Статья для родителей."Воспитание как формирующее обучение". По материалам книги Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии.
статья (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Взгляд нейропсихолога на воспитание детей. Воспитание как формирующее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья о воспитании ребенка23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание как формирующее обучение.

По  книге Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии.

Процесс воспитания занимает  в нашей жизни  первое место по энергоёмкости и последнее – по сиюминутным результатам. А если ещё добавить, что предсказуемость и прогнозируемость  этих результатов  - вопрос  более чем дискуссионный, вполне очевидно желание  хотя бы на время пустить всё на самотёк.

Но потом почему-то обнаруживается странный факт. Дома ребёнок прекрасен, чудесно справляется с любой задачей, читает, размышляет и т. п.  А вот за его пределами попадает в разряд  «гиперактивных», невнимательных, отстающих в развитии, эмоционально - личностно незрелых».     Почему же  ребёнок, неспособный выполнить элементарную просьбу педагога, «всё это хорошо» делает дома?

Взрослые просто не замечают, что большую часть общения составляют  их, а не его фразы и действия. Это они договаривают, додумывают, доделывают за него. И незаметно для себя самих попадают в плен собственной иллюзии о его вполне достойной «компетентности». Самое главное, что эту иллюзию они насаждают самому ребёнку: «Ты самый умный, талантливый, красивый, (смелый, богатый и т. п.)». А он искренне верит, что  это и вправду так. Он ведь не в курсе, что  все эти утверждения должны иметь под собой реальную базу…

Все вопросы, требования и проблемы, возникающие у ребёнка во время обследования или игры в песочнице, по существу, являются аналогом того, что, по определению, предъявляет или скоро предъявит ему окружающий мир.  В каждом возрасте эти требования имеют свои оттенки, но суть диалога ребёнка с жизнью от этого не меняется. Он должен в меру отпущенных ему природой и развитых вами способностей соответствовать тем правилам, которые придуманы не им, и не вами, и не злой тётей – педагогом, не понявшеё его. Правила игры отточены веками и отобраны человечеством по одному – единственному принципу: адаптивность, адекватность человека своему природному и социокультурному окружению.

Вот тут традиционно возникает вопрос о ценности «демократии» в процессе воспитания. Должна разочаровать сторонников такого подхода. Ребенок устремлён к максимальному приобщению к жизни. Он ждет и ищет новых ощущений. Но его мозг требует, что бы весь информационный поток был определённым образом упорядочен. Его мозг  стремится к получению ясных и компактных моделей (то есть – правил) взаимодействия с миром и с собой.  Поэтому ребёнку необходимо внимание, причём такое, которое на шаг опережает его актуальные потребности. У него это заложено в генах, на уровне инстинкта.

Откроем большую тайну нашего мозга.  Мозг по своей природе любит получать удовольствия. А удовольствием для него является активное, в меру возбуждённое состояние, позволяющее воспринимать всё, что предлагает ему окружающий мир и собственный организм. И не просто воспринимать, а перерабатывать и реагировать тем или иным образом на воспринятое. Но в начале своего развития мозг ребёнка усваивает образ внешнего мира и своё поведение через эталоны полученные от взрослых. Взрослое окружение должно осознать и реализовать свою миссию – быть главной   движущей силой адекватного развития ребёнка.

С нейропсихологических позиций проблема «свободы выбора» корректна только в отношении  людей старше 20 лет.

По нейробиологическим законам только лишь к 12-15 годам достигают своей зрелости отделы мозга, обеспечивающие произвольную  саморегуляцию  поведения. Произвольная саморегуляция – это механизм, который обеспечивает  саму возможность выбора и  потребность существования  выбора.

         «Произвольная саморегуляция»  (это наша способность к постановке целей, прогнозированию результатов, выбору адекватных средств их достижения, долгосрочному планированию, контролю за собственным поведением) не дана человеку изначально. Это образование нашей психики формируется путём присвоения и закрепления поведенческих программ в процессе взаимодействия с людьми - носителями этих программ (родителями и педагогами).

Формирование произвольной саморегуляции стопроцентно зависит от родительских и педагогических «вложений». В старину это называлось воспитанием. Воспитание   во все века служило спасательным кругом,  «буфером  безопасности» в самых неблагоприятных условиях.

К 18-20 годам социальные условия вынуждают быть самостоятельным. Начинается выход в неизвестное, непредсказуемое, малопрогнозируемое, где может произойти всё.

Вот здесь-то и  начинается истинная «свобода выбора». Но парадокс заключается как раз в том, что этот процесс должен быть сформирован. Что бы владеть свободой необходимо довести до уровня «таблицы умножения», автоматизма хотя бы навык постановки вопросов: «Из чего выбирать? Как это делается? Является ли эта ситуация той, где выбор вообще необходим: может быть  ограничиться вековой мудростью человечества? Чего я хочу достичь? Для чего мне это нужно, и нужно ли это именно  мне и именно сейчас? Какую цену придётся за это платить: ведь любая жизненная ситуация в той или иной мере расположена на шкале ценностей.

Вложить в память ребёнка эти непреложные правила, алгоритмы постановки вопросов и поиска ответов, особенно на ранних этапах его развития, могут только родители. И делать это следует в достаточно ясной и непротиворечивой форме, постоянно контролируя себя по поводу чёткости, доступности и верного понимания и усвоения ребёнком наших формулировок.

Чем младше ребёнок, тем более подробной и чёткой должна быть инструкция (а вероятнее – наглядная демонстрация), равно как и обсуждение всех этапов работы.    Важно понимать разницу между программами: «Делай как хочешь» и «Делай точно так».

Одним из выработанных тысячелетиями приёмов по «обузданию» собственной непосредственности является правило: «Прежде чем ответить, сосчитай до десяти», которое должно стать обыденной привычкой.  Равно как и мудрые советы и законы: «Переходя улицу…», «Утро вечера мудренее», «Твоя свобода кончается там, где начинается  свобода другого человека», «Не буди спящую собаку», «Как не полезна вещь, цены не зная ей, невежда…» и т. п.

Перечисленное – это веками проверенные каноны, «буферные зоны безопасности» и модели наиболее адекватного, адаптивного поведения человека. Чем больше их будет в обиходе растущего ребёнка, тем легче он преодолеет большие и маленькие преграды, стоящие на его жизненном пути.

Оптимальным для развития произвольной саморегуляции являются развёрнутые на всех этапах инструкции со стороны взрослого, подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способности создавать собственную целостную и непротиворечивую программу поведения. В дальнейшем он начинает применять усвоенный алгоритм для планирования и оценки деятельности других (сверстников, родителей, педагога), а уже затем – самостоятельно выстраивать и регулировать свою собственную.

Важнейшим итогом формирования у детей функций произвольной саморегуляции и самоконтроля является присвоение ими навыка автоматически (вне зависимости от ситуации) задавать и отвечать себе на вопросы «почему?» и «зачем?». Автоматизировать у ребёнка эту потребность: задавать вопросы и получать на них ответы - первостепенная задача воспитательного процесса. Привыкнув к этому на элементарных примерах, он с неизбежностью начнёт  в той или иной степени переносить затверженный алгоритм в другие ареалы собственного поведения. Напомним перечень, так называемых,  лобных вопросов: «откуда - куда?», «почему - зачем?», «для себя -  для других?»,  «для самосохранения  –  ля саморазвития?», «плата - выигрыш», «хочу? -  могу?  или должен?».

Формированию произвольности способствуют разнообразные задания, где ребёнку предлагается придумать, спланировать или выбрать из уже известных какое-либо «дело» для приятеля (педагога, мамы). При этом сначала он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить.

Не надо стесняться быть недостаточно осведомлёнными и вслух признавать свои ошибки. Ведь только так у ребёнка сформируется спокойная, взвешенная позиция относительно собственных просчётов и неумений. Глядя на нашу адекватную реакцию, он постепенно поймёт и примет за правило, что человеку свойственно ошибаться. И дело совсем не в том, чтобы никогда не ошибаться или уметь (знать) всё на свете.  Это просто невозможно. Важно вовремя эти ошибки и недочёты заметить и спокойно исправить; а то, чему хочешь научиться, изо дня в день настойчиво, без лишних эмоций учиться делать. 

Взрослые - проводники, которые подводят ребёнка к развилке, с которой начинается его собственный, самостоятельный  путь. А взрослых на его пути много: кто крепче возьмёт его за руку, тот и определит весь его дальнейший маршрут.

Важным фактором развития произвольной саморегуляции является принятие и выполнение ребёнком правил и норм взаимодействия с другими людьми и с самим собой. Необходимым при этом часто бывает ведение «дневника природы», собственного календаря с обозначением эмоционально значимых дат и событий жизни.

Немаловажно, чтобы ребёнок сам написал, (нарисовал) свой распорядок дня с часами напротив каждого вида своей деятельности. Могу констатировать, что сам факт появления в жизни ребёнка экзотических песочных часов может способствовать моментальному превращению «копуши» в «скоростной лайнер».

Базой здесь должно быть реальное соблюдение в повседневной жизни режима и определённых «домашних»  ритуалов и обязанностей. Мытьё рук, чистка зубов, переодевание в домашнюю одежду; чашку на стол подавать непременно с блюдцем, выходя из автобуса - предлагать маме руку, своевременно говорить «спасибо», «извините», позвонить заболевшему другу и т. д.  

Поскольку наше развитие всегда сопровождается своего рода ритуалами посвящения (в того, кто начал посещать детский сад, школу, стал взрослым, мужем/ женой, начальником, подчинённым и т. д.) и актами инициации, необходима внешняя их маркировка.

Переход из одной возрастной группы в другую обязательно отмечается посредством приненсения «клятвы», подписания «договора», определённой формой  одежды и иными закреплёнными в истории человечества атрибутами. Если они отсутствуют, человек не имеет возможности отразить своё новое качество. Если мир никак не отреагировал на нашу эволюцию, то ни из чего не следует, что мы стали другими.

Ребёнку непонятны наши призывы и требования к его серьёзности и взрослости, пока  ничто в его рефлексии собственного статуса не говорит ему о том, что он стал другим.

С самого начала ребёнок должен понять и усвоить нормы и правила (ритуалы) поведения в семье, группе, то есть основные принципы «ролевого» взаимодействия. Сказанное с необходимостью включает достаточно «жесткую»  позицию родителей и педагога, что способствует закреплению, автоматизации необходимого алгоритма. ….

Что же касается спора между сторонниками «непосредственности, изначальной гениальности, заложенной в ребёнке» и приверженцами воспитания, то его исход ясно сформулирован в гениальном анекдоте:

«Клиент: «Когда же будут готовы мои брюки?!»

Портной: «Недели через две…»

«Клиент: «Бог создал этот мир за шесть дней, а вы шьёте брюки уже второй месяц!!!»

Портной: «Да, но посмотрите на этот мир и посмотрите на эти брюки…»