Любознательность и познавательные интересы дошкольника
статья на тему

Грибнова Надежда Петровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Любознательность и познавательные интересы дошкольника


Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее: задаёт ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество; стремится ли ваш ребёнок пополнить свои знания об интересующем предмете, используя различные средства информации;  рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;  участвует ли в беседе о том, что его интересует; отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (лепка, рисунки, игры…); способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности; свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

Психологи считают, что, чем меньше ребёнок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения новых знаний. Разнообразие интересов побуждает ребёнка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.

Интересы ребёнка проявляются в вопросах. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно.

  • Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них.
  • Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
  • Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»
  • В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.
  • Отвечая на детские вопросы, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.
  • Если ответы на вопросы ребёнка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».
  • Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.
  • Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
    Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком - это, например, наблюдение за изменениями в природе, рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными, птицами, опыты и т.д..
    В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.
    Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы:
  • характеристику познавательных интересов детей;
  • особенности их развития в дошкольном возрасте;
  • условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду.

 Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, ...

Консультация для родителей "Воспитание любознательности и познавательных интересов у старших дошкольников".

Развитие познавательных интересов является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать всесторонне-развитую личность. Содержится памятка для родителей о развитии любознательности....

Условия развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направл...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство стимулирования любознательности и познавательного интереса дошкольников».

       В работе с детьми дошкольного возраста актуально использовать технологию проектирования. Данная технология даёт детям новые знания, учит устанавливать причинно-следст...

"Квест-технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса дошкольников"

Введение.«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С. Дошкольный возрас...

"Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса дошкольников"

Квест – это  приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника.  Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вов...