Консультация для родителей: "Сам разговорится" или "Когда идти к логопеду?"
консультация по теме

Комиссарова Светлана Александровна

Как часто мамочки, заметившие вдруг, что вокруг дети уже говорят, а их ребенок - нет, слышат от "добрых" подружек, бабушек, иногда даже от неврологов поликлиники и логопедов (!) слова: "Ничего, разговорится", "Мой муж тоже поздно начал говорить, и ничего", "Приходите после трех (четырех, пяти)" и...успокаиваются.
НО время идет, а изменений нет. Или ребенок начинает говорить, но качество речи отличается от нормы.
Когда следует обратиться к специалистам? Что нужно знать ,чтобы не упустить драгоценное время?
Начнем с последнего вопроса.
Ну, во-первых, следует знать, в каких случаях нужно быть особенно внимательными к развитию своего малыша, начиная с самого рождения. 
ПРИЧИНЫ
Итак ,если:
- Вы знаете о внутриутробной гипоксии плода ( при токсикозах, угрозе прерывания, патологиях плаценты, нефропатии, высоком артериальном давлении и пр.) или о гипоксии, асфиксии во время родов (например, в следствии обвития пуповиной);
- беременность протекала на фоне вирусных заболеваний матери (корь, краснуха, герпетическая или цитомегаловирусная инфекция, грипп, вирусный гепатит и пр.); курения или употребления матерью наркотиков, лекарственных препаратов, обладающих тератогенным действием; на фоне сильных стрессов;
- имела место несовместимость крови матери и плода;
- были нарушены сроки вынашивания (особенно недоношенность);
- имеются неблагоприятные наследственные факторы (в первую очередь, это особенности строения речевого аппарата; имеются данные о наследственной предрасположенности к заиканию, позднему началу активной речи);
- Вы знаете о родовой травме головы или шеи ребенка или предполагаете ее (была стимуляция, особенно механическая (щипцы, вакуум, выдавливание), длительный безводный период, диспропорции между головкой ребенка и тазом матери, стремительные или затяжные роды, аномальное положение плода и пр. );
- ребенку поставили низкий балл по шкале Апгар, - 
У ВАС ЕСТЬ ПОВОД ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАЗВИТИЯ МАЛЫША ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ И НАБЛЮДАТЬ РЕБЕНКА ВЕСЬ ПЕРВЫЙ ГОД, А ТО И ТРИ, У ХОРОШЕГО ПЕДИАТРА И НЕВРОЛОГА.
Перечисленные выше факторы являются распространенными органическими причинами возникновения речевых нарушений у детей (от дизартрии до алалии).
Часто после родов невролог ставит таким деткам перинатальную энцефалопатию, резидуальную энцефалопатию, резидуально-органическое поражение головного мозга, гипоксически- ишемическое поражение ЦНС, гипоксически-травматическое поражение ЦНС и подобные диагнозы, которые со временем, часто к году, могут быть сняты. 
Но! МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ: если поражение мозга было, значит, вероятны и последствия. А последствия могут быть от никаких до ДЦП. Это будет зависеть от времени поражения, продолжительности воздействия вредоносного фактора, места поражения, степени поражения, компенсаторных возможностей конкретного организма и даже от квалификации врачей, наблюдающих ребенка в первые дни, недели, месяцы жизни (многих негативных последствий можно избежать, если уже в роддоме будет дана верная оценка состоянию ребенка и своевременно оказана помощь).
Важно помнить, что чем раньше начали работать с проблемой, тем лучше будет выход. (Это я к тому, что рекомендации неврологов нужно выполнять. Сомневаетесь - обследуйтесь у другого врача, но не пускайте проблему на самотек).
Естественно, выраженные последствия будут видны сразу по двигательным нарушениям, повреждению слухового или зрительного анализатора, серьезным отклонениям от нормы, а вот речевое недоразвитие, не сочетающееся с более тяжелой патологией, будет незаметно до полутора -двух лет, когда мама, сравнив речевые навыки своего ребенка с навыками сверстников, вдруг осознает, что проблема есть.
Открыв прикрепленные документы, Вы можете ознакомиться с нормами нервно-психического развития малыша от рождения до 3 лет.
КОГДА ИДТИ К ЛОГОПЕДУ?
К логопеду, как и к другим специалистам, нужно идти тогда, когда Вы или врачи заметили проблему или подозреваете ее. (СМ. НОРМЫ. Нормы приведены из источника: Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Издательсво: Каро,2014 г. - 64 с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokazateli_nervno-psihicheskogo_razvitiya_0-3_g.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

(Н.М. Аксарина, К.Л. Печора. 1978)

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

2

3

4

5

е

7

1г.1мес

1 г.3 мес.

Запас пони-

маемых слов

быстро рас-

ширяется

Пользуется ле-

петом и отдель-

ными облегче-

ными словами в

момент двига-

тельной актив-

ности. радости

Ориентирует-

ся в двух кон-

трастных ве-

личинах

предметов

(типа кубов)

с разницей

в 3 см

Воспроизводит

в игре действия

с предметами,

ранее разучен-

ные («кормит»

куклу, нанизы-

вает кольца на

стержень)

Ходит длитель-

но не присажи-

ваясь, меняет

положение

(приседает,

наклоняется,

поворачивается,

пятится)

Самостоя-

тельно ест

густую пи-

щу ложкой

1г.4 мес.

1 г.6 мес.

Обобщает

предметы по

существен-

ным призна-

кам в пони-

маемой речи

(в «кон-

фликтной»

ситуации)

Словами, облег-

ченными («би-

би») и произне-

сенными пра-

вильно («маши-

на»), называет

предметы и дей-

ствия в момент

сильной заинтересованности

Ориентирует-

ся в 3-4 кон-

трастных

формах

предметов

(шар, куб,

кирпичик, пи-

рамидка)

Отображает в

игре отдельные,

часто наблю-

даемые дейст-

вия

Перешагивает

через препятст-

вия (брусочки)

приставным ша-

гом

Самостоя-

тельно ест

жидкую

пищу лож-

кой

1г. 7 мес.

1 г.9 мес.

Понимает

несложный

рассказ по

сюжетной

картинке, от-

вечает на

вопросы

взрослого

Во время игры

обозначает свои

действия слоеа-

ми и двухслов-

ными предло-

жениями

Ориентирует-

ся в 3 контра-

стных вели-

чинах пред-

метов (типа

кубов) с раз-

ницей в 3 см

Воспроизводит

Ходит по огра-

Ходит по ограниченной поверхности (ши-

риной 15-20 см),

приподнятой над

полом (15-20

см)

Частично

раздевает-

ся с не-

большой

помощью

взрослого

(снимает

колготки,

ботинки,

шапку)

несложные по-

стройки-пере-

крытия типа

«ворот», «ска-

мейки», «дома»

1г. 10 мес

2 г.

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в

Опыте ребенка

При общении со взрослым пользуется трехсложными предложениями употребляя прилагатель-ные и местоимения

Подбирает по слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последователь-ных действий (начало сюжетной игры

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки)


43

1

2

3

4

5

6

7

2 г.-2 г. 6 мес.

Начинает за-

давать во-

просы:

«Где?», «Ко-

гда?»

Говорит мно-

гословными

предложения-

ми, более трех

слов

Подбирает по

образцу пред-

меты основных

геометрических

форм.

Подбирает по

образцу и

просьбе пред-

меты четырех

основных цве-

тов

Усложняет сюжет-

ные игры с логиче-

ской последова-

тельностью дейст-

вий.

Выполняет про-

стые сюжетные по-

стройки, сам назы-

вает их.

Начинает овладе-

вать карандашом

Перешаги-

вает пре-

пятствие

высотой

20-28 см

Полностью

сам одева-

ется, кроме

застегивания

и шнуровки.

Аккуратно

ест

2г. 7 мес.- 3 года

Часто задает

вопросы:

«Почему?».

«Где?», «За-

чем?»

В речи исполь-

зует сложно-

подчиненные

предложения

Правильно и по

назначению ис-

пользует гео-

метрические

фигуры.

Правипьно по-

казывает и на-

зывает 4 ос-

новных цвета

Появляются эле-

менты «ролевой

игры».

Появляются более

сложные сюжетные

постройки

Элементарные ри-

сунки карандашом.

лепит простые фи-

гуры из пластилина

Перешаги-

вает пре-

пятствие

непристав-

ным шагом

высотой

25-30 см

Полностью

одевается

сам с не-

большой по-

мощью

взрослого.

По мере не-

обходимости

пользуется

салфеткой и

носовым

платком


Нормы развития детей до трех лет

 (Early Intervention development)

Возраст

Познавательная деятельность

Мелкая моторика

20-24 мес

Может после показа повторить простое действие (например,

включить-выключить фонарик);

- показывает на себя, когда спрашивают: «Где (имя)?»;

- осуществляет целенаправленный поиск (стаканчик

и 3 салфетки, даются 3 попытки);

- при прокатывании мячика под аркой может предугадать его

появление с другой стороны;

- сортирует предметы по словесной инструкции в стаканчики

на группы с одинаковыми предметами. Предлагаемые

предметы для сортировки: 5 карандашей и 5 ложек. Ребенку

дается 2 попытки;

- подбирает предметы к картинке, на которой изображен та-

кой же предмет;

- показывает на картинке названный предмет;

- вынимает из коробки 6 предметов по одному;

- показывает одну из частей тела

Должен вложить 6 фишек в отвер-

стия мозаики. На это задание долж-

но уйти не более 34 сек.;

- нанизывает 4 крупных бусины за

2 мин;

- срисовывает круг и вертикальную

линию. Предварительно показы-

ваются нарисованные круг и ли-

ния, ребенка просят нарисовать

такое же;

- вкладывает круг, треугольник.

квадрат способом проб и ошибок;

- строит башню по образцу

из 6 кубиков. По просьбе ставит

один на другой 3 кубика;

- складывает бумагу, подражая

взрослому;

- переворачивает по одной

2-3 страницы в книге, чтобы най-

ти названную картинку

24-28 мес.

Может понарошку имитировать раннее виденные действия

(например, показывает, как лает собачка, как мама моет посу-

ду, как звонят по телефону и т.д.);

- должен подбирать 2 одинаковых предмета;

- различает и сортирует на 2 цвета. Ребенку дают

6 желтых и 6 красных карточек и просят разложить их

в 2 стопки;

- составляет разрезную картинку с изображением человека,

при этом должен по просьбе находить верное место для го-

ловы, рук и т.п., вставлять хотя бы одну часть;

- должен показывать большие и маленькие предметы, назы-

вая их размеры;

- должен подбирать материалы с одинаковой структурой;

- должен называть знакомые запахи (например, запах духов,

копченостей, мыла, кофе, гвоздики и т.д.);

- должен определять температуру воды (теплая-холодная)

Имитируя, рисует круг и горизон-

тальную линию, при этом правильно

держит карандаш;

- заполняет вкладышами перевер-

нутую таблицу с геометрическими

фигурами: кругом, квадратом,

треугольником без подбора;

- пытается имитировать действия

взрослого в конструктивной дея-

тельности (взрослый строит по-

езд из четырех кубиков, просит

построить ребенка, а тот должен

соединить хотя бы 2 кубика);

- овладевает вращательным за-

хватом и может раскрутить и за-

крутить крышку, пробку в банке,

бутылке

28-32 мес.

Различает цвета: красный, зеленый, синий, желтый, черный.

Сортирует их по образцу (взрослый показывает пример: рас-

кладывает кубики на карточки соответствующего цвета, пред-

лагает ребенку продолжить. Кубики при этом должны быть

разложены не в том же порядке как карточки);

- понимает слово «один» (у ребенка 4 кубика, взрослый про-

сит дать ему один кубик);

- может ответить на вопрос типа: «Из чего пьют воду? На что

купим булку?»;

- собирает матрешку, состоящую из четырех частей

По просьбе «начертить кружок» ри-

сует движениями, похожими на круг;

- строит башню из восьми кубиков;

- строит поезд целиком (из четы-

32-36 мес.

Может повторить не связанные между собой слова (например,,

«киса», «один»);

- подбирает парные картинки (например, подбирает геомет-

рическую фигуру к ее изображению на картинке. Даются та-

кие фигуры: круг, квадрат, треугольник, звезда, крест);

- соотносит верх и низ (например, ребенку дают книжку, по-

вернутую вверх ногами. Ребенок должен сообразить пере-

вернуть и положить книгу правильно);

- определяет какого предмета не стало (из трех предложен-

ных);

- собирает по порядку пирамидку из 5 и более колец

Режет ножницами

(делает бахрому);

- нанизывает на веревочку бусины

диаметром 1,8 см (как трениро-

вочное упражнение - шарики на


Крупная моторика

Социал ьн о-эм оцио-напьная сфера

Сам о о бс п ужи ва н и е

Ходит по кирпичикам

(ширина дорожки

15-25 см);

- ходит по доске, при-

поднятой на 10 см от

пола (ширина доски

15-20 см);

- переступает по кирпи-

чикам, находящимся

на расстоянии 10-15

см друг от друга:

- ходит по наклонным

доскам (ширина 30 см,

высота подъема

20-30 см);

- перешагивает через

предметы

Находится на стадии

функциональной игры.

использует свойства,

возможности игрушки

(например, катает мяч,

закрывает-открывает

ящик, строит башню,

толкает коляску, ма-

шинку и т.д.)

Кормление:

- пьет через соло-

минку;

- может развернуть

конфету, заверну-

тую в фантик, очи-

стить банан

Одевание:

- быстро разде-

вается полно-

стью (кроме за-

стежек);

- пытается само-

стоятельно

обуться;

- пытается за-

стегнуть круп-

ную молнию

Туалет:

- регулярно

опорожня-

ется 1 раз

вдень

В ОДНО

и тоже

время;

- позволяет

посадить

себя на

горшок

Может удерживать рав-

новесие, стоя на гимна-

стическом бревне или

доске шириной 10 см

(от пола 10-15 см);

- удерживает равнове-

сие, пиная одной но-

гой мяч диаметром

примерно 20 см;

- должен удерживать

равновесие при прыж-

ках со ступенек, при-

земляясь на обе ноги

Самостоятельно выби-

рает игрушку и играет с

ней;

- играет понарошку -

имитирует в игре ка-

кие-нибудь действия

(например, звонит по

телефону);

- к 28 месяцам разли-

чает мальчиков и де-

вочек

Ест ложкой без по-

терь пищи (неважно,

как держит ложку);

- пользуется вилкой

(нанизывает на

вилку еду);

- может сам взять

стакан, налить в не-

го воду и пить

Надевает простую

одежду без помо-

щи;

- моет и вытирает

руки (взрослый

помогает вклю-

чить воду, дает

мыло и т.д.)

Не писается

(сон не в

счет)

Проходит по доске не-

сколько шагов само-

стоятельно;

- встает из положения

лежа, как взрослый с

минимальным покачи-

ванием и минимумом

движений

Знает свое имя;

- узнает себя в зерка-

ле

Ложкой ест без по-

терь (не важно, как

держит ложку);

- пользуется вилкой

(нанизывает на

вилку еду);

- может сам взять

стакан, налить в

стакан воду и пить

Надевает простую

одежду без помо-

щи;

- моет и вытирает

руки (взрослый

помогает вклю-

чить воду, дает

мыло и т.д.)

Не писается

(сон не в

счет)

Держит равновесие на

одной ноге 1-2 секунды.

- 2,5-3 метра проходит

размахивая пооче-

редно руками (правая

рука-левая нога, и

наоборот)

Ест ложкой без по-

терь пищи (неважно,

как держит ложку);

- пользуется вилкой

(нанизывает на

вилку еду);

- может сам взять

стакан, налить в не-

го воду и пить

Вытирает руки

самостоятельно;

- сам одевает

пальто, рубашку

и т.д., не засте-

гивая пуговиц;

- расстегивает

липучки, боль-

шие пуговицы

и т.д.

Не писается

(сон не в

счет)


Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей

(Е.М. Мастюкова, 1981)

Возраст, месяцы

Основные показатели довербального и вербального развития

1

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

2

Улыбка при общении

3

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4

Дифференцированность комплекса оживления, смех

5

Дифференциация направления звука, певучее гуление

6

Лепет

7

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция

8

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба. да-да. па-па, ма-ма и т.п.

9

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»

10

Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией

11

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением

12

Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом

15

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста

18

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

21

Показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас - 20 слов

24

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне', предложения строит из 2 слов

30

Адекватно использует местоимения я ты, мне, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»

36

Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку»

При определении возрастных границ появления того или иного феномена указывается тот крайний рубеж, когда он должен быть сформирован у всех нормальных детей

Обследование детей проводится в динамике.  Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам, должен быть обязательно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом


Шкала оценки понимания речи

(ЕМ. Мастюкова, 1990)

Уровни

Возраст

Основные показатели понимания речи

1

3-6 месяцев

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса

2

6-10 месяцев

Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму». «Найди папу», «Дай ручку», «Нельзя») и т. д.

3

10—12 месяцев

Ребенок понимает названия отдельных предметов

12-14 месяцев

Ребенок узнает изображения отдельных предметов

15-18 месяцев

Ребенок узнает изображения отдельных предметов на сюжетных картинках

4

2 года 6 месяцев

Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чем ты сидишь?»)

5

2 года 6 месяцев - 3 года

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее

6

к 4 годам

Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации

Развитие познавательной деятельности -когнитивное развитие детей

(Ж. Пиаже, 1969)

Ж. Пиаже выделил четыре периода умственного развития человека.

  1. Сенсомоторный (чувственно-двигательный) - от рождения до 2 лет.
  2. Дооператорный - от 2 до 7 лет.
  3. Период конкретного мышления - от 7 до 11 лет.

4 Период формально-логического абстрактного мышления - от 11 до 18 лет и далее,

I. Сенсомоторный период, когда  главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятия, Ж. Пиаже разделил на 6 стадий:

  1. стадия «Упражнение рефлексов». От рождения до 1 месяца новорожденный хва
    тает любой предмет, помещенный в его ладонь, сосет все, оказавшееся около рта,
    реагирует на резкие звуки, яркий свет и резкие движения. На этой стадии все обучение
    осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Новорожденный
    «упражняет» все имеющиеся у него навыки {безусловные рефлексы), многократно по
    вторяя их, он не различает предметы и поступает с ними одинаково.
  2. стадия «Первичные круговые реакции». В возрасте от 1 до 4 месяцев ребенок
    приспосабливается к окружающему миру. Это приспособление (аккомодация) выра
    жается в следующих изменениях в поведении ребенка:

  • начинает сосать палец, вначале случайно, затем целенаправленно попадая им в
    рот, что говорит о начале формирования системы «рука-рот», т.е. способности ко
    ординировать действия руки и рта;
  • у ребенка появляются разные схемы, позволяющие ему различать объекты, он начи
    нает понимать, что одни предметы при сосании дают молоко
    : а другие - нет. Теперь,
    когда малыш голоден, он отвергает как объект сосания все, не дающее молока;
  • ребенок поворачивает голову в направлении издаваемых матерью звуков, следит за
    ее перемещениями по комнате, пытается обнаружить невидимый им источник звука.
    Это говорит о том, что происходит формирование системы слух-зрение-движение,
    умение сосредоточиваться на предметах и людях. На этой стадии пропавший из
    поля зрения объект для ребенка перестает существовать.

  1. стадия «Вторичные круговые реакции». В возрасте от 4 до 8 месяцев малыш вы
    полняет целенаправленные действия, поведение становится более контролируемым
    и координируемым. Возникает понимание связи между действием и результатом, выс
    траиваются простейшие причинно-следственные связи. Складываются некоторые пред
    ставления о постоянстве предметов и людей, ребенок начинает понимать, что они су
    ществуют и тогда, когда их нельзя увидеть. На этом этапе дети могут предвидеть мес
    то появления объекта, если его перемещение скрыто.
  2. стадия «Координация вторичных схем». В возрасте от 8 до 12 месяцев происходит
    дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Ребенок
    координирует две старые схемы, втремится добиться желаемого результата. Теперь это
    уже схемы целей, а также средств и способов их достижения. Такие действия являются
    исследовательскими. На этой стадии ребенок иногда может предвосхищать события,
    искать предмет именно на том месте, где находил его в последний раз.
  3. стадия «Третичные круговые реакции». В возрасте от 12 до 18 месяцев ребенок
    становится любознательным исследователем: он ищет новые способы взаимодействия
    с неизвестными предметами, перестраивает способы достижения результата при смене
    ситуации, использует метод проб и ошибок. Начинает искать предмет не только там, где
    видел его раньше, но и в других местах, так как понимает, что невидимый предмет может
    находиться в любом другом месте.  Это начало мыслительной деятельности.
  4. стадия. В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет мышление детей полностью зави
    сит от той информации, которую они получают благодаря органам чувств и двигатель
    ной активности. Шестая стадия развития ребенка характеризуется появлением у него

символического мышления - способности по запечатленным в памяти малыша символам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. У ребенка начинает появляться игра с предметом-заменителем, с воображаемым объектом. На этой стадии происходит совершенствование действий не только с реальными предметами, но и с их образами. Такие мыслительные операции в ряде случаев позволяют решать практические задачи, не всегда прибегая к методу проб и ошибок. К концу данной стадии начинает осуществляться постепенный переход от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, он длится весь дооператорный период, и в случае затруднений дети снова прибегают к помощи двигательных актов, так как для них двигательные усилия - необходимый элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись. С возникновением более высокой формы мышления простые формы не исчезают, но отходят на задний план, являясь фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.

II.        Дооперациональный период - от 2 до 7 лет. В это время у ребенка появляются сим
волические функции; язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события не
которое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мыш
ления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с
непосредственным его окружением

Мышление в данный период характеризуется:

  • необратимостью, т.е. неспособностью мысленно возвращаться к исходному пункту
    своих размышлений;
  • эгоцентризмом, т.е. неумением взглянуть на объект с позиций другого человека:
  • отсутствием понятия сохранения, т.е. ребенок, фиксируя только исходное и конеч
    ное состояние объекта, не регистрирует происходящие с объектом изменения, и из
    мененный объект не может признать идентичным исходному:
  • трансдуктивным умозаключением, т.е. малыш переходит от одного частного к друго
    му частному без соотнесения с общим;
  • ребенок производит классификацию по образцу и распределяет предметы по сериям.

III.        Период конкретного мышления - от 7 до 11 лет. Ребенок удерживает в памяти обра
зы предметов и действий и производит с ними мыслительные операции. Логическое мыш
ление данного этапа характеризуется тем. что касается только конкретных предметов и
явлений. Ребенок самостоятельно производит классификации и сериации. однако он не
способен мыслить гипотезами.

IV.        Период формально-логического абстрактного мышления - после 11-12 лет и в
течение всего юношеского периода. У ребенка вырабатывается формальное мышле
ние, т.е. способность рассуждать, отвлекаясь от настоящего актуального момента.

Таким образом, совершенствование процесса мышления происходит постепенно от действия к осознанной целенаправленной деятельности с учетом постоянства объекта и пониманием причинно-следственных связей.

Способы деятельности на этих этапах также развиваются последовательно.

  1. уровень - «метод силы» - ребенок применяет силовые пробы, пытаясь пропихнуть
    фигурку в первое попавшиеся отверстие.
  2. уровень - «метод удачной дырки» - ребенок, запомнив отверстие, в которое прова
    лилась одна из фигурок, старается опустить в нее все остальные. На этом уровне
    ребенок понял, что отверстия разные.
  3. уровень - «метод проб и ошибок» - ребенок последовательно пробует пропихнуть
    фигурку во все отверстия, пока не получит положительный результат.
  4. уровень - «примеривание и зрительная ориентация» - это перцептивные спосо
    бы, используя которые, ребенок оперирует не с реальным предметом, а уже с его
    образом. Этот уровень представляет собой переход от конкретно-умственного (на
    глядно-действенного) к наглядно-образному мышлению.

Развитие у детей навыков крупной моторики

(П.Л.Жиянова,2002)

Навыки

Средний нормативный возраст, месяцы

Диапазон появления навыка, месяцы

Переворачивается

5

С 2 до 10

Сидит самостоятельно

7

С 5 до 9

Ползает на животе

8

С 6 до 11

Ползает на четвереньках

10

С 7 до 13

Стоит

11

С 8 до 16

Ходит

13

С 8 до 18

Развитие у детей мелкой моторики и зрительно-двигательной координации

(П.Л. Жиянова, 2002)

Под мелкой моторикой здесь подразумевается работа мелких мышц рук. Развитие мелкой моторики происходит на базе развития крупной моторики, а развитие движений в свою очередь начинается с головы и идет от средней линии тела к периферии - развиваются движения плеча, затем предплечья, потом кисти и пальцев. Сначала развивается стабильность, затем мобильность. Важным этапом развития является билатеральная координация - использование двух рук одновременно - умение перекладывать предмет из одной руки в другую и умение одной рукой держать, а другой обследовать объект.

Последовательность формирования навыков мелкой моторики

Возраст, месяцы

От 0 до 4

От 4 до 12

От 12 до 24

От 24 до 36


Навыки

Смотрит на предмет; машет руками; следит за предметом; пытается дотянуться до
висящего над ним предмета; разжимает ладонь, пытаясь схватить предмет; произвольно
засовывает палец в рот        ___        .        _____

Тянет в рот предмет, находящейся в руке; трясет вложенной в руку погремушкой; хватает
предметы из рук взрослого; сам берет находящийся перед ним предмет; берет второй
предмет, не бросая первый; перекладывает предмет из руки в руку; берет предмет,
противопоставляя ладони большой палец; берет предмет щепотью; стучит предметом о
предмет: берет мелкие предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами,
использует пинцетный захват        _____        _____        

Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями, перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; вставляет стержень в отверстие; строит башню из двух кубиков: рисует каракули; зачерпывает ложкой еду: пьет из чашки, строит башню из 3-4 кубиков; вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в соответствующие отверстия; может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию снимает расстегнутую одежду, листает книгу по одной странице

Поворачивает дверную ручку; нанизывает крупные бусы; складывает пополам бумагу; делает одно движение ножницами: рисует, двигая всей рукой от плеча; вырезает из бумаги простые фигуры; раскатывает пластилин; аккуратно ест ложкой и вилкой: чистит банан; разворачивает фантик; пьет из чашки, держа ее одной рукой; надевает свободную одежду


Факторы, указывающие на готовность ребенка к успешному овладению навыками мелкой моторики

(П.Л. Жиянова. 2002)

Уровень развития крупной моторики

Умеет сидеть, сохраняя равновесие. Развит контроль головы.

Достаточно сильные мышцы плечевого пояса

Умение имитировать движения

Умеет повторять простые движения вслед за взрослым (пальчиковые игры, пение песенок)

Сформированность зрительно-двигательной координации

Координация движений руки и глаз (игра в мяч)

Умение пересекать рукой среднюю линию своего тела

Умение тянуться правой рукой к левому плечу (за

игрушкой)

Умение управлять предплечьем

Уметь менять положение кисти, используя движения предплечья - ладонью вверх, вниз, помещать ладонь на ребро (поймать мяч, подставить ладошки под струю воды, постучать как топорик и т.п.)

Координированные движения рук, формирование доминантной руки

Взаимодействие ведущей и помогающей рук формируется к 3-5 годам

Умение планировать свою деятельность

Выполнение цепочки целенаправленных последовательных действий

Образцы захватов

(Лаборатория Виндзор, 1994)

Возраст

Захват

Палочка

Кубик

Карандаш

Новорожденный

Нет захвата (рис.1)

Может быть зрительное сосредоточение, но нет сознательного захвата (рис. 9)

Может быть зрительное сосредоточение, но нет сознательного захвата. Только рефлекторный захват (рис 17)

3 месяца

Зрительное внимание, поддерживающий захват локтевой стороной ладони, а не большим пальцем, средние пальцы напряжены, запястье согнуто (рис. 10)

Зрительное внимание, может быть поддерживающий сознательный захват локтевой стороной кисти, большой палец не участвует в захвате, средние пальцы напряжены, запястье согнуто (рис. 18)

4 месяца

Примитивный захват. Зрительное внимание, большой палец не участвует в захвате (рис. 11)

Примитивный захват. Зрительное внимание, приближение к предмету, большой палец не участвует (рис. 19)

5 месяцев

Нет попытки к захвату. Зрительное сосредоточение (рис. 2)

Ладонный захват. Предмет удерживается пальцами и приведенным большим пальцем (рис. 12)

Ладонный захват. Пальцы сверху объекта, прижимают его к центру кисти. большой палец приведен (рис. 20)

6 месяцев

«загребание». «контактирование» с предметом,

большой палец приведен и согнут (рис. 3)

Радиальный ладонный захват. Пальцы и противопоставленный большой палец находятся на противоположных сторонах предмета, участвует радиальная сторона кисти (рис.21)


Возраст

Захват

Палочка

Кубик

Карандаш

7 месяцев

Нижний «ножницеобразный» захват «Загребание» предмета в ладонь с приведением и полным сгибанием большого пальца, пальцы могут быть полностью согнуты или два из них частично выпрямлены {рис. 4)

Радиальный ладонный захват. Предмет удерживается пальцами, противопоставленным большим пальцем, запястье на прямой линии с рукой (рис. 13)

Радиальный па-донный захват. Кисть находится на одной линии с рукой (рис. 22)

8 месяцев

«Ножницеобразный» захват. Между большим пальцем и боковой стороной указательного пальца, который согнут во всех суставах, дистальный отдел большого пальца слегка согнут, а проксимальный -немного разогнут (рис. 5)

Радиальный ладонный захват Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем, кончиками пальцев, между ними видимое пространство (рис. 14)

Радиальный пальцевой захват Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем и кончиками пальцев, между ними видно пространство (рис 23)

9 месяцев

Нижний «пинцетный» захват. Между ладонной стороной большого пальца и указательным пальцем, дистальный отдел большого пальца разогнут начинается противопоставление большого пальца (рис. 6)

Радиальный захват пальцами. Предмет удерживается большим пальцем и другими двумя пальцами (рис. 15)

Радиальный пальцевой захват (рис 24)

10 месяцев

«Пинцетный» захват Между дистальной частью большого пальца и указательного пальца, дистальный сустав большого пальца слегка согнут, большой палец противопоставлен (рис. 7)

Предмет удерживается большим и ещё двумя пальцами (рис 16)

12 месяцев

Хороший «пинцетный» захват Между кончиками пальцев или подушечками пальцев, дистальный сустав большого пальца согнут (рис. 8)

12-18 месяцев

Ладонный захват Предмет удерживается кистью, сжатой в кулак, запястье слегка согнуто и супинирова-но от среднего положения кисти (рис. 25)

24-36 месяцев

Пальцевый захват. Предмет удерживается пальцами, запястье прямое прониро-вано. легкая девиация в локтевую сторону. Предплечье с кистью двигается как целое (рис. 26)


Рис 1


Рис. 2


Рис. 3


РИС 4

Рис. 5


Рис, 6


Рис. 7


Рис. 8

Рис. 9


Рис. 10


Рис 11


Рис. 12

Рис. 13


Рис. 14


Рис. 15


Рис. 16

Рис. 17


Рис 18


Рис. 19


Рис 20

Рис. 23

рис. 21


рис. 22

Рис. 24


Рис 25


Рис. 26


Показатели норм развития у детей

доизобразительной и изобразительной деятельности

(В. Манов-Томов, 1997)

15 месяцев. Может держать карандаш и оставляет следы на бумаге.

Ребенок совершает открытие, что карандаш (фломастер) рисует. Первый шаг включает в себя знакомство с карандашом как предметом, который, двигаясь, оставляет следы. Малыш рассматривает карандаш, находит заостренный конец, постукивает им и двигает по бумаге

18 месяцев. Черкает спонтанно, увлеченно.

След от карандаша служит стимулом, поддерживая желание увлеченно черкать. Наличие спонтанного черканья показывает, что складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш как инструмент, бумага и результат черканья.

21 месяц. Черкает в пределах листа.

Это первый шаг в овладении техникой доизобразительной деятельности. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако новый момент в том, что черканье совершается под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет малышу проводить линии только в пределах листа (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Постепенно спонтанная деятельность превращается в регулируемую.

24 месяца. Подражая, проводит вертикальные и горизонтальные линии.

Ребенок выходит из периода хаотичных каракулей и начинает проводить отдельные линии, напоминающие вертикальные и горизонтальные - в зависимости от заданной модели. Способность малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать рукой то, что делает кто-то другой. Рука формируется и совершенствуется.

30 месяцев. Проводит кривую замкнутую линию.

Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень доизобразительной деятельности Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения. Особенно важно то, что ребенок может прекратить движение в определенный момент.

36 месяцев. Рисует круг, яблоко,  мячик и т. д.

Ребенок с помощью приобретенных умений проводит прямые и кривые замкнутые линии и наполняет их конкретным смыслом (яблоко, воздушный шарик). Основной смысл показателя не в умении проводить кривую замкнутую линию, а в способности понять то, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира.