Я И МОЙ РЕБЕНОК. ИГРАЕМ ВМЕСТЕ.
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Семинар-тренинг для родителей, ставящий своей целью научить родителей видеть многообразие свойств и качеств предметов окружающей действительности и активно использовать эти знания для наиболее успешного сенсорного и речевого развития своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_moy_rebenok.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 60 Приморского района Санкт-Петербурга

Я И МОЙ РЕБЕНОК. ИГРАЕМ ВМЕСТЕ.

Семинар-тренинг для родителей

Утверждаю

Заведующий ГБДОУ №60

Приморского района

ТА. Голубева

Подготовили и провели:

Педагог-психолог:

Карпенко М.В.

Педагог-психолог

Окользина ТА.

Санкт-Петербург 2012 год


ВРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ:

1.30-1.45

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Развивающие игры для детей от года до трех лет. Авт.-сост. Е.А. Бондаренко, М., ООО «Издательство АСТ».
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. Издательство «РЕЧЬ», СПб., 2003 г.

3.        Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр
«Академия», 1999

  1. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. М. «Просвещение», 2005 г.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. «Академия развития», «Академия К». Ярославль. 1998 г.
  3. Развитие речи и творчества дошкольников. Под. ред. Ушаковой О.С. «СФЕРА». М. 2005 г.
  4. Грушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи. Речь и речевое общение детей. Методическое пособие для воспитателей. М. «Мозаика-синтез». 2005 г.

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ:

Мисочки большие и маленькие; кастрюли; ложки (деревянные, пластмассовые, железные); разделочные доски (деревянные, пластмассовые); магнитные безделушки; крупа в банке; газета; лист бумаги; фантики от конфет; связка ключей; крышки железные и пластмассовые; железная банка с монетами; пустые, но плотно закрытые тюбики из-под крема, пасты; испорченные резиновые игрушки; кусочки ткани; прихватки; губки для посуды; новогодний дождик; яблоко (нарисованное, пластмассовое, настоящее); развивающие игры фабричного производства.

ЦЕЛЬ:

Научить родителей видеть многообразие свойств и качеств предметов окружающей действительности и активно использовать эти знания для наиболее успешного сенсорного и речевого развития своих детей.

ЗАДАЧИ:

  1. Систематизировать представления о сенсорных эталонах.
  1. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 2-3 лет в аспекте сенсорного и речевого развития.
  2. Сориентировать родителей в выборе игровых пособий для наиболее успешного развития сенсорных и речевых способностей детей.

ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.

Представление участников тренинга.

Игра «Знакомство»

Цель: игра направлена на развитие партнерских взаимоотношений, в ней каждый участник может представить группе другого человека. В этой игре подчеркивается индивидуальность каждого участника. Никто не остается без внимания, и у каждого появляется приятное чувство, что кто-то о нем заботится.

Инструкция: сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберете того участника, которого вы хуже всего знаете... Выберете себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, какой у него характер и т.д. Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через 5 минут я подам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями. А теперь все повернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит группе своего партнера.

В конце каждого рассказа ведущий спрашивает у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.

Вопросы для обсуждения:

  • Понравились ли вам вопросы вашего партнера?
  • Ваш  партнер   на  самом  деле  испытывал  любопытство  и  с  интересом расспрашивал вас?
  • Что вам было приятнее: спрашивать или отвечать?
  • Кто из вас двоих сам выбирал себе партнера, а кто был выбран?
  • Как вы теперь чувствуете себя в группе?

ЧАСТЬ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Информационная часть.

  1. Ребенок в период от 2 до 3 лет, активно познающий мир, окружающие его предметы и явления.
  2. Наглядно-действенное  мышление,  его роль  в развитии ребенка данного возраста.
  1. Восприятие, как ведущий психический процесс данного возраста.
  2. Основные органы чувств.
  3. Сенсорное развитие - база для развития интеллекта.
  4. Значимость знакомства ребенка со свойствами и качествами окружающих предметов.
  5. Роль речевого сопровождения при знакомстве ребенка с окружающим миром.

Практическая часть

Игра-эксперимент «Превратим любой предмет в интересную игру».

Цель: Научить родителей посредством манипуляций с предметами, которые окружают ребенка в повседневной жизни, показать малышу все многообразие их свойств и качеств для наилучшего сенсорного и речевого развития.

Материалы: Мисочки большие и маленькие; кастрюли; ложки деревянные, пластмассовые, железные; разделочные доски деревянные, пластмассовые; магнитные безделушки; крупа в банке; газета; лист бумаги; фантики от конфет; связка ключей; крышки железные и пластмассовые; железная банка с монетами; пустые, но плотно закрытые тюбики из-под крема, пасты; испорченные резиновые игрушки; кусочки ткани; прихватки; губки для посуды; дождик

Инструкция: Для знакомства со свойствами и качествами предметов можно использовать любую возможность, стоит лишь только захотеть. Занимаясь домашними делами, взрослые могут общаться с ребенком, объяснять непонятное, привлекать его внимание к интересным предметам. Перед вами различные предметы, имеющие разный цвет, форму, величину и т.д. Возьмите себе любой из них, и попробуйте с ним поиграть, как это мог бы сделать ребенок, а потом подумайте, на что можно было бы обратить внимание малыша и как бы вы могли предложить ему поиграть с этим предметом.

Родители выбирают, понравившийся предмет, манипулируют им, предлагают свои версии и варианты игр. Ведущий дополняет и показывает то, на что родители могли


бы еще обратить внимание ребенка, как в речи обозначить то новое, что ребенок открыл для себя, играя и экспериментируя с предметами.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понравился ли такой вариант игры с ребенком?
  2. Что нового они узнали, на что раньше не обращали внимания?

Игра - опыт «Яблоко».

Материалы: Яблоко нарисованное, яблоко пластмассовое, яблоко натуральное.

Цель: Показать родителям, на сколько важна, для развития сенсорных способностей ребенка, манипуляция с настоящими предметами, а не с их изображениями или игрушечными макетами.

Инструкция: Как вы думаете, что лучше, давать ребенку предметы реального мира или игрушки, картинки, которые изображают этот предмет? (Ответы родителей). Я хотела бы предположить вам один эксперимент.

Ведущий предлагает родителям:

  • Рассмотреть рисунок яблока и обсудить, что они могут сказать, глядя на картинку. Какие качества и свойства выделить.
  • Рассмотреть и поманипулировать с игрушечным яблоком и рассказать о его качествах и свойствах.
  • Рассмотреть   и    поманипулировать   (потрогать,   понюхать,    попробовать) настоящее «живое» яблоко и рассказать о его свойствах и качествах.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие выводы можно сделать после проведения такого эксперимента?
  2. Будете ли вы использовать полученный опыт при взаимодействии с ребенком?

Информационная часть

Ведущий знакомит родителей с разнообразными развивающими играми и игрушками фабричного производства, созданными для наиболее успешного сенсорного развития ребенка.

Практическая часть

Родители знакомятся с играми и игрушками фабричного производства, манипулируют ими. Высказывают предположения, как можно использовать данные пособия в играх со своими детьми. Ведущий дополняет и направляет родителей, показывает то, на что родители не обратили внимания.


ЧАСТЬ 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Участники передают мячик друг другу и отвечают на три основных вопроса:

  • Что вам больше всего понравилось/ не понравилось в ходе нашего тренинга?
  • Узнали ли Вы что-то новое для себя?
  • Будете ли использовать полученный опыт для развития Вашего ребенка?

Ведущий благодарит всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Играем вместе с ребенком и учим его играть"

Чтобы научить ребенка самостоятельной игре, родителю важно играть вместе с ребенком, принимая на себя главную ведущую роль, постепенно переходя на позицию равных партнеров по игре, и выполнять игровые...

Рекомендации для родителей, в какие игры можно поиграть с ребенком на прогулке: «Играем вместе с детьми»

Дорогие родители, если вы не знаете в какую игру можно поиграть с детьми на прогулке, как совместно занять  брата, сестренку, папу, маму, бабушку и даже дедушку, попробуйте поиграть с ними в след...

Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»

Практические советы для родителей«Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»...

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»

Практические советы для родителей «Играем вместе! Подвижные игры с ребенком дома и на улице»...

Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».

Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка.  Учимся играть вместе с ребенком»....

«Играем вместе с ребенком» или как родителям взаимодействовать с ребенком в игре, чтобы он стал самостоятельным и инициативным

В статье представлены рекомендации для родителей как играть с ребенком в  сюжетные игры и избегать при этом распространенных ловушек, в которые попадают взрослые...