Мама , дай я скажу!!!
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostizheniya_vashego_malysha_mnozhatsya_s_kazhdym_dnem.docx73.42 КБ

Предварительный просмотр:

                     Мама , дай я скажу!!!

Достижения вашего малыша множатся с каждым днем. Теперь уже он не только охотно слушает то, что ему рассказывают, но и сам хочет поделиться с вами своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начинает рассуждать, а том, что видит вокруг, о том, что привлекло его внимание, произвело какое-то впечатление. Это как бы собирательный портрет трехлетнего говоруна, но каждый ребенок развивается индивидуально, и темпы развития речи тоже не могут быть совершенно одинаковыми.

Еще на третьем году жизни малыш, случалось, ставил вас в тупик вопросами. Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Будьте готовы к вопросам - цепочкам: ребенок задает один вопрос, получает на него ответ и задает другой. «Почему утюг горячий ?» Потому что его нагревает электричество. «А почему оно его нагревает ?» Потому что идет ток. «Почему идет ток?»... И так продолжается долгое время. Постарайтесь не раздражаться, терпеливо отвечать и разъяснять ребенку интересующие его моменты.

Задавая вопросы, малыш просто хочет побольше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремится вас подразнить. Ребенок теперь может говорить не только с вами или другими домашними и друзьями, но и с посторонними, на улице, в поликлинике или в магазине. Внимание малыша еще не слишком устойчиво, поэтому не удивляйтесь, если ребенок отвлечется на что-то другое и не дослушает Вас.

Объясняя, говорите понятным ребенку языком, доступно. Как часто приходится выслушивать сетования мам и пап, пришедших на прием к логопеду и не понимающих причин отсутствия, как выражаются педагоги, «продуктивного контакта». «Уж я как только не объясняла, постоянно говорю, долблю, долблю одно и то же и никакого результата...» — недоумевает молодая мама, пытающаяся во что бы то ни стало научить трехлетнего сына читать. «Купила книжки, пособия всякие, толкую про букву, про звук — ничего не понимает, более того, плакать стал, увидит «Азбуку» — убегает». Что же, все понятно. Не дай бог, и пособия маме попадались вроде тех, про которые мы вам, заботливые родители, рассказывали. Где пишут «знатоки»: «Выполните упражнения по этой книжке — и у вашего ребенка не будет никаких проблем с овладением...» Попытка обратить внимание мамы на то, что ребенок еще слишком мал, не готов к чтению, натыкаются на железный аргумент: «Ну что вы, у наших соседей девочка уже давно читает и стихи пишет!» О «полезности» подобных доводов мы уже говорили, поэтому сейчас просто попробуем рассказать вам о том, что действительно нужно делать для того, чтобы речь ребенка четвертого года развивалась правильно, и как готовить малыша к будущим занятиям по обучению грамоте.

Нам на помощь снова придет книга. Запас слов, которым располагает ваш ребенок, несравненно больше, чем год назад. Недаром малыш так бойко болтает, послушайте-ка. Вы неплохо потрудились, и труд не пропал впустую. Но обратите внимание: если ребенку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится неточной. Не хватает слов, чтобы описать какое-то событие, пережитое им непосредственно. Иногда ребенок сам чувствует, что подобранные им слова не совсем подходят смыслу рассказываемого. Некоторые дети раздражаются из-за этого, другим кажется, что их не понимают.

Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Если по ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного и ребенок усваивал сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного. Дотошно обсудить иллюстрацию, разыграть сценку всего интересного могут мамы! Иной раз просто диву даешься, видя женщин, крутящихся, как белка в колесе, замотанных, озабоченных постоянными житейскими проблемами, но творящих чудеса для своих детей.

Часто вспоминается одна мама, родившая двоих мальчишек в тридцать пять. Она была так счастлива, что не могла даже на секунду притушить свет глаз и улыбки... Жилось ей непросто, но она окружила детей теплом и любовью, каждый день был праздником общения. Она разыгрывала со своими близнецами такие представления, инсценируя сказки и рассказы о животных, что соседи по коммуналке собирались в комнате, как в театре...

В этом возрасте очень полезно заниматься «накопительством», накапливать новые слова, чтобы малышу было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Хорошо бы, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Учитывая обилие игрушек, предлагаемых торговыми центрами, вы не будете испытывать затруднений с тематикой. Так как пора уже малышу учиться обобщать, игру можно организовать по какой-нибудь теме, например, «лечение» кукол на приеме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине». Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения. Например, в родовое понятие «мебель» включается множество видовых: «стул», «табуретка», «шкаф» и т. д.

Все эти знания в дальнейшем будут служить одним из показателей развития речи и прочих сторон личности маленького человека, их будут неоднократно проверять на тестированиях, экзаменах и всяческих испытаниях при поступлении в... туда, куда вы решите определить своего ребенка.

Старайтесь дать малышу возможность наблюдать, видеть признаки предметов и вещей, их особенности, отличительные черты.

Вот вы накрываете на стол, расставляете посуду. Сок малыш будет пить из стакана, чай из чашки, чашка стоит на блюдце, каша положена в тарелку. Ребенок видит и сходство, и различия между предметами, которые, в общем-то, предназначены для одного и того же. Малышу нужно сделать выбор, например, чем есть кашу вилкой или ложкой, если ложкой, то какой, большой, маленькой или средней. Это поможет определить и запомнить признак, который был для этого выбора решающим. Малыш также должен понять, что выбирать обязательно надо. Потом, когда вы будете вместе «кормить» кукол или угощать пришедшую в гости бабушку, станет ясно, насколько удается ребенку закрепить, отложить в память новые понятия. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами, мы не устаем повторять это!

Пусть ребенок оценит размеры, форму, узнает назначение той или иной вещи, понаблюдает ее в действии, увидит, как ее используют, а то и сам попробует что-нибудь сотворить (с вашей помощью и под внимательным и доброжелательным контролем).

Малыш обязательно должен участвовать вместе с вами в различных действиях.

Вот вы идете в магазин, и ребенок идет с вами. Вы выбираете товары, комментируя свои действия, а также попутно интересуетесь мнением малыша относительно покупок. Обязательно подводите итоги совместной деятельности: «Леша, мы с тобой ходили в магазин. Что мы купили, помнишь?» Предложите ребенку помочь вам выложить покупки из сумки и распределить по полкам и шкафам. При этом говорите с малышом о том, что вы вместе делаете: «Куда мы положим рис? В банку на полку. А картошку? В ящик под окном. А котлеты? В морозилку?" Через некоторое время, как будто забыв, что куда пристроили, поинтересуйтесь у малыша: «Ты не помнишь, куда мы положили рис?» Можно и немножко «попутать» ребенка: «Мы купили столько вкусного: и яблоки, и апельсины, и бананы, и помидоры. Это ведь все фрукты, да, Сережа?»... И вот Сережа удивленно поднимает на вас глаза, вынимая из пакета помидор и глядя на него: «Нет, помидор — не фрукт, он — овощ!» Браво, Сережа и мама! А теперь пусть ваш умненький и не попавшийся в ловушку ребенок помоет помидоры для салата.

К четырем годам малышу нужно знать и уметь рассказать, кем работают родители (естественно, на доступном пониманию ребенка уровне), то есть названия профессий перестают быть тайной за семью печатями. Малышу надо объяснять не только, как называется тот или иной специалист, но и что конкретно он делает. Продавец взвешивает товар, упаковывает, подает; парикмахер расчесывает волосы, стрижет, красит, завивает, укладывает и т. д. Малыш уже не только фиксирует то, что видит, он дает оценку действиям: мама очень чисто моет пол, бабушка ровно расставляет книги, папа быстро колет дрова. Так постепенно растет словарный запас, и вы не перестаете удивляться тому, как быстро ребенок

вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь. «Трудовую деятельность» не обязательно организовывать на каждом шагу, постоянно. Подойдут и разнообразные занятия, например, имитирующие процесс уборки-приборки.

Помогайте ребенку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми: «Катя, расскажи бабушке, где мы с тобой сегодня были».

После какого-нибудь интересного похода или события, впечатлившего ребенка , попробуйте вместе нарисовать картинку на тему увиденного.

Пусть это не будет произведение искусства, но обсуждение нарисованного поможет малышу запомнить новые слова и точнее фиксировать свои наблюдения. Не забывайте, что ребенок будет стараться рассказывать вам что-либо только в том случае, если это вам действительно интересно.

        

На четвертом году дети еще не очень активно описывают признаки предметов, поэтому разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается и в бытовой обстановке. Например, малыш просит дать ему грушу, а вы предлагаете выбрать: «Тебе какую, большую или маленькую? Зеленую или желтую?»

Хорошо бы и игрушками пользоваться разнообразными, позволяющими видеть как можно больше признаков. Потренируйте ребенка, предлагая ему:

  • выбрать из коробочки только маленькие (темные, светлые, гладкие, шершавые и т. д.) камушки, а камушки вы вместе насобирали на прогулке;
  • назвать, из какой чашки он предпочитает пить молоко (из большой, маленькой, высокой, низкой, широкой, узкой);
  • выбрать и сказать, какое пюре приготовить (горячее, теплое, холодное).

Ребенок с удовольствием выполнит вашу просьбу и прокомментирует свои действия. Если вы попросите, он разложит по ящичкам вилки и ножи, по полкам чашки и тарелки. Конечно, с этими предметами нужно быть осторожным, но помните, что если ребенок не будет знаком с ними, ему нелегко будет в будущем научиться обращаться с множеством вещей.

Вам, конечно, хочется, чтобы речь ребенка была правильной, точной. Еще раз придется напомнить, как важно следить за собственными высказываниями. Если бабуля выговаривает внуку: «Сколько разов я тебе говорила...», а мама возмущается: «Почему ты ихние игрушки берешь, а на место не ложишь?»,

подобные обороты усвоит и ребенок. Да и объем детской речи во многом зависит от общения с ним родителей.

Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, — тренируйте его. Здесь вам поможет чтение, ну, и, конечно, игры. Доставайте-ка снова наш «Волшебный мешочек», он еще пригодится. Пусть ребенок узнает предмет по вашему описанию. Расставляйте на столе разные игрушки (только не очень много). Пусть малыш объясняет, что стояло на столе, а чего не стало. То же можно делать и с картинками. Да и просто спрашивайте «у кого газета?» — «у папы», «где ваза?» — «на столе» и т. д.

Одна из излюбленных тем на многих тестированиях и проверках «Животные и их детеныши». Показывайте и называйте ребенку кошку с котятами, собаку со щенками, и живых, и на картинках. Ребенок использует в речи чаще то, что видел, хорошо знает. Ну, а попутно можно рассказать и о том, как нужно заботиться о наших меньших братьях, чем кормить, какие повадки у зверей, это тоже важно и интересно ребенку. Малыш не только слушает ваши рассказы, но уже начинает их пересказывать. Легче всего получается пересказ любимых сказок. Конечно, не нужно говорить ребенку: «Перескажи сказку!» Лучше попробуйте так: «Что ты запомнил из сказки про Колобка?» Или помогите малышу вопросами.

Позволим себе снова посоветовать представлять действия персонажей разыгрывать сценки. На первых порах достаточно приобрести несколько масок героев сказок и смастерить что-нибудь характерное для облика, например, картонную морковку для зайчика. И хотя рассказ малыша состоит всего из нескольких предложений, пусть он будет эмоциональным, живым, передающим отношение маленького человека к тому, что он говорит.

По материалам книги А. Герасимовой "Руководство по развитию речи"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс юных чтецов «Слова любви мы скажем маме» к дню матери

Конкурс юных чтецов «Слова любви мы скажем маме» , посвященный Дню Матери.           Дети входят в зал под легкую музыку и рассаживаются на места.Вед :  М...

Притча "Мама, просто скажи мне да!"

Притчи - это кладезь мудрости....

Спортивное развлечение для детей старшего возраста и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья» на тему: «Спорту скажем мы ура!»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту.Задачи:использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании;развить координацию движений, ловкости,...

Сценарий утренника в подготовительной группе "Спасибо скажем маме!"

В разделах  аудио и ведео материалы на моей страничке вы сможете найти музыку и фрагменты данного утренника....

Играем дома с мамой.Игра "Скажи наоборот"

Данная презентация будет полезна родителям при закреплении у ребенка навыка образования антонимов....

Мамы и папы скажите иначе.

Разговоры с детьми. ...

Скажи мне мама, ласковое слово

Консультация для родителей...