и ласковыми. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение язычка (например, облизал верхнюю губу), можно использовать все подручные средства: варенье, шоколад, в зависимости от того, что любит ваш ребенок. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.  Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.  

Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой,  вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для  красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.      

 

Содержание работы над проектом по этапам

Содержание деятельности

Сроки выполнения

1-й этап

подготовительный

-Составление плана работы по реализации проекта «Весёлый  язычок»

- Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, учитель-логопед, воспитатели, дети.        

-Консультация для педагогов и родителей по теме: «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность  форм  её проведения».

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

2-й этап познавательно-исследовательский

-Знакомство со  « Сказкой  о Весёлом язычке»;

-Индивидуальные и подгрупповые занятия;

-Совместное изготовление с родителями кубиков «Игровой  артикуляционный полигон».

-Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика»

3 неделя сентября

Сентябрь-ноябрь

Октябрь-ноябрь

Октябрь

3-й этап

заключительный.

-Выпуск газеты для родителей «Речевичок»;

-Презентация.

Ноябрь

Ноябрь

Актуальность темы:

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифферинцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса..

Исходя из цели проекта, определили  рекомендации для совместной работы с родителями и воспитателями.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Создание условий.

Работа организуется следующим образом.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести  к отказу выполнять движение.

Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли

упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Ожидаемые результаты:

Чёткое выполнение артикуляционных упражнений, которые в дальнейшем способствуют постановке отсутствующих звуков.

Взаимодействие специалистов.

Решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности:

 -учебно-познавательной, игровой, театрализованной, изобразительной. т.о., вся проведенная работа всеми участниками образовательного процесса отвечает требованиям интеграции, т.к. прослеживается связь образовательных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о язычке

Развитие артикуляционного аппарата.  ...

Путешествие язычка

Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"

Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к...