родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"
консультация на тему

Колесникова Любовь Анатольевна

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрании использовала также презентацию. Может кого-то заитересует, буду очень рада!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка.»

ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии личности ребенка; расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение культуры родителей.

Задачи: 

  1. Познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка среднего дошкольного возраста и с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
  2. Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома
  3. Активизировать работу родителей по развитию речи детей.
  4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.                                                                                                                            

Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

Участники: родители, воспитатель                                        

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые родители!  Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А это значит, что развитие и воспитание ваших детей в детском саду вам не безразлично. Сегодня я предлагаю вам  поработать по следующему плану:

  1. Развитие речи детей 5 года жизни, роль семьи в развитии речи детей
  2. Знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома
  3. Выбор представителей в родительский совет МБДОУ детский сад «Березка»
  4. Выбор секретаря родительских собраний на 2015-16 учебный год
  5. Текущие  вопросы

Итак, сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Представьте, что вы дети, у нас занятие по развитию речи.  Сейчас вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.  Для начала:

Вы все за руки возьмитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Мы сегодня с вами отправляемся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

воспитатель демонстрирует волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка

 (любая из сказки репка)- кошка

Посмотрите- ка, что это? (родители отвечают) Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

родители ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри

Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки. А как вы догадалась, что в мешочке спряталась кошка?

ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т. д.

А теперь, попытаемся описать нашу гостью.

родители описывают кошку (шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)

Молодцы, Кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку?

родители перечисляют сказки, где встречается кошка или кот –

«Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Репка» и т. д.

Ой , какие вы молодцы! Но вы наверное устали. Я предлагаю вам встать со своих стульчиков и немножечко размяться:
Мы стоим на огороде,

удивляемся природе

Тут салат, а тут укроп,

Там морковь у нас растет

Поработаем с тобой, сорнякам объявим бой

Будем с корнем выдирать,

Да пониже приседать

А теперь  я предлагаю вашему вниманию загадки «Кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать»

Загадка 1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть...                                       

Загадка 2. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь?

Только чувствую - не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу и правда помощь нужна!           

Загадка 3. Так и знал, что всё бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый.
Столько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто - нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали. Влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!  

Загадка 4. Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком я и разбилось!

Загадка 5. Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из - за этого с ней происходят всякие неприятности.      

Можно предложить и еще один вариант загадок для детей:

  • Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - Дом хранить от чужаков. (Собака)
  • Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки. (кошка)
  • Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).
  • Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?. (Репка)

А теперь посмотрите, каких животных мы с вами угадали, герои какой сказки они и кого здесь не хватает. (бабки с дедом)

Вот, так примерно мы ежедневно работаем с вашими детьми по развитию речи. Далее я предлагаю вашему вниманию значение развития речи детей и содержание работы по развитию речи детей-дошкольников в детском саду.

Далее воспитатель использует в своей работе презентацию по данной теме

 Развитие речи детей пятого года жизни – одна из  важнеших  и актуальных задач воспитания детей-дошкольников. Речь - форма общения. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить, надо говорить. 

Основными задачами  речевого развития детей являются:

  1.  Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
  2. Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).      

 Работа по развитию речи детей-дошкольников ведется по следующим направлениям:

  • формирование звуковой культуры речи - звукопроизношение;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.

Что такое активный и пассивный словарь? Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно намного больше активного. Вы можете дома протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализируйте: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

Грамматический строй речи. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает  облегать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй- это зеркало интеллектуального развития ребенка. Примером формирования грамматического строя дошкольников могут быть такие игры и задания:

«Назови ласково»

«Один-много»

«Какой, какая, какое»

Звуковая культура речи – это понятие довольно широкое о объемное. Прежде всего – это:

  • правильное звукопроизношение и словопроизношение. Для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
  • формирование выразительности речи.

Владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

  •  выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
  • воспитание культуры речевого общения как части этикета.
  • воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным  для ее решения.

Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для развития речи детей - дошкольников:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • подвижные игры с текстом;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • драматизация сказок;
  • игровые упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание сказок с участием детей;
  • заучивание стихотворений;
  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего?

Факторы успешного развития речи ребёнка-

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  • От общения ребёнка со сверстниками
  • От строения артикуляционного аппарата
  • От речи взрослых (как образец для детей)
  • От развития мелкой моторики
  • От чтения детям художественной литературы
  • От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка

  • Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых  ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок  - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно , расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет,  выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь  детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки,  потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Большое значение для развития речи среднего дошкольного возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем:

- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это  определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;     

- посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

- загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;                                                      

- поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например:

« С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т.д.

  • Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении  - основа многих школьных трудностей (на письме). Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

  • Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация )

Итак, ведущая роль в развитии речи ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.                                                                                                                                      

Во время пребывания ребёнка в детском саду можно составить  некую пирамиду. Главной вершиной пирамиды, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом. Если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.                                                                           

А сейчас я предлагаю вашему вниманию речевые  игры, в которые полезно играть с ребенком дома.

Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.

Игра "Доскажи словечко". Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: " Ворона каркает, а воробей… .Сова летает, а заяц.."

Игра "Давай искать слова на кухне". Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: "Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?

Игра «Наоборот» Взрослый начинает фразу, а дети должны продолжить. Например:» веселый праздник - ... Большой подарок - .... Чистое платье - ... Теплая погода - ...»

Игра «Где Петрушка?» Взрослый ставит игрушку на стул, за стул, под стул и тд. Ребенок должен сказать где находится игрушка полным предолжением

можно предложить родителям  посмотреть после собрания

картотеку речевых игр

Это только та небольшая толика речевых игр, которую  я предложила вашему вниманию. Вы сами можете придумать много таких игр.  На последок еще один пример: «Здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова - признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое».

Итог собрания. Рефлексия «Самолетик»

Наша встреча подошла к концу. Я вам предлагаю два самолетика. Коричневый  и белый. Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча, то запустите вверх белый самолетик, если нет, то коричневый.

ПРОТОКОЛ № 1

родительского собрания группы «РОМАШКИ»

от «___»______________2015г.

Тема: «Развитие речи детей 5 года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка»

Присутствовало: _____человек

ПОВЕСТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

1. Практикум «Игра-занятие по развитию речи»

2. Развитие речи детей 5 года жизни. Роль семьи в развитии речи детей

3. Знакомство с речевыми играми

4. Выбор представителей в родительский совет МБДОУ детский сад «Березка»

5. Выбор секретаря родительских собраний на 2015-16 учебный год

6. Текущие вопросы

СЛУШАЛИ:

  1. Родителям был показан пример проведения занятий по развитию речи. Родители выступали в роли детей.

  1. По второму вопросу слушали воспитателя группы Колесникову Л.А., которая познакомила с основными задачами речевого развития детей, познакомила с направлениями работы детского сада по развитию речи детей, рассказала о роли семьи в развитии речи детей, дала некоторые рекомендации для успешного развития речи детей

5 года жизни.

  1. По третьему вопросу слушали воспитателя группы Колесникову Л.А. Она предложила картотеку речевых игр, в которые было бы полезно поиграть с ребенком дома.

  1. Путём голосования (__ голосов «за», ___голосов «против») выбирали представителей родительского совета группы «Ромашки».

  1. Путём голосования (__ голосов «за», ___голосов «против») выбирали секретаря родительских собраний на 2015 -16 учебный год.
  2. Решали вопрос о приобретении спортивной формы для физического развития, о пополнении предметно-развивающей среды в группе.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Принять к сведению информацию об особенностях развитии речи детей 5 года жизни, о роли семьи в развитии речи детей.

  1. Принять к сведению информацию по ознакомлению с речевыми играми, по мере возможности использовать предложенные игры, используя их в игре  с детьми дома.  

  1. Утвердить представителей  родительского комитета группы в следующем составе:

________________________________________ – председатель родительского комитета

Члены родительского комитета: ____________________________________________

  1. Утвердить секретаря родительских собраний на 2015-16 учебный год

____________________________________________________________________

  1. Приобрести спортивную форму для физического развития детей, пополнить предметно-развивающую среду необходимым материалом для данного возраста по мере возможности

                                                                 Председатель: ______________  Колесникова Л.А.                                

                                                  Секретарь: _____________     Гусева Л.

Лист регистрации

«___» ___________2015 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колесникова Любовь Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Березка» Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка

Слайд 2

Основные задачи речевого развития детей Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться)

Слайд 4

Факторы успешного развития речи ребенка От эмоционального общения родителей с ребенком, с младенческого возраста От общения ребенка со сверстниками От строения артикуляционного аппарата От речи взрослых От развития мелкой моторики От чтения детям художественной литературы От игр ребенка со взрослыми и сверстниками

Слайд 6

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ Игра "Я заметил". Игра "Доскажи словечко". Игра "Давай искать слова на кухне". Игра «Наоборот» Игра «Где Петрушка?» Игра «Кто летает» Игра «Дай действия словам» Игра «Четвертый лишний Игра «Назови одним словом» и т.д.

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важная роль семьи в развитии речи ребенка

Речь ребенка формируется на примере речи, звучащей в его семье....

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Консультация для родителей....

Роль семьи в развитии речи ребенка.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности....

Роль семьи в развитии речи ребенка.

Роль семьи в развитии речи ребенка....

Роль семьи в развитии речи ребенка

консультация для родителей...