"Первые шаги в освоении письма"
консультация на тему

Статья расскажет о подготовке руки к письму, о значении развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_v_osvoenii_pisma1.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Большое значение при подготовке к школе следует уделить развитию школьно-необходимых функций – речь, моторика (развитие кисти и пальцев руки для письма). Дети, отстающие в развитии этих функций, нуждаются в специальных занятиях.

   Особенное внимание вы должны обращать на подготовку рук ребенка к письму в школе. Как часто многие трагедии связаны с тем, что ребенок долго сидит и пишет черточки, крючочки. Корявые каракули огорчают до слез малыша, доставляют немало невеселых минут и родителям: ну почему другие дети пишут ровно и красиво, а наш?...

   У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат ручку или карандаш в кулаке, другие – слишком далеко или близко к нижнему кончику, третьи – неверно располагают пальцы и т.д.

   Подумайте, с чем это может быть связано у вашего ребенка?

   Иногда это происходит оттого, что он не умеет работать за столом, не знает, как надо правильно держать ручку или карандаш. В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать. Правда, для этого необходимо время и строгий контроль взрослого.

   Но чаще всего ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита «ручная умелость». Как правило, этим детям трудно не только писать и рисовать, но и лепить, конструировать. Они долго застёгивают пуговицы, неловко шнуруют, часто роняют посуду, накрывая на стол и т.д. В основном, это неуравновешенные  подвижные дети. Им очень мешает излишняя порывистость, непластичность движений. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно тонкие движения.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Японский врач, создавший оздоравливающую методику воздействия на руки, утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Упражнения для пальчиков улучшают память, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Простые движения рук помогают убрать даже напряжение с губ. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Каждый палец руки связан с разными областями коры головного мозга, поэтому развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции. Тренировку следует начинать с самого раннего детства. Обращайте внимание на овладение ребёнком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

К сожалению, нередки случаи, когда родители просто не создают условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений, то есть пускает это на самотек.

   От взрослых зависит многое. Надо организовать жизнь ребенка, его игры и забавы, начиная с самого рождения, таким образом, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качество, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

   Проявляя интерес к упражнениям и заданиям на развитие мелкой моторики, вы тем самым будете формировать такой же интерес и у ребёнка. Вскоре уже не вы, а ребенок станет подталкивать вас к занятиям – они станут его внутренней потребностью. Ведь это так интересно и приятно – становиться все более умелым, ловким, знающим!

   Чтобы заинтересовать ребенка, можно использовать самые разные приемы. Например, превратить занятие в сказку или предложить соревнование. Очень полезен метод смены привычных ролей, когда ребенок из обучаемого, ведомого превращается в обучающего, ведущего. Да мало ли что еще можно придумать! Не ограничивайте себя, проявляйте фантазию; благодаря этому совместная работа станет легкой, веселой и, следовательно, более эффективной.

   Однако какими бы интересными не казались занятия, они не должны быть слишком длительными. Оптимальное их время для ребенка пяти лет – 15-20 минут, шести лет – 20-30 минут, для семилетнего – 30-35 минут. Если настойчиво требует продолжения занятия, постарайтесь переключить его на другую деятельность,  пообещав, что завтра вы вернетесь к занятиям. Лучше остановиться на интригующей ноте,  чем переиграть,  перезаниматься. Не забывайте еще  несложных, но очень важных правил. Никогда не начинайте занятие если:

  • Вы утомлены, раздражены или озабочены посторонними проблемами. Ребенок это сейчас же почувствует и, в лучшем случае, конкретное занятие пройдет неэффективно, а в худшем – у малыша испортится настроение, появится отрицательное отношение к подобному роду взаимодействия;
  • Ребенок неважно себя чувствует;
  • Ребенок увлечен своей игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятия минут за пять, предложите закончить игру и убрать игрушки. У ребенка должно быть время для того, чтобы перестроиться с игры на занятие;
  • И под конец – одно из важнейших правил техники безопасности:

Занятие никогда и ни в коем случае не должно восприниматься ребенком как наказание!

В процессе работы над занятиями у ребенка неизбежно будут появляться ошибки. Как к ним следует относиться? Спокойно. Недаром народная мудрость гласит: «Тот не ошибается, кто ничего не делает». Все получиться обязательно, надо только верить в это самим и – самое главное! – вселить эту уверенность в ребенка.

Если же ошибки повторяются, на ваш взгляд, слишком часто, необходимо выяснить их причину. Причин, в сущности, не так уж и много:

  • Ребенок устал физически;
  • Ребенку неинтересно, так как задания для него слишком просты или слишком сложны. Подберите уровень сложности, соответствующий возможностям ребенка;
  • Ребенку непонятно, как надо выполнять задание. То, что кажется нам, взрослым, простым и само собой разумеющимся, для малыша иногда представляется темным лесом с запутанными тропинками. В этом случае вам необходимо стать для ребенка проводником. Обсудите с ним, как лучше выполнить то или иное задание. Покажите ему, как вы это делаете, и поясните, почему вам так удобнее

     Особо следует оговорить ситуацию, когда ошибки связаны с особенностями нервно-психической организации малыша, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний и т.п. в этом случае необходима консультация специалиста.

   В процессе занятий, и при обсуждении их итогов никогда не скупитесь на похвалу. Искренне радуйтесь малейшим достижениям малыша.

   Для детей рисование – уникальный способ переработки и усвоения информации. Пусть ребенок рисует так, как умеет и хочет. Тут важнее способность малыша объяснить, что именно он изобразил, чем качество изображения.

   Работая карандашом, кистью, пластилином, ребенок развивает не только мелкую моторику кистей рук, но и мозг, ведь это неразрывно связанные вещи.

   Бумага широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх. Работа с бумагой, ножницами и клеем требует ручной умелости, ловкости, аккуратности, терпения, а также художественного вкуса и воображения.

   С большой охотой дети нанизывают мелкие детали или пуговицы различной величины, цвета. Сначала можно нанизывать эти детали на шнурок, это легче, так как конец шнурка жестко закреплен, но по мере тренировки шнурок можно заменить на более толстую шерстяную или синтетическую нить, конец которой придется каждый раз скручивать, а это дополнительная тренировка.

   Поощряйте малыша, хвалите его. Вера в себя, чувство собственного достоинства  - это капитал, который всегда будет служить ребенку, что бы ни происходило в его мире; он позволит ему и в будущем эффективней решать жизненные проблемы.

   

Список рекомендуемой литературы

1.Н. В. Новоторцева. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.

2. Л. П. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.

3. Т. А. Ткаченко. Физкультурные минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников  с нарушением речи.

4. Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина. Развиваю мелкую моторику.

5. Е. В. Новикова. Как подготовить руку ребёнка к письму.

6. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. 350 упражнений длч подготовки детей к школе.

7. М. М. Безруких. Ступеньки к школе.

8. Т. Ю. Бардышева. Разговорчивые пальчики.

9. О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. Путешествуем слева направо.

10. Т. С. Голубина. Чему научит клеточка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги в освоении письма.

В предверии нового учебного года хочу поделиться своей информацией при подготовке дошкольников к письму.  Готовить руку к письму необходимо в дошкольном детстве. Начиная с раннего возраста тренир...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его  читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы «ПЕРВЫЕ ШАГИ» май 2022г.

Промежуточные результатыпедагогической диагностикиМониторинг достижения детьмипланируемых результатов освоения Программы «ПЕРВЫЕ ШАГИ»группа раннего возраста № 2 «Пчелки»Воспит...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ПИСЬМА

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии ...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители мечтают узнать чудодейственный секрет к лёгкому обучению чтению ребёнка. а секрет прост: начинать надо не с букв, а со звуков и самыми разными играми с ними....