Памятка для родителей "Развитие внимания у детей"
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Атрашкова Надежда Ивановна

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внимание у детей старшего дошкольного возраста.

Основоположник русской научной педагогики К. Д. Ушинский еще в прошлом веке писал,

что «внимание есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью.

Концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;

Устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

Распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;

Переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания.

Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Подобные недостатки могут быть устранены включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком.

Концентрация внимания - интенсивность сосредоточенность сознания на объекте. Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

Концентрация внимания

Развивая степень сосредоточенности, концентрации внимания, можно использовать игры:

• «Камень, ножницы, бумага»

• «Да и нет не говорить»

• «Что перепутал художник»

• «Найди пару»

Предлагаю Вам варианты игры «Найди слова»

«Найди слова»

Вариант 1: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее ( обычно слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или "змейкой").

Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных.

Устойчивость –длительность сохранения внимания на одном и том же объекте.

Для развития устойчивости внимания предлагаются следующие упражнения и игры:

• «Найди игрушку по описанию взрослого»

• «Найди отличия»

• «Найди одинаковые предметы в ряду»

• Разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук (лабиринты, дорожки, дорисовывание по образцу, мозаика, нанизование бусинок по образцу и т.д.)

•  Различие по тематике корректурные пробы.

Игра по типу теста «Корректурная проба». Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.

Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: "По сигналу зачеркни все буквы "о" одной чертой". Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому

необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху - вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.

Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:

- попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать "о" и подчеркивать "а";

- дайте задание отмечать три буквы;

- сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;

- поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.

Объем внимания

Объем- количество объектов на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды.

Игра «Заметь все».

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10с., снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищи безостановочно».

В течение 10-15с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Поиграйте в игру "Три пункта", которая стимулирует развитие у ребёнка объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего малыша. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

Переключаемость внимания

Переключаемость внимания- скорость осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Упражнение на развитие устойчивости и переключения внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение .

Так же переключаемость внимания предлагаем развивать с помощью следующих игр:

• «Найди пропущенное число (букву,знак);

• «Четвертый лишний»;

• «Съедобное—несъедобное».

Распределение внимания

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Каждой руке - своё дело.

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Счет с помехой.

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой.

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.



Предварительный просмотр:

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК-ЛЕВША

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации: 

- правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ; 

- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Основные психологические особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей:

- левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши; 

- они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария; 

- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением; 

- левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов); 

- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко; 

- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка «Как развивать внимание детей» Уважаемые родители!

Памятка«Как развивать внимание детей»Уважаемые родители!...

Памятка для родителей "Как развивать внимание у детей 6-7 лет"

Внимание можно назвать одним из наиболее важных условий для хорошего обучения. И поэтому родители детей, которые собираются в школу, часто интересуются, как сделать так, чтобы ребенок был внимательнее...

Памятка для родителей "Игры для развития слухового внимания у детей"

С самого рождения ребёнка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, музыка, речь людей… Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со времен...

Памятки по ПДД "Внимание, дети!"

Материал для родителей....

Памятка для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью)

Памятка для родителей по воспитанию детей с синдромом  дефицита  внимания (гиперактивностью)...