Роль общения в успешной адаптации ребенка в детском саду.
статья на тему

Успешное и безболезненное привыкание ребенка к детскому саду зависит от многих причин. Умение общаться - один из факторов успешной адаптации  малыша в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль общения в успешной адаптации ребенка

в детском саду.

(выступление на родительском собрании)

Наверное, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в детский сад, не испытывает тревоги. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти тревоги и волнения имеют под собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом и физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из относительно замкнутого семейного пространства в мир широких социальных контактов.

Если трехлетний ребенок, поступающий в детский сад, чаще владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет некоторый опыт общения с взрослыми и испытывает потребность в детском обществе. То полутора-двухлетний малыш мене приспособлен к отрыву от родных более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте  адаптация к ДОУ проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требует определенных усилий и умений со стороны ребенка, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детский сад, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода), и дальнейшего развития малыша.

В настоящее время разработана система медицинской и педагогической помощи детям, поступающим в ДОУ. В нее в первую очередь включается работа с родителями по укреплению физического здоровья детей,  увязыванию домашнего режима дня с условиями новой среды. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в жизнь группы, создавать для него особый эмоциональный комфорт и, если потребуется, проводить медикаментозную коррекцию его состояния.

Как правило, рекомендации такого типа связаны в основном с профилактикой заболеваемости детей и снижением их эмоционального дискомфорта, которые наиболее ярко заметны в период адаптации. Безусловно, указанные приемы важны и необходимы, однако они облегчают уже возникшее тяжелое состояние детей, но не затрагивают причин, порождающих его. Вместе с тем ясно, что гораздо важнее организовать уход за детьми и воспитание таким образом, чтобы свести к минимуму  осложнения адаптационного периода. В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что причина осложнения физического и психического состояния малышей имеет, прежде всего, психологическую природу и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.

Конечно, физическое состояние ребенка от рождения до поступления в детский сад, некоторые врожденные особенности его психики, наконец, даже течение беременности матери, так или иначе, сказываются на ходе его развития. Однако эти факторы не имеют фатального значения и могут быть скорректированы в процессе воспитания. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только обеспечивать необходимый физический уход за малышом, но и способствовать наиболее полному развитию его психики. А так как психическое развитие ребенка изначально построено на определенных закономерностях взаимодействия его с взрослыми, необходимо знать эти закономерности и использовать их в практике семейного воспитания, чтобы создать условия для благополучного включения малыша в новую социальную среду. В каком бы возрасте родители не отдавали бы своего ребенка  в ДОУ, готовить его к этому моменту нужно с самого рождения.

Остановимся подробнее на том, что происходит с ребенком в период адаптации к детскому саду.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремиться к эмоциональному контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она  может вызвать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.

Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему миру снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок  попадает в окружение сверстников и подвергается риску перекрестного инфицировании чужой вирусной флорой, нарушают реактивность организма, приводят к частым болезням. Известно, что наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в ясли после 2 лет, а период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. Результаты исследований показали, что труднее всего восстанавливаются игровая деятельность и взаимоотношения с детьми.

Вероятно, описанные выше симптомы огорчат многих родителей, которые собираются отдать своего ребенка  в детский сад в этом возрасте: семье предстоит встретиться с немалыми трудностями. Да, адаптация к новым условиям жизни неизбежна: будут слезы, капризы и простуды, но необходимо помнить, что взрослые  могут сделать этот процесс максимально безболезненным. Практика показывает, что адаптационный период протекает по-разному и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде. В чем же причина разного переживания детьми новой ситуации и контрастного поведения в ней?

В раннем возрасте   у малыша постепенно изменяются отношения со взрослыми: на смену эмоциональному приходит деловое общение. Чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.

Младенец первых месяцев жизни доброжелательно относится к любому взрослому. То уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих  и чужих. Примерно в 8 месяцев у детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.

Родители должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок привыкнет общаться с матерью у него будут трудности при установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку. Ведь в данном случае оба партнера действуют с предметом, который притягивает малыша к себе и заставляет забыть о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду и благополучного самочувствия в ней.  Но путь этот не всегда прост и, чтобы его пройти требуется  довольно много времени. Необходимо и внимание со стороны взрослых.

Затруднения, которые возникают у детей раннего возраста при общении с незнакомыми людьми, изменении привычной обстановки, проявляются иногда очень своеобразно. Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которое наблюдается и в семье, и в детском коллективе. Эта форма получила название амбивалентного поведения, она встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться, как робость, излишняя смущаемость и застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем. Поэтому важно вовремя разобраться в причинах негативных проявлений и устранить их. Амбивалентное поведение имеет также прямое отношение к вопросам адаптации.

Такой малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт  с взрослым, но в целом, казалось бы он положительно относится к старшим. Однако ребенок с амбивалентным поведением мене охотно взаимодействует с воспитателем, чем сверстник с однозначно положительным отношением. Такой ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых. Игра расстраивается, малыш начинает вести себя скованно, заторможено.

Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так при расставании с мамой малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча в конце дня бывает такой же бурной: ребенок бросается к ней, цепляется, как будто их хотят разлучить. Отношения же с воспитателем, как правило, при этом оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает эмоционального тепла, в то время как его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, характер взаимоотношений с таким ребенком в семье сводиться в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не активизируют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в ДОУ, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.

Недостаточно высок и уровень развития игровой деятельности у детей с амбивалентным поведением. В основном эти манипуляции с игрушками в одиночку или рядом с взрослым, или сверстником. В семье игра ребенка  не связана с общением. Взаимодействие с близкими осуществляется только на эмоциональном уровне, а играет малыш чаще всего один. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие с взрослыми, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка с взрослыми, которые окружают его в детском саду. Ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком, не являющимся объектом привязанности, трудно. Да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. А накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость, опасение и одновременно с этим все большее желание общаться.

Характерной особенностью детей , которые с большим трудом привыкают  к условиям детского сада, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Трудноадаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться  на игре, малоинициативны в выборе игрушек, нелюбознательны. Малейшая трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.

Расширение круга общения в домашней обстановке воспитывает в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть  к новому окружению.

Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучение к порядку лучше осуществлять в игровой форме.

Разумеется, необходимо обучать ребенка и умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучая его к самообслуживанию как разняться в этом отношении дети одного итого же возраста в ясельной и младшей группах. Одни сидят и ждут пока их оденут или покормят, другие сами старательно пытаются сделать это самостоятельно. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют, вряд ли сделают ребенка довольным своим пребыванием  в детском саду.

Таким образом, если малыш любит играть со взрослыми, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы старших и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам – можно быть уверенным что адаптации пройдет быстро и почти безболезненно.

ОН  ГОТОВ  К НОВЫМ  ИЗМЕНЕНИЯМ  В СВОЕЙ  ЖИЗНИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста для более успешной адаптации к детскому саду»

 На сегодняшний день тема взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна.  За последнее время резко увеличился поток детей в...

Рекомендации родителям для успешной адаптации к детскому саду

Процесс привыкания к новому периоду в жизни ребенка довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем организма, а так как адаптивные возможности малыша ограничены, ...

"Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду"

Опыт работы по теме: Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду....

"Условия для успешной адаптации в детском саду"

Консультация для родителей группы раннего возраста....

Успешная адаптация в детском саду

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему:«Условия для успешной адаптации к детскому саду» Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт ко...

Игры для успешной адаптации в детском саду

В вашей жизни и в жизни вашего ребенка наступил очень ответственный период: поступление в детский сад — новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну — это не только фи...

Консультация для родителей детей раннего возраста: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняютс...