консультации для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Валиуллина Ильнара Ильсуровна

играя,развиваем речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №8 «Тургай»

Консультация для родителей

«В игры играем — речь развиваем»

                                                              Подготовила :

                                            воспитатель МБДОУ №8

                                                          Валиуллина И.И.

г. Нижнекамск

2014г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ №1

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности ребенка, его умственного и речевого развития велико. Поэтому родителям развивать речь необходимо с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте дети в буквальном смысле копируют своих родителей, поэтому родителям важно следить за своей речью, так как она является примером для подражания. Общаясь друг с другом, говорите полными предложениями, не искажайте звуковую оболочку слова, говорите с ребенком на языке взрослых, не сюсюкайтесь. При задержке речевого развития ребенку гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе. Из-за неправильного произношения нескольких групп звуков, нарушения слоговой структуры слова, бедности словарного запаса, речь детей становиться мало понятной окружающим, невыразительной. Поэтому дети замыкаются в себе, начинают стеснятся, а в некоторых случаях даже проявляют агрессивность и обидчивость. У детей наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление. Если ребенку своевременно не помочь, то в дальнейшем ему будет еще сложнее освоить школьную программу, так как все эти трудности проявятся в ошибках при письме и чтении, то есть нарушение устной речи перейдет в нарушение письменной речи. Задача родителей не откладывать решение проблем на потом и как можно быстрее обратиться к специалистам.

Каждый родитель с интересом наблюдает за развитием своего ребенка и ему очень хочется, что бы его правильно выговаривать звуки, говорил полными предложениями, и мы родители можем ему помочь. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей. Для этого не обязательно отводить определенное время. На прогулке, или занимаясь домашними делами, вы можете одновременно поиграть с ребенком.

Можно играть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.

 «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку - она пушистая» Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

 «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) .

 И еще, как можно больше пойте с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

 Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок, палка- галка, огурец-молодец и т. д.

 «Игры на кухне» .

 «Волшебные палочки». Дайте малышу сосчитать палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы.

 «Приготовим сок». Из яблок сок. (яблочный, из груш (грушевый) и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

 «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

 «Угощаю». «Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

 «Один –много», одна морковь - много моркови.

 «Один, два, пять», одно яблоко, три яблока, пять яблок.

 «Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи.

 Одной из форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

 Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 Игра "Моя семья".

 Этот пальчик – дедушка,

 Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папочка,

 Этот пальчик – мамочка,

 Этот пальчик – я,

 Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

 Игра "Лошадки"

 По дороге белой, гладкой

 Скачут пальцы, как лошадки.

 Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

 Скачет резвый табунок.

 (Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)

 Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?

 • разминать пальцами пластилин, глину;

 • нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;

 • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

 • играть с песком, водой;

 • резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)

 • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью) .

 Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но родители должны помнить, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Желаю успехов!

КОНСУЛЬТАЦИЯ №2

«Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «… Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как из миллионов монад, из отдельных впечатлений, коих наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим – основной массой – мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному» (С. Цвейг). «Думаю, что, чем больше человек прочитает хороших книг, тем разумнее, грамотнее, образованнее он станет» (Ю. Гагарин) .

 Количество подобного рода высказываний можно значительно умножить. Их можно разделять. Им можно радоваться. Но ими не следует обольщаться, поскольку все, кто воздают хвалу книге, имеют в виду читателя. А ведь им еще надо стать…

 Когда же речь идет о дошкольниках, т. е. детях 6-7 лет, очевидность значимости книги в их жизни, к сожалению, не может не ставиться под сомнение, ибо, чтобы произвести на ребенка пусть даже минимальное положительное влияние, книга должна быть им сначала правильно воспринята. Восприятие же, как известно, есть достаточно сложный «психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств». Чем больше человек осведомлен о воспринимаемом объекте, тем целенаправленнее, систематически, квалифицированнее осуществляет он наблюдение за объектом и его свойствами и в свою очередь тем более полно, точно и глубоко он его осваивает. Следовательно, чтобы объект вызвал у воспринимающего комплекс адекватных, истинных ощущений, затронул бы процессы памяти, возбудил мышление, воспринимающий должен иметь представление о возможных свойствах объекта и уметь, фиксируя эти свойства, активно, синтетически реагировать на них, т. е. производить необходимые элементарные обобщения. Если же воспринимающий не подготовлен к встрече с объектом, к его осмыслению, он непроизвольно искажает реальную действительность, рассматривает объект односторонне, предвзято, и тогда с ним могут произойти казусы, подобные тем, о которых повествуется в сказках про Иванушку-дурачка… Такого рода казусы постоянно встречаются и в практике детской жизни (необоснованная боязнь жаб и летучих мышей, неоправданное удальство при обращении с взрывчатыми веществами, определеннее ценности книги по степени ее изношенности и т. п.

 Поэтому взрослый должен позаботиться о том, чтобы каждый раз ребенок, встречаясь с новым важным объектом, воспринимал его всесторонне, во всех основных существенных проявлениях, связях и чтобы у ребенка была возможность убедиться в правильности своего восприятия, в адекватности произведенного обобщения воспринятому объекту…

 Предпринятый выше экскурс в психологию абсолютно необходим для понимания проблемы «ребенок – книга», так как искусство чтения – это и есть процесс приобщения читателя к общественной культуре посредством восприятия предмета культуры – книги. А книга чрезвычайно многогранный и своеобразный для восприятия объект, об особенностях которого ребенок дошкольного возраста без специального обучения почти не осведомлен.

 Чтобы книга помогла семье дать ребенку «заряд добра и светлого взгляда на мир», который может, но не должен иссякнуть до конца жизни человека, важно, чтобы родители под влиянием школы приучили себя придерживаться двух основных правил в отношении ребенка-читателя: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером и, во-вторых, ничего не делать за ребенка из того, что он может и умеет сделать сам.

 Основное условие для успешного формирования ребенка-читателя в семье – это так называемое единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. Практически оно выражается в соблюдении родителями ряда психолого-педагогических требований и норм, а именно:

 1. В доме должны быть книги – и у взрослых и у детей, ибо «дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», - истина, известная уже древним римлянам.

 2. Книг не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимыми почти каждый день. На полках всегда под рукой надо разместить: книги-справочники; научно-популярную литературу по специальности взрослых или из области, интересующей и младших, и старших членов семьи; любимую в семье художественную литературу.

 Такое разнообразие разумно. «Ученая литература спасает от невежества, а изящная – от грубости и пошлости», - справедливо считал Н. Г. Чернышевский.

 3. К книгам из личной библиотечки надо постоянно обращаться. Их надо читать вслух, всей семьей – не для ребенка, а вместе с ребенком. Любимые взрослыми книги можно и должно детям пересказывать, если читать их вслух целиком пока рано. О прочитанных книгах надо разговаривать – не контролировать ребенка и тем более не требовать от него отчета: что прочитал, что понял, что запомнил? Не навязывать детям своих взглядов, а вместе с детьми на правах более опытного и потому разумного читателя размышлять над книгой – вот идеал отношений юных и взрослых членов семьи. Разговаривая об эпохе, о людях и их поступках, предстающих из книг, вместе перечитывая особенно волнующие страницы, радуясь добру, справедливости, восхищаясь мужеством и мудростью одних, испытывая стыд и боль за других, родители исподволь воспитывают в детях способность к социально целесообразному восприятию жизненных событий и к самоанализу, самооценке, помогают увидеть в книгах тот самый бесценный опыт поколений, ради которого книги и пишутся, издаются и читаются, учат детей умению этот опыт воспринимать и осваивать.

 Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. А вот от бесед с детьми по прочитанному родителей надо предостеречь. Дело в том, что беседы (в их наиболее распространенной вопросо-ответной форме) – очень специфический и только внешне, формально простой вид духовного общения. На самом деле даже опытным учителям беседы удаются только после тщательнейшей профессиональной подготовки. У учителей малоопытных и у родителей беседы с детьми о книгах чаще всего превращаются в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит. Духовная жизнь каждого человека – «святая святых». Чтобы душа ребенка приоткрылась навстречу свету, исходящему из книг, необходим луч искреннего непосредственного чувства, идущий от взрослого, который по-настоящему переживает это чувство в данный момент. Голос, жесты, выражение глаз, интонации – основные «проводники», обеспечивающие стремление к взаимопониманию на основе сопереживания при чтении вслух, при рассказе о книге или при ее пересказе, даже недостаточно квалифицированном. Вопросоответная же форма общения, напротив, вызывает стремление поскорее «отчитаться» и прекратить общение, если спрашивающий не в состоянии обеспечить высочайшего уровня педагогического мастерства. Но надеяться на общедоступность такого уровня нельзя.

 4. Общение детей и родителей в семье должно приучать ребенка не только с удовольствием поглощать духовную пищу, предложенную взрослыми, но и вносить личный посильный вклад в чтение книг, в разговоры о книгах. С этой целью уже в первом полугодии I класса надо посоветовать родителям систематически интересоваться содержанием уроков внеклассного чтения: просит ребенка рассказывать дома, о чем читал воспитатель, какую книгу рассматривали в группе. В случае необходимости родители могут оказать сыну или дочери минимум помощи (например, вместе с ним прочитать заглавия книг, которые ребенок самостоятельно отобрал, нарисовать контур животного, человека из произведения, о котором им рассказал ребенок, но выбрать и описать эпизод для графического отображения, раскрасить картинку, «как в книжке», ребенок должен сам. В это же время родителям надо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к режиму и элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – рассматривать и покупать ему книги.

 Внимание родителей должны привлекаться к поддержанию у детей уверенности в том, что самостоятельное рассматривание и чтение посильных книг – приятное и увлекательное занятие. С этой целью взрослым знакомить ребенка с индивидуальной дозировкой детского чтения и с особым видом книг: с книжкой-игрушкой, книжкой-театром и т. п.

 Как только ребенок научится читать, родителям следует настойчиво обращать его внимание на книги всякий раз, когда у ребенка появляется тот или иной вопрос. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам и к научно-познавательной литературе (сначала в домашней, а потом и в общественной библиотеке) – значит привить ему жизненно необходимый навык умственного труда, помочь ему определить свои склонности, привязанности, способности, ибо «книги знают больше самого образованного отца или матери». Книги не могут забыть или перепутать. И, если в книгах нет ответа, значит, человечество еще не додумалось, не дозналось, не докопалось до него.

КОНСУЛЬТАЦИЯ №3

«Учите, играя»

Не секрет, дети любят играть. Но играть одному скучно, а играть со взрослым – это интересно и познавательно. В игре ваш малыш не только получает положительные эмоции от общения с любимым человеком, но и развивает свои способности.

 Со своими воспитанниками в первой младшей группе, я играю в пальчиковую гимнастику. Это упражнения на выполнение фигурок из пальцев, включающие в себя различные потешки и поэтические тексты. Например: «Сорока-белобока», «Ладушки», и т. д. Мы играем и одновременно развиваем речь, память и внимание.

 Играйте с нами: «Капуста»

 Мы капусту рубим-рубим, (поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)

 Мы капусту солим-солим, (поочередное поглаживание подушечек пальцев)

 Мы капусту трем-трем, (потирать кулачок о кулачок)

 Мы капусту жмем-жмем. (сжимать и разжимать кулачки)

 Почему нужно развивать руки ребенка? Ученые, которые изучали деятельность детского мозга и психику детей пришли к выводу, чтобы ребенок хорошо разговаривал нужно развивать мелкую моторику рук.

 Я работала по развитию речи и мелкой моторики рук на протяжении всего учебного года с детьми своей группы. В начале занятий у детей многое не получалось, так как пальчики были мало развиты. Дети с трудом повторяли слова потешек и стихотворений. Но я не сдавалась, объясняла и показывала движения вновь и вновь, повторяла слова вмести с детьми. Старалась заинтересовать детей, используя на занятиях красивые игрушки, красочные картинки. Для развития ручной умелости я использовала различные шнуровки, мелкие и крупные мозаики. Мы лепили из пластилина, рисовали «пальчиками» акварельными красками и гуашью.

 Результат не заставил себя ждать, примерно через три месяца, я и мои воспитанники добились точного выполнения всех движений пальчиковой гимнастики. Дети самостоятельно повторяли слова потешек и стихов. С удовольствием разучивали новые упражнения. Речь детей стала более развитой и эмоциональной, обогатился словарный запас.

 Чудо находиться в самих детях, только нужно его заботливо и с любовью взрастить!

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...