Консультация для родителей и педагогов "Значение мелкой моторики для детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Воронина Надежда Александровна

Эта информация очень поможет родителям и воспитпателям в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_melkoy_motoriki_dlya_detey_6.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

Значение мелкой моторики для детей дошкольного возраста

Учителя и родители знают, как тяжело дается первоклассникам овладение навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности. А у детей к 7 годам как правило слабо развитые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают. По мере нарастания утомления движения руки становятся все более неточными, ребенок нервничает, процесс письма вызывает отрицательные эмоции у ребенка.

Чтобы предотвратить развитие негативного отношения ребенка к письму надо облегчить ему сам процесс обучения к письму, начав подготовительную работу еще с 5 летнего возраста. Почему же именно в 5 лет? По данным ученых, мускульная память у детей от 4 до 7 лет очень крепкая, цепкая. Кроме того, к 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, заканчивается развитие мелких мышц рук.

В результате развития мелких мышц рук к 7 летнему возрасту физиологический период работы мускульной памяти уже завершён, дефекты в развитии мелкой моторики уже закреплены.

1. Развиваем ручную умелость.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнута поставленная воспитателем цель, а именно: развитие точности произвольных движений рук, глазомера, произвольного внимания, воспитание аккуратности и сосредоточенности. Занятия должны приносить ребенку радость. К 5-и годам возможность точных движений, произвольно направленных, возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. В 5 лет ребенок должен уметь застегивать различные застежки (пуговицы, молнии, крючки и кнопки)^ детей с общим недоразвитием речи эти действия вызывают трудности, поэтому воспитатель обязан помочь приобрести соответствующий навык с помощью специальных тренажеров и игр типа «Одень девочку и мальчика», «Чудо дерево», «Зашнуруй сапожок» и др.

Какие упражнения развивают ручную умелость?

*Запускание пальцами волчков.

*Игры с конструкторами и мозаиками всех типов.

*3акручивание шурупов, гаек.

*Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку от ниток, карандаш.

*3авязывание морских узлов на толстой веревке.

*Нанизывание крупных пуговиц, бусинок, шариков, костяшек от счетов на тонкую веревку. *Мять руками поролоновые шарики, губку.

*Скатывание бус из бумажных треугольников.

*Изготовление поделок из природного материала (шишки, хвоя, орехи, каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник и рябина, солома, мох, ракушки), вкладывание фигурок из бумаги (техника оригами).

*Различные виды плетения из бумаги.

*Сгибание фигурок из проволоки.

*Работа с ножницами: симметр. вырезывание, вырезание фигурок из старых открыток и т.д.

*Лепка из пластилина и глины (замечено: чем больше дети лепят, тем увереннее и скоординированнее становятся движения их пальцев).

*Занятие рукоделием: вышивка, шитье, пришивание пуговиц, вязание крючком и на спицах.

Воспитатель должен помнить, что его союзниками в преодолении неумелости ребенка являются родители, которые должны создать все условия для занятий ребенка. Совместная деятельность ребёнка с родителями не только поможет ему быстрее разить ручную умелость, НО И создаст необходимые условия для тёплой атмосферы сотрудничества в доме. Главное, постоянно поддерживать у ребёнка интерес, стремление к успеху, желание преодолеть трудности и довести дело до конца, повышать самооценку ребёнка.

2. Развиваем ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Ориентировка в пространстве является важным условием усвоения ребёнком знаний и умений, развития мышления.

Различение пространства у ребёнка складывается постепенно. Дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси (верх-низ) и по горизонтальной оси (спереди - сзади). Гораздо труднее и позднее развивается различение правой и левой стороны. Вначале у ребёнка формируется различение правого и левого направления в собственном теле. На этой основе затем образуется ориентировка в окружающем пространстве. Детям с общим недоразвитием речи свойственна значительная задержка в познании пространства. Это происходит из-за слабого моторного развития и недостатка знаний об окружающей действительности.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов (поле зрения, острота зрения, глазомер), интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. В отличии от поля и остроты зрения, глазомерная функция зависит от процесса обучения. Глазомер хорошо развивает измерительная деятельность. С необходимостью измерять дети сталкиваются не только и не столько на занятиях математики, но и на физкультурных занятиях. Постепенно дети учатся оперировать пространственными величинами в воображении.

Ориентировка на листе бумаги тесно связана и непосредственно зависит от пространственной ориентировки ребёнка. Проводятся специальные упражнения для ознакомления детей с тетрадью. Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол, «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая (вторая и т.д.) строка» должны быть хорошо знакомы и понятны детям. Дети лучше всё усваивают через игру.

3. Формирование графических навыков и умений

Для начала надо научить детей: правильно сидеть за столом, держать ручку, расположить тетрадь и, конечно, научить правильному положению руки при письме.

  • Парта или стол, за которым сидит ребенок, и стул должны соответствовать его росту. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохранению зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи должны быть расправлены и находиться на одной высоте. Грудь не касается стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку. Локти пишущего ребенка немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около десяти сантиметров от туловища.
  • От того, как лежит тетрадь, зависит не только четкость почерка, но и правильное положение фигуры при письме. Для того чтобы найти правильное расстояние от тетради до груди пишущего, ребенок кладет ладони на стол (парту), опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному начертанию букв. Сначала тетрадь поддерживается левой рукой снизу. По мере заполнения страницы тетрадь передвигают вверх, и левая рука поддерживает ее уже сверху.
  • Свободное движение пишущей руки зависит прежде всего от того, как ребенок держит ручку. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный — сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца, верхний конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика ручки до указательного пальца — около двух сантиметров. При правильном удержании ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходимо держать свободно: у указательного пальца должны быть согнуты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит о его излишнем напряжении при удержании ручки, из-за чего наступает быстрое утомление и снижение темпа письма. Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация « Игра –массаж в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Этот материал предназначен для чтения родителям , в нем рассказывается о инновационных методах работы с детьми....

Консультация для родителей НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уровень развития интеллекта и речи детей зависит от уровня развития мелкой моторики руки....

Консультация для родителей. Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей. Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"....

Консультация для родителей. «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включ...

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"...

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.

Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования....