Учим ребенка общаться... и учимся вместе с ним
консультация (старшая группа) по теме

Никитина Елена Николаевна

Агрессивные дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что то (со «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться и в это процессе набивает собственные шишки! Хотелось бы «подстелить соломки» да не много вложить ума в его голову, но ребенок почему то этому сопротивляется. И мы, выдав порцию добрых советов о том, как помириться и больше не сориться, можем услышать «нечего ты, мама не понимаешь». Если это перевести в более вежливую форму, то это прозвучало бы так «Позволь мне набирать свой собственный опыт». Конечно, совсем уж оставить ребенка в покое мы не можем, ведь порой он выходит за рамки приличия. Но как же совместить его право на собственный опыт, и наш родительский долг воспитать достойного человека?


1.Дайте право на ошибку.
Не ждите что ребенок (а ведь он только дошкольник!) будет изначально асом общения.
Что бы научиться писать, нужно писать, и никто это сразу не делает без помарок. Пока учишься кататься на велосипеде, приобретаешь не мало синяков, и теоритически советы здесь почти не помощники. Так и в общении – у ребенка должно быть право на ошибку. За ошибки общения (был слишком груб, зря обиделся, не захотел договориться, ударил вместо того что бы поговорить) не стоит осуждать строго.


2. Обсуждайте. Не осуждая.
Если вы считаете, что ребенок в общение со сверстником повел себя не правильно, это лишь повод для разговора. Само главное в обсуждении – диалог. Распространённую ошибку взрослых можно обозначить так «слишком много слов». Мы говорим столь много и экспрессивно что ребенок теряет основную мысль уже после нескольких минут. Он думает «что, что то не правильно сделал, и мама очень рассердилась». Эффективность такой взрослой лекции приближается к нулю. Вы можете это проверить, в конце спросив ребенка «ты все понял?». Он конечно ответит «да». Но если вы уточните а что именно ты понял?» - то он затруднится с ответом. И это будет означать, что разговор нужно строить иным образом и как говорится «весь пар ушел в гудок».


3.Родительский пример.
Конечно вам знакома мысль «начни с себя». Банально, почти навязло в зубах но от этого не потеряло актуальность. Особенно это важно в то время, когда у ребенка закладываются основы социального общения, т.е. в дошкольном возрасте. Если не хотите, что бы ребенок проявлял агрессию в контакте со с сверстниками обратите внимание, нет ли жестокости в вашей семьи. Если желаете, что бы он был более инициативным, посмотрите, кого из близкого окружения можно назвать робким. В общем, что бы вас не беспокоило в отношениях ребенка со сверстниками «примерьте» эту ситуацию на свою взрослую жизнь. Может быть тогда причины его поведения станут для вас более ясными.


4.Разговариваете!
Дети обычно идут к своим родителям с тревогами и вопросами. Нужно сильно постараться, что бы вызвать у ребенка такое недоверие, что бы он избегал говорить с вами о проблемах. Иногда для того, что бы разговор состоялся, нужно проявить инициативу. Хорошая привычка – спрашивать у ребенка о том. Как прошел его день. Не только что он ел, не ругала ли его Марьиванна и как он спал. Но прежде всего о том. С кем он сегодня играл и во что, было ли ему весело или грустно, какие интересные мысли приходили к нему в голову. Такая беседа располагает к тому, что бы естественным образом поделиться своими тревогами о том, что Толик не дал ему трансформеры, Лешка не захотел играть, а Ваня напротив, целый день хвостиком ходил, а про Таню говорят, что она в него влюбилась. А дальше уже можно поговорить, но не забывая об уважении к чувствам ребенка.


5. Помощница – игра.
Что бы показать ребенку основы доброжелательного общения, нужно использовать такое мощное средство как игра. Если беседы (которые чаще бывают нотациями) имеют коэффициент полезного действия около 20% дошкольного возраста, то игра – 80%! Вы можете напрямую разыгрывать сценки на основе проблемной ситуации, беря в качестве актеров плюшевых друзей. Ребенок может играть за любого персонажа или просто смотреть. В процессе игры можно делать паузу и спрашивать «как ты думаешь, что сейчас чувствует мишка? А что хочется сделать зайчику? Правильно ли он поступит? Как ты предложишь ему поступить, что бы не обидеть друга?» Таким образом вы поможете ребенку расширить репертуар действий, и это поможет ему действовать более эффективно в похожих ситуациях в жизни.


«Агрессивный ребенок».
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по – разному. И это поведение можно разделить на несколько видов.


Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может выражать свою агрессию жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. По мимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть или толкнуть.
Внутренняя агрессия – это агрессия направлена на самого ребенка. Он может кусать себе ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.


Признаки агрессии у детей.
- постоянно теряет контроль над собой
-постоянно пытается спорить, ругается со взрослыми
-постоянно отказывается выполнять правила
-постоянно специально раздражает людей
-постоянно винит других в своих ошибках
-постоянно сердится и отказывается сделать что либо
-постоянно завистлив, мстителен
-чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих. Не редко раздражающих его.


Делать какие - либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.


Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способом разрядки гнева и агрессивности:
1.Бить подушку или боксёрскую грушу.
2.Топать ногами.
3.Написать на бумаге все слова которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
4.Втирать пластилин в картону или бумагу.
5.Посчитать до 10.
6.Самое конструктивное – спортивные игры, бег.
7.Вода хорошо снимает агрессию.
8.Комкать и рвать бумагу.


Как вести себя с агрессивным ребенком?
-Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный)пример.
-Поддерживаете дисциплину, выполняйте установленные правила
-Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю
-Давайте ребенку понять, что вы его любите таким какой он есть.
-Направьте его энергию в положительно русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу) рисование, пение)
-Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
-Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчения, причиняет страдание близким людям.
-Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научиться быть гуманным и добрым.


Игры для агрессивных детей.
«Воробьиные драки» снятие (физической агрессии)
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и «лапки» у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.


«Минута шалости» (психологическая разгрузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить. Каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п.
Повторный сигнал ведущего через одну – три минуты объявляет конец шалости.


«Каратист» (снятие физической агрессии)
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратистов (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят «сильнее, сильнее, сильнее…» - помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.


«Боксер» (снятие физической агрессии)
Это вариант игры «каратист» и проводится он аналогично, но действие в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.


«Упрямый» (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма)
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок» ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся ребенка общаться "

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверст...

"Учим ребенка общаться"

Консультации для родителей«Учим ребенка общаться»Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобрать...

Консультация для родителей "УЧИМ РЕБЁНКА ОБЩАТЬСЯ И… УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С НИМ!"

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но…...

Консультация для родителей "Учим ребенка общаться...и учимся вместе с ним..."

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собс...

«Учим ребёнка общаться и… учимся вместе с ним!»

Не всегда то, как общается ребенок кажется нам правильными. Что-то (со «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает соб...

Поддержка родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Мастер-класс для родителей "Учим ребенка общаться".

О значимости общения в современном обществе, о средствах общения и о необходимости развития коммуникативных навыков у детей-дошкольников. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое мес...