Главные вкладки

    Адаптация ребенка в детском саду (характеристика, особенности проявления в младшем дошкольном возрасте, советы психолога родителям) .
    консультация (младшая группа) по теме

    Дюбина-Лайкова Светлана Сергеевна

    Первое родительское собрание в детском саду обхватывает несколько задач:

    • знакомство с педагогическим составом и друг с другом;
    • ознакомление родителей с режимными моментами, правилами группы и образовательными задачами;
    • информирование о психическом и физическом развитии детей;
    • решение проблем материально-технического характера.

    Чаще всего первые три момента поверхностно обсуждаются на общем родительском собрании. Затем родители переходят в группы, выбирают родительский комитет, который и решает текущие финансовые проблемы. Всё происходит в быстром темпе, в связи с занятостью родителей. Поэтому узких специалистов (логопед, педагог-психолог, медсестра) в группы не приглашают или отводят им 5-7 минут.

    Обычно первое родительское собрание в детском саду проводится в середине-конце сентября. К этому времени уже вырисовывается «адаптационная картина» младших дошкольников. Педагогу-психологу необходимо проинформировать родителей об особенностях прохождении адаптационного периода детей их группы, дать рекомендации по решению проблемы и наметить работу с родителями, чьи дети тяжело привыкают к условиям детского сада.

    Педагог-психолог в зависимости от характера проведения собрания выбирает форму взаимодействия с родителями (консультация, диспут, деловая игра, мастер-класс и т.д.). Порою родители выбирают индивидуальную консультацию или отдельный день для решения текущей проблемы.

    В данном случае из-за ограниченного временного регламента о работе психолога в ДОУ рассказано на общем родительском собрании. С особенностями адаптации детей в детском саду в 1 и 2 младшей группе родители познакомились в форме доклада и последующими вопросами и ответами на них. Родителям выдана анкета и памятки с рекомендациями.

    Адаптация детей в младшей группе детского сада протекала двумя путями. В 1 младшей группе (2-3 года) обозначились проблемы «чисто адаптационного характера». Во 2 младшей группе (3-4 года) адаптационный период совпал с кризисом 3-х лет. В связи с чем для родителей подобран соответствующий материал. Кратко даны рекомендации по выбору форм работы с младшими дошкольниками.  

    Конспект родительского собрания в детском саду, стендовая информация для родителей по адаптации ребенка в детском саду, анкета оформлены с требованиями оформления отчетной документации педагога-психолога ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №290

    Выступление педагога-психолога Дюбиной-Лайковой С.С.

    Тема: «Направления работы педагога-психолога с младшими дошкольниками групп № 1, 7, 8».

    Общее родительское собрание МБДОУ д/с №290, 30.09.2015 г.

    Присутствовали сотрудники и родители воспитанников МБДОУ д/с №290.

    Встреча родителей происходила в музыкальном зале. Руководство МБДОУ д/с №290 познакомило родителей с направлениями деятельности, задачами и целями учреждения в целом, расходами и поступлениями, познакомило с педагогическим коллективом.

    Узкие специалисты (логопед, педагоги-психологи) кратко ознакомили родителей воспитанников с содержанием своей деятельности, графиком и методами работы.

    После приветствия педагог-психолог Дюбина-Лайкова Светлана Сергеевна познакомила родителей с общими направлениями своей работы.

    «Основной целью моей работы является сохранение и обеспечение психологического здоровья детей, создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду, оказание своевременной психологической помощи детям, родителям, педагогам.

    Основными видами моей деятельности являются: психологическая диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, просвещение, организационно-методическая работа со всеми участниками педагогического процесса.

    С младшими дошкольниками любой вид деятельности осуществляется по направлениям:

    • адаптация детей к детскому саду;
    • изучение познавательной сферы (развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений);
    • диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность);
    • изучение личностной сферы (осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде);
    • диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отношения в детском коллективе, доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе).  

    Любая работа с детьми осуществляется только с согласия родителей. О результатах диагностики родители и воспитатели также ставятся в известность. При необходимости с некоторыми детьми будет проведена психологическая коррекция по тем же направлениям.

    С детьми использую методы игровой терапии (подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры); сказкотерапии (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком); куклотерапии (проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка); арттерапии (работа с красками, глиной, пастелью, тестом); психогимнастика; релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов).

    С родителями и педагогами провожу консультационные и просветительские мероприятия, касающиеся вопросов психического развития детей, результатов диагностических исследований. Это может быть в индивидуальной или групповой форме, в виде консультаций в определенные дни; «психологических пятиминуток» при утреннем приеме детей или вечером, когда забирают детей; выступлений на родительских собраниях; тематических встреч (консультации, семинары-практикумы и т.д.) по заранее выбранной проблеме; стендовых информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе; подбора психологической литературы для библиотеки родителей.

    Это краткий обзор моей деятельности. На сегодняшний день со всеми младшими дошкольниками ведется работа по адаптации к дошкольному учреждению. Если есть вопросы, задавайте. Конкретно по каждому ребенку можете получить информацию в дни консультации или по телефону. График работы висит в каждой группе.»

    Далее родители разошлись по группам, где обсуждались узкие вопросы, касающиеся их детей.

    Список используемой литературы

    1. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд.- М.: ТЦ Сфера, 2014. – С 133.
    2. Карачевцева О.А. Содержание деятельности педагога-психолога ДОУ http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/05/soderzhanie-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-dou
    3. На крыльях детства: примерная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ИД Карапуз, 2014. – С 111-117, 154-167.
    4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С 119-134.
    5. Поломодова Г.Е. Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психолога в детском саду http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/19/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-napravleniya-raboty-pedagoga
    6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» /под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2014. - С 54-57
    7. Шатунова Я.Н. Особенности работы педагога-психолога ДОУ по ФГОС ДО http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/12/osobennosti-raboty-pedagoga-psikhologa-dou-po-fgos-do



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №290

    Консультация педагога-психолога Дюбиной-Лайковой С.С. и воспитателей группы №1 Кабаевой Т.И. и Шадриной Я.В.

    Тема: «Адаптация младших дошкольников при поступлении в детский сад. Рекомендации для родителей.»

    Родительское собрание в группе №1, 23.09.2015 г.

    Присутствовало _13_ родителей

    Встреча родителей проходила в группе №1. Пока родители подходили, первой выступила педагог-психолог Дюбина-Лайкова С.С. по вопросам адаптации.

    «Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас видеть в таком составе. Сегодня хотела бы обратить ваше внимание на адаптацию детей к детскому саду. Что это такое? Как проявляется?

    Адаптация, как приспособление к новым условиям, сопровождает нас всю жизнь. Первый опыт ребенок получает в детском саду. Положительный или отрицательный результат адаптационного периода будет в дальнейшем влиять на ребенка в школе, институте, дополнительных кружках…

    Для любого ребенка приход в детский сад сопровождается стрессом. Новые люди, строгий режим, правильное питание, занятия, правила, отсутствие родителей, новое помещение, другой стиль общения, детский коллектив – все это одновременно наваливается на малыша.

    Дети 2-3 лет реагируют на новые условия по-разному. Одни спокойно отпускают родителей. Другие с плачем уходят от родителей. Есть дети, которые закатываются в истерике, стучат ногами или отказываются идти на контакт с педагогом.

    Но в любом случае любой протест со временем проходит. Плач и истерика прекращается через несколько минут, как только закроется дверь за родителем. Некоторые дети могут несколько часов наблюдать за другими со стороны, и через пару часов включаются в игру.

    Есть детки, которые спокойно ходили в детский сад, а через пару недель начинают плакать от осознания своего нового положения. Длительность адаптации варьируется от 2 недель до 2-6 месяцев нахождения в детском саду.

    Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, состояния здоровья, культурно-гигиенических навыков, темперамента, самостоятельности и отношения родителей к детскому саду.

    Как родители могут облегчить адаптационный период?

    • Утро начните с улыбки и бодрого настроения. Встаньте на 15 минут раньше, чтобы разбудить малыша массажем, любимым мультфильмом, игрой.
    • Сделайте поход в сад интересным. Покатайтесь на качелях, рассмотрите цветочки, посчитайте птичек, обратите внимание на деток, которые идут в школу и сады.
    • Ежедневно приучайте ребенка к мысли, что детский сад – это его «работа», где он может играть с детишками, читать сказки и весело проводить время.
    • Прощание в детском саду должно быть быстрым. Обязательно поцелуйте и обнимите малыша. Скажите, что любите и придете за ним.
    • Объясните ребенку, когда придете. Дети 2-3 лет не понимают часы, но хорошо запоминают режимные моменты.
    • Не стойте в раздевалке за дверью и не ходите по группе, когда там много детей. Другие малыши начинают плакать и расстраиваться.
    • Придерживайтесь дома того же режима, что и в дошкольном учреждении.
    • Когда приходите за ребенком, обязательно узнайте, как вел себя малыш. Похвалите его, если он не плакал и вел хорошо.
    • Приучайте ребенка к самостоятельности: пусть сам кушает, убирает игрушки, правильно держит ложку, ходит в туалет, одевается/раздевается, переобувается, разрешает конфликты со сверстниками.
    • Старайтесь оставить ребенка одного в парке развлечений, в гостях у малознакомых для него людей.
    • Наблюдайте за состоянием малыша, его настроением, самочувствием.

    По адаптации у меня вся информация, будут ли какие-то вопросы?»

     Родители задали вопрос по графику и методам работы психолога и захотели узнать особенности своего ребенка. Педагог-психолог ответил на все интересующиеся вопросы, раздал анкету родителям, воспитатели дополняли информацию по поведению детей в группе. Далее педагоги перешли к обсуждению внутригрупповых вопросов.

    Педагог-психолог Дюбина-Лайкова С.С. ______________________

    Список используемой литературы

    1. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. http://ds6topolek.ucoz.ru/publ/adaptacija_detej_rannego_vozrasta_k_uslovijam_detskogo_sada/1-1-0-16
    2. Двойнова А.Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период. http://www.resobr.ru/materials/46/5226/
    3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 18, 35-44
    4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 70-81

                         



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №290

    Консультация педагога-психолога Дюбиной-Лайковой С.С. и воспитателей группы №7 Сучковой С.И. и Егоровой В.А.

    Тема: «Особенности адаптации у детей 3-4 лет. Как вести себя родителям в адаптационный период.»

    Общее родительское собрание в группе №7, 30.09.2015 г.

    Присутствовало_ 19  родителей

    Встреча родителей происходила в группе № 7. Первой выступила педагог-психолог Дюбина-Лайкова С.С.

    «Здравствуйте, уважаемые родители! О направлениях моей деятельности вы услышали на общем родительском собрании. Сейчас я хочу обратить ваше внимание на проблему адаптации детей к условиям детского сада. Несмотря на то, что большинство детей в этой группе в прошлом году уже ходили в детский сад, проблемы адаптации также актуальны. Детям приходится привыкать к новой обстановке, незнакомым сверстникам и педагогам, новым игрушкам, другому педагогическому стилю общению...

    Даже повторная адаптация вызывает психо-эмоциональное напряжение у ребенка. А для вновь прибывших детей отрыв ребенка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать психогенным фактором, стрессом.

    Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.

    Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, капризы, страхи, уход в себя, бурный протест, агрессия в отношении взрослых или детей и др. У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела.

    У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается, дома одевается сам, в саду ждет воспитателя. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

    Но ребенку нужно получить первый опыт социализации. Именно от первого опыта, полученного в процессе адаптации к ДОУ, зависит дальнейшее поведение и эмоционально-психологический настрой ребенка. Задача родителей и педагогов сделать этот процесс менее болезненным. Как родители могут помочь? Рассмотрим несколько тезисных моментов, характерные для детей этой группы.

    1.Положительный настрой. Если родители негативно относятся к детскому саду или воспитателям, испытывают страх за свое чадо, предъявляют претензии, что малыш мокрый, голодный, обделенный вниманием или просто утром встали раздражительными, то и ребенок неосознанно «считывает» эмоциональный настрой мамы. Рассказывайте положительные моменты о том, что ждет ребенка в детском саду.

    2.Единство требований ДОУ и родителей. Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

    3. Единый режим. Адаптация для каждого ребенка проходит индивидуально: кого-то забирают через 2 часа, кого-то после обеда, сна или на прогулке. Поэтому дома стараемся соблюсти временные промежутки питания и сна. Тогда ребенку легче привыкнуть к новому режиму.

    4.Навыки самообслуживания. Учите ребенка самостоятельно одеваться/раздеваться, переобуваться, ходить в туалет на унитаз, правильно держать ложку, кушать твердую пищу (запеканки, лакомки). В холодное время года воспитателю и няне сложнее будет одеть всех детей на улицу. Детки могут вспотеть и, вследствие чего, заболеть. Кроме того, отсутствие навыка туалета может привести к насмешкам со стороны детей, что спровоцирует личностные комплексы.

    5.Агрессивное поведение, капризы, ябедничество, гипер-/гипоактивность. Адаптация может повлиять на ребенка двояко: либо изменить его кардинально, либо проявить «слабые» черты характера. К примеру ребенок дома ведет себя спокойно, а в саду носится как угорелый; на детской площадке доброжелателен, а в саду бьет и щипает детей; дома вежливый, а в саду обзывает детей или взрослых; дома разговорчив, в саду молчит…

    Обратите внимание, что упрямство, негативизм, противостояние требованиям со стороны взрослого, может быть следствием кризиса 3 лет. Поэтому родители постоянно наблюдают за поведением, настроением своего ребенка и о любых изменениях говорят воспитателю или психологу. Умейте отличить «новообразования» адаптации, за которые не ругаем и не наказываем. Мы только можем поддерживать и помогать своему малышу скорректировать его поведение.

    6.Плаксивость, истерики, протесты. Не нужно бояться детских слез. Конечно, у каждого малыша в глазах столько неподдельного горя, что у любого взрослого содрогнет сердце. Но как только за взрослым закрывается дверь, через пару минут ребенок затихает. Он отвлекается на вопросы взрослого, игры с детьми или индивидуальные задания. Некоторые дети наблюдают со стороны друг за другом и постепенно окунаются в общий педагогический процесс.

    7.Драки, конфликты. Многие дети рассказывают небылицы о детском саду. К примеру, во время игры детки столкнулись друг с другом, а родителям сказали, что его толкнули или поцарапался, не заметив, а при мамином вопросе назвал любое детское имя. Учитесь отсеивать правду от небылиц.

    Уточните у воспитателя о происшествии дня с целью понять мотивы, а не с целью наказать обидчика или воспитателя. Если кто-то из родителей знает, что его ребенок может затеять драку или толкнуть со всей силы на словесную агрессию, то дома с ребенком проводит соответствующие нравственные беседы, а педагогов предупреждает об особенностях малыша. Постарайтесь все нюансы обсуждать сначала с воспитателем без посторонних лиц и без ребенка.

    8. Ритуалы прощания и встреч. Утро начните с улыбки. Встаньте минут на 15 раньше, чтобы не спеша разбудить ребенка массажем, потешкой, любимым мультиком. Во время похода в детский сад обратите внимание на интересные явления: погоду, время года, растения, животные, положительные эмоции людей. В садике не забудьте сказать, что любите свое чадо и придете за ним вечером. Только не говорите, что пошли в туалет, так как ребенок ждет маму до последнего около входной двери.

    9. Психологическая подготовка к саду. Вечером можете узнать, как прошел «рабочий» день ребенка. Утром можете за хорошее поведение пообещать принести, (не купить), любимую игрушку, мыльные пузыри, воздушный шарик, конфетку… На ночь расскажите сказку про детский сад, заострив момент на «проблемах». К примеру, рассказываете о том, как мама Зайчиха ведет зайчонка в детский сад, который боится ее потерять. А слоненок показывает зайчонку, как весело в детском саду и что мамы обязательно забирают всех детей. Расспрашивайте у ребенка о его проблемах, трудностях и ставьте в известность педагогов, чтобы помочь разрешить все детские страхи.

    10. Игрушки из дома, сладости. На сон, если ребенок остается впервые, можете принести мягкую игрушку. В остальных случаях пусть игрушки провожают и встречают ребенка вместе с родителем. Так как дети забирают друг у друга игрушки, ломают, разбирают, теряют… Поэтому будьте готовы к разным ситуациям. Не давайте детям сладостей в детский сад. Они могут подавиться или дразнят других детей.

    И самое главное, наблюдайте за своим ребенком весь адаптационный период. Изменение настроения, поведения, нарушения сна, аппетита, частота заболеваний, любые новообразования «говорят» о результатах адаптации детей к детскому саду. Ставьте в известность воспитателей и психолога, чтобы помочь каждому малышу приобрести положительный опыт.

    Чтобы быстрее помочь детям адаптироваться к детскому саду, а также узнать их особенности, пожалуйста, заполните анкету для родителей. Можете принести в течение недели. А сейчас можете задать вопросы по адаптации. Конкретно по каждому ребенку можем поговорить отдельно или в консультационные дни. График работы висит в группе.»

    Далее воспитатели перешли к решению внутригрупповых вопросов.

    Педагог-психолог Дюбина-Лайкова С.С. _________________

    Список используемой литературы

    1. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. http://ds6topolek.ucoz.ru/publ/adaptacija_detej_rannego_vozrasta_k_uslovijam_detskogo_sada/1-1-0-16
    2. Двойнова А.Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период. http://www.resobr.ru/materials/46/5226/
    3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 18, 35-44
    4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 70-102



    Предварительный просмотр:

    Анкета для родителей по адаптации к детскому саду

    Уважаемые родители!

    Просим Вас приять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка и помочь ему быстрее адаптироваться к условиям детского сада.

    1 Ребенок:

    Фамилия ______________________Имя_________________Дата рождения ____________

    Телефон ____________________________________________________________________

    2 Мать:

    Ф.И.О. ______________________________________________________________________

    Образование ___________________________Специальность_________________________

    3 Отец:

    Ф.И.О. ______________________________________________________________________

    Образование ____________________________Специальность________________________

    4 Состав семьи: кто постоянно проживает с ребенком_______________________________

    ________________________ к кому больше привязан ребенок ________________________

    на каком языке общаетесь с ребенком дома _______________________________________

    5 Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения __________________

    _____________________________________________________________________________

    6 Была ли патология беременности, родов? Какая __________________________________

    _____________________________________________________________________________

    7 Часто ли болеет ребенок? Какие тяжелые заболевания/травмы перенес? _____________________________________________________________________________

    8 Чем ребенок больше всего любит заниматься и играть дома?________________________

    Умеет ли играть один? _________________________________________________________

    9 Какие игрушки любит? _______________________________________________________

    Делится ли игрушками? ______________________Кто их убирает? ____________________

    10 Охотно ли вступает в контакты, общение (подчеркните):

    - со сверстниками – да – нет                                        -с детьми старшего возраста – да – нет

    -с незнакомыми взрослыми – да – нет                                - с родными взрослыми – да – нет

    11 Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным, разговорчивым, молчаливым, агрессивным, вспыльчивым, плаксивым, рассудительным, шустрым, медлительным, тревожным, любознательным.

    12 Что умеет делать ребенок самостоятельно? Навыки самообслуживания _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    13 Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (подчеркните): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, одевание, туалет, другое (напишите) _____________________________________________________________

    14 Какой аппетит у Вашего малыша (подчеркните):

    хороший, ест все, плохо и мало, в зависимости от блюда.

    15 Как Вы его кормите дома (подчеркните): он ест сам; сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

    16 Как засыпает ребенок дома (подчеркните): быстро (до 10 мин), медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то из взрослых, засыпает вместе с мамой, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые.

    17 Готовили ли Вы ребенка к поступлению в детсад? ________________________________

    18 Кто в основном занимается воспитанием ребенка? _______________________________

    19 Посещал ли малыш детсад ранее? _____________________________________________

    20 По какой причине отдаете ребенка в детсад? ____________________________________

    _____________________________________________________________________________

    21 Соблюдается ли режим дня ребенка в семье? ____________________________________

    22 Есть ли у ребенка привычки (подчеркните): засыпать на руках, засыпать при укачивании, сосать пальцы, соску, пить из бутылочки, спать с игрушкой, есть с книжкой, кушает с мультиками, другое ___________________________________________________

    23 Как Вы поощряете ребенка за хорошее поведение и послушание ___________________

    _____________________________________________________________________________

    24 Как Вы наказываете ребенка, если он не слушается _______________________________

    _____________________________________________________________________________

    25 Единодушны ли члены семьи в выражении:

    - поощрений __________________________________________________________________

    -наказаний ____________________________________________________________________

    - запрещений __________________________________________________________________

    - разрешений __________________________________________________________________

    26 Как по Вашему проходит привыкание к детсаду у малыша (подчеркните): длительно, быстро, тяжело, легко, без особых осложнений, есть ли случаи заболевания _____________________________________________________________________________

    27 Изменилось ли поведение ребенка дома (подчеркните): да, нет, в лучшую сторону _____________________________________________________________________________

    в худшую сторону _____________________________________________________________

    есть ли нарушения аппетита _____________________________________________________

    есть ли нарушения сна ______________сколько в минутах спит днем___________________

    есть ли нарушения стула _______________просится ли сам в туалет___________________

    есть ли нарушения речи ________________________________________________________

    рассказывает ли ребенок о событиях в детсаду______________________________________

    интересуетесь ли каждый день у ребенка его делами в саду __________________________

    после поступления в детсад, какое настроение преобладает (подчеркните): бодрое, уравновешенное, раздражительное, неустойчивое, подавленное.

    28 Хочет ли посещать детсад? ___________________________________________________

    29 Ваши предложения и пожелания по организации приема в детсад __________________

    _____________________________________________________________________________

    30 Чтобы Вы хотели получить от пребывания ребенка в детсаду? _____________________

    _____________________________________________________________________________

    Благодарим за участие! 

                                          Педагог-психолог МБДОУ №290 Дюбина-Лайкова Светлана Сергеевна



    Предварительный просмотр:

    Особенности адаптации у детей 2-3 лет.

    С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

    После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

    Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, играть, на каждое предложение взрослого реагируют бурным или молчаливым протестом. Но через несколько дней ребенок адаптируется к новым условиям.

    Другие, наоборот, в первые две недели внешне спокойны, выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх.

    Помните, что адаптация произойдет быстрее, если у ребенка сформированы культурно-гигиенические навыки (самостоятельно кушает, одевается/раздевается сам, просится в туалет, моет руки, переобувается, вытирает нос).

    Адаптационный период считается законченным, если ребенок кушает с аппетитом, быстро засыпает, вовремя просыпается, эмоционально общается с окружающими, прибавляет в весе, играет.

    Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду.

    1. Положительный настрой на детский сад. Если родителям нравится детский сад, то и ребенок почувствует внутренний настрой и спокойствие.
    2. Опыт разрешения конфликтов. Гуляя с ребенком на детской площадке, дайте ему возможность самому найти выход из ситуации.
    3. Смена обстановки. Еженедельно меняйте с ребенком место для прогулок.
    4. Опыт общения. Ходите с ребенком в гости, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, делиться с игрушками.
    5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам малыш или какая-нибудь игрушка.
    6. Ежедневно общайтесь с воспитателем по поводу успешной адаптации. Как скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни.
    7. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди, не совершайте долгие путешествия). Берегите нервную систему ребенка!
    8. Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!

                         Педагог-психолог МБДОУ №290 Дюбина-Лайкова Светлана Сергеевна        



    Предварительный просмотр:

    Что такое адаптация? Как проявляется?

    Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Процесс сопровождается изменением привычной для него обстановки, режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. 

    Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей малыша, его темперамента, физического и психического здоровья, от правильного подхода взрослых к привыканию детей, культурно-гигиенических навыков.

    Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет аккуратно кушать, раздеваться, ходить в туалет. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

    У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.

    Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

    Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

    Возрастные особенности детей 3-4 лет.

    Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Дети этого возраста впечатлительны и эмоциональны.

    Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

    Резкое изменение условий жизни может вызвать у ребенка испуг, слезы. В таком состоянии малыш невосприимчив к обучающим воздействиям, у него снижается аппетит, он отказывается играть.

    Увеличение привычной длительности бодрствования приводит к недосыпанию, у ребенка появляется повышенная раздражительность, вялость, капризы.

    Важно учесть и склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми.

    В атмосфере раздражительности, когда ребенок видит сердитые лица взрослых, слышит раздраженные голоса, он замыкается в себе, становится озлобленным и неуравновешенным в поведении, не проявляет интереса к окружающему, начинает отставать в психическом развитии.

    К 3 годам игрушка и взрослый гораздо привлекательней для ребенка, чем сверстник. Заняться общим делом детям еще трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом. Всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или выполняет необычные движения.

    Как не нужно вести себя родителям в период адаптации ребенка к детсаду

    • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
    • «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
    • Мешать его контактам с детьми в группе.
    • Увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
    • Все время кутать, одевать не по сезону.
    • Конфликтовать с ним дома.
    • Наказывать за капризы, слезы в детском саду.
    • В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
    • Сразу оставлять ребенка на весь день без подготовки.
    • Не обращать внимания на изменения в настроении, отклонения в обычном поведении ребенка.
    • Игнорировать воспитателя, не считая нужным рассказать о некоторых особенностях характера, поведения или здоровья ребенка (сосание соски или пальцев во время сна, отсутствие навыков самообслуживания, агрессивность, аллергия).
    • Оставить на самотек формирование элементарных культурно-гигиенических навыков.

    Адаптация прошла успешна, если у детей наблюдается глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение; соответствующая возрасту прибавка в весе.

                                           Педагог-психолог МБДОУ №290 Дюбина-Лайкова Светлана Сергеевна



    Предварительный просмотр:

    Особенности адаптации у детей 3-4 лет.

    Когда ребенок переходит из одного ДОУ в другое или из одной группы в другую, то ему приходится вновь пройти процесс адаптации.

    Ему проще привыкнуть к режимным моментам детского сада, но новые лица педагогов, сверстников, стиль общения, новое помещение, игрушки вызывают страх, неуверенность, беспокойство.

    Резкое изменение условий жизни может вызвать у ребенка испуг, слезы. В таком состоянии малыш невосприимчив к обучающим воздействиям, у него снижается аппетит, он отказывается играть.

    Детям 3-4 лет свойственна смена настроения и подражательность. Они быстро перенимают веселое настроение, улыбки, уверенность, доброжелательность или «считывают» с окружающих их людей негатив, страх, озлобленность, раздражительность, огорчение.

    Функциональная незрелость, ранимость затрудняет приспособление детского организма к нормальным условиям. Накопившись, слишком сильное напряжение начинает мешать ребенку, демобилизует его.

    Увеличение привычной длительности бодрствования приводит к недосыпанию, у ребенка появляется повышенная раздражительность, вялость, капризы.

    Негативные эмоции подпитывают стресс, что способствует ослаблению иммунной системы, нарушению сна, аппетита, изменению характера стула, повышению температуры тела. Поэтому необходимо обратить внимание на болезни детей, их причины, длительность и характер протекания.

    Трудности адаптации у младших дошкольников

    Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.

    Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. 

    На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

    Основными причинами тяжелой адаптации к ДОУ являются:

    • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
    • наличие у ребенка своеобразных привычек,
    • неумение занять себя игрушкой,
    • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
    • речевой барьер.

    Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

    Как родителям облегчить процесс адаптации?

    1. Положительно «настраивайте» ребенка на детский сад.

    2. Объясняйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернуться.

    3. Не стоит сильно нервничать и показывать свою тревогу, когда отводите малыша в детский сад. Ребенок будет фиксировать и копировать ваше поведение.

    4. Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, вы рискуете подорвать доверие к себе.

    5. Все время объясняйте чаду, что он для вас, как раньше, очень дорог и любим.

    6. Не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы: малыш не слушая слушает.

    7. Постарайтесь мудро реагировать на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы, и не в коем случае не угрожайте детским садом как наказанием за его непослушание

    8. Научите элементарным навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, есть, расчесываться, проситься и ходить в туалет.

    9. Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.

    10. Уделяйте внимание состоянию здоровья вашего ребенка.

    Показателями окончания адаптационного периода является:

    • спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
    • уравновешенное настроение в течение дня;
    • адекватное отношение к предложениям взрослых;
    • общение с ними по собственной инициативе;
    • умение общаться со сверстниками без конфликтов;
    • желание кушать самостоятельно;
    • спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

                                 Педагог-психолог МБДОУ №290 Дюбина-Лайкова Светлана Сергеевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация ребенка к детскому саду (советы психолога)

    Адаптация ребенка к детскому саду (советы психолога)1. Расскажите малышу «суровую правду жизни»Сколько бы ребенку не было лет, ему следует объяснить почему надо ходить в детский сад. Можно сказа...

    « Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

    Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

    Советы психолога по адаптации ребенка к детскому саду:

    Адаптационная подготовка детей к детскому саду...

    Советы психолога по адаптации ребенка к детскому саду

    Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключа...

    Адаптация ребенка к детскому саду. Советы психолога

    Советы психолога родителям по адаптации детей к детскому саду....

    Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

    Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

    Степени адаптации ребенка к детскому саду и важнейшие советы психолога по её улучшению.

    В статье описываются три основные степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средней тяжести и тяжелая. Также рассказывается о важнейших советах психолога о том ,как провести адаптацию правиль...