Консультация для родителей "Дактильная форма речи"
консультация на тему

Артемова Лилиана Леонидовна

 Дактильная форма речи при недопонимании ее значения нередко отпугивает родителей. По существу же эта форма является самой продуктивной, а главное – единственной, которая может обеспечить глухому полноценное усвоение речи не только путем специального обучения произношению и письму, но и в условиях непосредственного общения с окружающими. Родителям очень важно знать некоторые ключевые моменты для успешного использования дактильной формы словесного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл daktilnaya_forma_rechi.konsultatsiya_dlya_roditeley_docx.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дактильная форма речи.

Необходимость специального обучения побуждает родителей обращаться к общественному воспитанию своего ребёнка уже в раннем возрасте, оставляя неиспользованными богатые ресурсы, которыми располагает воспитание в семье. Несмотря на огромные достоинства общественного воспитания, оно не может полностью заменить то положительное воздействие, которое оказывает на развитие малыша семья, общение с матерью, отцом, с родными, живущими вместе с глухим ребёнком. Сочетание этих двух форм воспитания создаёт наилучшие условия для всестороннего развития личности.

 Дактильная форма речи при недопонимании ее значения нередко отпугивает родителей. По существу же эта форма является самой продуктивной, а главное – единственной, которая может обеспечить глухому полноценное усвоение речи не только путем специального обучения произношению и письму, но и в условиях непосредственного общения с окружающими. Родителям очень важно знать некоторые ключевые моменты для успешного использования дактильной формы словесного общения.

  1. Необходимо использовать эту форму общения всеми, кто окружает ребёнка дома, в семье. Хорошо по возможности создавать условия, которые позволили бы малышу наблюдать дактильный ''разговор'' слышащих.
  2. Ни в коем случае не упускать естественных ситуаций для словесного общения с ребёнком и тщательно, терпеливо исправлять ошибки, неизбежные в его речи. Эти ошибки связаны с грамматикой, лексикой, с техникой дактилирования. Не исправляя ошибки, взрослые невольно закрепляют аграмматизмы в речи ребёнка, чего легко избежать в условиях применения дактильных знаков.
  3. Важно знать, что, по мере усвоения ребёнком слов, необходимо переходить на устную форму общения, а дактильная форма становится лишь вспомогательным средством. При общении с ребёнком важно, чтобы он во время дактилирования одновременно произносил, точно или приближенно, звуки, поставленные в этот период. Усвоение дактильных знаков пойдёт легче и естественнее, если вместо механического заучивания их по таблице-азбуке обратиться к запоминанию коротких слов, охватывающих все буквы алфавита. Выберите наиболее обиходные слова, такие, которые пригодятся вам уже на первых этапах общения с ребёнком (на, иди, дай, там, пей, ешь, имя ребёнка, мама, папа, тётя, дом, шар, мяч, юла, вот и т.п.). запишите эти слова и учитесь по азбуке слитно читать их и дактилировать по памяти.

При воспроизведении слов по памяти каждый знак показывайте четко, но структура слова должна быть слитной, т.е. между знаками не должно быть пауз. Чтобы развивать навык слитного ''произношения'', необходимо с первого дактилируемого слова выработать привычку, показывая первую букву слова и еще не меняя положения пальцев, мысленно подготовить себя к движению, изображающему следующую букву. При этом медленный темп речи ускорится.

Приступая к дактилированию слов, не забывайте выделять гласную ударного слога. Делается это небольшой задержкой руки в том положении, которое соответствует ударной гласной. Например, ЛОПА/аа/ТА. Показав последний звук в слове, сразу же уберите руку.

Упражняясь в дактилировании первых слов, не только старайтесь проговаривать их с правильным ударением, которое является важнейшим условием для формирования у ребёнка правильного произношения, но и передайте своему лицу выражение, соответствующее характеру высказанного. На начальном этапе обучения комплекс дактильных знаков должен олицетворять собой слово-обращение, слово-название предмета или действия и способствовать их усвоению и осмыслению. Правильная мимика при обращении к малышу не только облегчит ему понимание, но и поможет воспитать у самого ребенка более выразительную, эмоциональную речь.

Овладевая техникой дактилирования, постоянно придерживайтесь одинакового положения руки, поворотов кисти и следите, чтобы эти правила соблюдались всеми, кто общается с ребёнком. Важно, чтобы ребёнок с самого начала получал образцы правильной речи и воспринимал правильную технику дактилирования. К сожалению, часто наблюдается, что вместо слова, фразы, обращенных к ребёнку в дактильной форме, ему лишь последовательно показывают знаки дактилем.

Вот некоторые ошибки, допускаемые родителями при дактилировании.

  1. Обращение к ребёнку, когда он недостаточно сосредоточен.
  2. Родители обращаются к ребёнку, который знает все знаки и соотносит их с буквами, но ещё не знает смысла слов, обозначаемых этими знаками.
  3. Часто встречаются ошибки в технике дактилирования: в показе сходных знаков О-Р-Н, П-Л-К, Е-Ж; нечеткиё и неточный рисунок знаков Ю-У, Д-К; медленное побуквенное воспроизведение пальцами слов, например, Х-О-Р-О-Ш-О.
  4. Дактильно-устное обращение к ребёнку с новым словом без предварительного прочтения его по табличке.

С появлением у ребёнка первых звуков приучайте его одновременно с дактилированием произносить их. Например, у ребёнка поставлены звуки М,А. Значит, с дактилированием буквы М ребёнок воспроизводит рукой знак М и голосом звук М, потом плавно знак переходит в А и голос из звука М в звук А, так выглядит первое устно- дактильное слово МАМА.

         Побуждая ребёнка к активному пользованию дактильными знаками, старайтесь, старайтесь, чтобы слова уже доступные ему в устной форме, он систематически повторял без дактилирования. Поощряя любое устное обращение ребёнка, контролируйте знание им слова.

Слово ''дактилология'' происходит от греческого daktylos – палец и  logos- слово. Дактилология – это изображаемая пальцами азбука, используемая при общении глухих людей между собой или со слышашми, владеющими дактилологией.

Дактильная речь – это форма словесной речи, гораздо ближе стоящая к письменной и устной речи, чем к мимической.

Дактильная речь является точным переводом строя устной или письменной речи в иную знаковую систему.

Любое слово по своему буквенному составу становится в этом случае доступно детям,что позволяет при подборе материала для формирования речи исходить не из доступности его для произношения, а из актуальности для общения и развития познавательной деятельности. В результате облегчается и ускоряется накопление словаря. Ребёнок получает возможность раньше и активнее пользоваться словом в общении.

В отличие от устной речи, дактильная речь более наглядна. Как известно, часть фонем русского языка зрительно вовсе не воспринимается (например, к, г, х, с, з), тринадцать зрительно различающихся фонем могут смешиваться. Дактильные знаки обеспечивают четкое восприятие каждой буквы в слове.

Дактильные знаки могут быть точно воспроизведены ребёнком по подражанию.

Огромным преимуществом дактильной речи является и то, что овладение ею может происходить в единстве с обучением дошкольников разным видам деятельности. Детям можно быстро и легко сообщить новое слово, предложив дактильно прочесть слово с таблички. Такая возможность в значительной мере предотвращает развитие мимико-жестикуляторной речи и стимулирует развитие словесной речи.

Много лет бытовало мнение, что д.р., как более легкая и доступная для восприятия, явится препятствием для развития у детей навыка чтения с губ. При правильной методике обучения устной и дактильной речи, последняя не только не мешает, а, напротив, облегчает развитие этого навыка, поскольку общее развитие и знание слов необходимые условия беглого чтения с губ. При использовании же д.р. дети в соответствии с методикой учатся читать с губ речь, состоящую из слов, буквенный состав которых ими уже усвоен.

Обучение д.р. не оказывает отрицательного влияния на качество произношения.

Использование д. формы речи не является конечной целью обучения. Это лишь средство, ускоряющее овладение речью в устной и письменной форме.

Усвоение детьми дактильных знаков осуществляется на основе подражания, поэтому все, кто пользуется в общении с ребёнком д.р., обязаны строго следить за собственной техникой дактилирования, т.е. за правильным положением кисти руки и точным показом знаков.

Говорить следует правой рукой. Угол наклона кисти не более 300. двигаться при разговоре должны главным образом пальцы, и лишь в случае необходимости делается минимальный поворот кисти, например при воспроизведении знаков г, ш, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста".

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возра...

Консультация для педагогов «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи»

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигае...

Консультация для воспитателей Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию...

консультация "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возраст...

Консультация для воспитателей."Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи."

Формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи: • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно...