Главные вкладки

    Консультация для родителей "Речевые игры для дошкольников"
    консультация (старшая группа) по теме

    Кокорина Светлана Алексеевна

    Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doc1.docx299.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

    Уважаемые родители, играйте с детьми!

    Сотрудничество педагогов и родителей - залог успеха.

    1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря

    А) Дополни предложения

    - Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

    - Зайчик летом, а зимой...

    - Грибы растут..., а огурчики - на...

    - Рыба живет в..., а медведь - в...

    - Сахар сладкий, а лимон...

    - Днем светло, а ночью...

    Б) Закончи предложение

    Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

    Я хочу...

    Я умею...

    Я помогу...

    Я принесу...

    Я спою...

    В) Догадайся и подскажи

    На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

    - воронье, серое... - крыло;

    - зеленый, прожорливый... - крокодил;

    - хищный, ширококрылый... - орел;

    - блестящее, гладкое... - зеркало.

    Г) Скажи какой

    - Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...

    - Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...

    - Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...

    - Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

    - Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

    2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

    А) Веселая семейка

    Правильно назвать животных и их детенышей.

    - Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

    - Петух, курица, цыплята.

    - Кот, кошка, котята.

    - Гусь, гусыня, гусята.

    - Медведь, медведица, медвежата.

    Б) Большой - малый

    Подобрать ласкательное слово.

    - Мама - мамочка,

    - ваза - вазочка,

    кот - котик,

    - солнце - солнышко,

    - река - речушка,

    - береза - березка,

    - листок - листочек.

    В) Два - один

    Образование из двух простых слов одного сложного:

    - Небо и склон - небосклон,

    - лес и полоса - лесополоса,

    - птица и ферма -птицеферма,

    - лист и падать - листопад,

    - хлеб и делать - земледелец,

    - лес и рубить - лесоруб,

    - снег и падать - снегопад.

    Г) Поймай мяч

    Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

    - весна - весенний,

    - солнце - солнечный,

    - береза - березовый,

    - липа - липовый,

    - дождь - дождливый.

    3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение

    А) Согласие - несогласие

    Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

    Воспитатель. Сегодня будет дождь.

    Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.

    Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

    Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

    Воспитатель. Это - рыба.

    Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.

    Б) Найди по признакам

    Задача педагога - учить на основе сенсорного обследования выделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного с воспитателем составления рассказа - размышления.

    Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?

    Совместно с воспитателем дети составляют такой рассказ. Стол — очень важная вещь в доме, потому что... (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что... (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что... (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.

    В) Рассказ-небылица

    Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».

    После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.

    Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

    Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

    Г) Фантастическая гипотеза

    Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»

    - Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

    - Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

    - Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

    - Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

    - Что было бы, если бы не стало рек?

    4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

    А) Новое словообразования

    В слове заменить гласный звук [у]:

    белка - булка, река - рука, дать - дуть.

    Заменить гласный звук [о]:

    сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"

    Виды оздоровительных  и разновариативных игр...

    Консультация для родителей "Игра и дошкольник"

    Консультация для родителей "Игра и дошкольник"...

    Консультация для родителей "Игра и дошкольник"

    Консультация для родителей "Игра и дошкольник"...

    Консультация для родителей "Игра и дошкольник"

    Консультация для родителей "Игра и дошкольник"...

    Консультация для родителей. Игра для дошкольников - способ познания окружающего.

    Консультация для родителей:Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания ок...

    Консультация для родителей «Игра и дошкольник»

    Консультация для родителей«Игра и дошкольник»Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческ...