Консультация для родителей "Как приучить ребенка читать"
консультация (подготовительная группа) на тему

Дёмина Елена Вячеславовна

Эта статья для тех, кто учит своего ребенка читать. О том, как правильно выбрать книгу, привить любовь к чтению и сохранить зрение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_priuchit_rebenka_chitat.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ребенок и книга»

Дорогие родители, статья для тех, кто учит своего ребенка читать. О том, как правильно выбрать книгу, привить любовь к чтению и сохранить зрение.

Большинство родителей стремится, как можно раньше научить читать своего ребенка. Особенно усердно с детьми занимаются перед поступлением в школу.

Как приучить ребенка читать?

Да в общем-то не сложно и это не требует много времени. Главное – последовательность и настойчивость, сочетаемая с ненавязчивостью.

            Воспитание маленького читателя нужно начинать с  нескольких месяцев жизни. Первые книжки должны быть с яркими, крупными  картинками и почти без текста либо с небольшими рифмованными строчками. Очень хороши для этого потешки и считалки. Для начала важно, чтобы малыш проявил интерес к книге, рассматривал ее и трогал. Для малышей подходят книги из толстого картона.

Книга должна быть подобрана по возрасту. Тогда малышу будет интересно. А интерес – важная составляющая успеха. В свободном доступе у ребенка должны быть всего несколько книг, которые он сможет свободно брать и рассматривать.

На самом деле, приучать к чтению можно в любом возрасте. Хотя чем старше, тем сложнее. Нужно искать дополнительную мотивацию, заинтересовывать. А для этого нужно очень внимательно прислушиваться и приглядываться к своему ребенку, придумывать игры и тому подобное. Например, можно на задаваемый ребенком вопрос поискать вместе с ним ответ в энциклопедии. Но делать это нужно регулярно, чтобы сформировать четкое представление – в книгах можно найти много полезной информации, благо, дети большие почемучки. Для детей  постарше можно устроить маленькую библиотечку в их комнате. Обустроенный красивый уголок для чтения может создать прекрасное читательское настроение.

Ходите в книжные магазины или библиотеки с ребенком, пусть он тоже участвует в выборе книги. Прислушайтесь к малышу внимательно, узнайте что он хочет, что ему интересно и не игнорируйте его просьбы,  приобщая его к высокой литературе. Охотно ребенок будет читать, если то, что написано ему будет интересно. В противном случае, это занятие вызовет протест. Оставьте за ним право выбора что читать, ненавязчиво предлагая полезную на ваш взгляд книгу.

И самое главное – читайте ребенку много! Читайте каждый день, всегда откликайтесь на его желание почитать. Устраивайте семейные чтения вслух по выходным. Это еще и дополнительное общение, и хорошая семейная традиция.

Читайте вслух, даже если ребенок уже умеет читать, не отказывайте ему в этом, мотивируя тем, что он сам может почитать. Именно так моя тетя приобщила свою дочь к чтению. Теперь это уже взрослая девушка, но читает очень много.

Давно известно, что лучше всего учить детей на собственном примере. И прививать любовь к чтению тоже лучше собственным примером. То есть малыш сызмальства должен видеть маму и папу с книжкой. Но как быть родителям, привыкшим читать электронные книги, которые становятся все популярнее? Думаю, читать, по-прежнему, так как привыкли, но завести ритуальные бумажные книги, чтобы маленький ребенок видел вас за чтением. Выделяйте для этого специальное время – всего-то минут пятнадцать, но регулярно. А когда малыш спит, читайте с монитора или КПК. Потом, когда ребенок подрастет, ему можно показать, что читать можно не только бумажные книги.

Какие же книги должны читать дошкольники?

Конечно же интересные, познавательные, развивающие и красочно оформленные. Но необходимо помнить и о том, что не только содержание, но и оформление книги должно соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Учение – труд

Для маленьких детей чтение – очень большая нагрузка. Навык у ребенка еще не сформирован и он не может, как это делают взрослые, скользить взглядом вдоль строки, быстро схватывая суть. Он рассматривает каждую букву отдельно, причем не целиком, а по частям, затем распознает, осмысляет и наконец произносит вслух. На следующем этапе (букве или слоге) все повторяется. Время от времени взгляд ребенка возвращается немного назад, чтобы уточнить информацию. При этом ему еще надо удержать взгляд на одной строчке, что не так-то просто – ребенок быстро устает, внимание рассеивается, и вот строчка уже потеряна, хотя он и водил по ней пальцем. В конце строки – новое испытание: надо переходить на следующую. К тому же долгая зрительная работа на близком расстоянии не соответствует физиологии 5-6-летних дошкольников: большинство в этом возрасте дальнозоркие. Преломляющая сила оптической системы глаза формируется у ребенка к 7-8 годам. Поэтому при чтении глаза постоянно находятся в напряжении.

Как правильно выбрать книгу

Обучая ребенка чтению, взрослому нужно запастись огромным терпением. Не торопите его и уж совсем ни к чему комментировать его результаты ехидными замечаниями.

Важно правильно подобрать что читать. Облегчить малышу восприятие напечатанного и преодолеть трудности может книга, в которой соблюдены следующие требования:

  • Бумага – должна быть белой, хорошего качества, на фоне которой контрастно выделяются черные буквы.
  • Шрифт – четкий, разборчивый, с ясно выраженными внутрибуквенными просветами. Лучше, если все элементы букв будут одинаковой толщины и без декоративных излишеств.
  • Считается, что чем крупнее буквы, тем легче ребенку прочесть их. Однако чересчур большие буквы неадекватны для работы зрительной системы ребенка 5-6 лет. Оптимальная высота строчных букв – 3,5 мм.
  • Оптимальная длина строки в детской книге – 128 мм. Этот размер установлен экспериментально. Ученикам 1-го класса предложили прочитать тексты с длиной строк от 112 до 134 мм. Детям не подходила ни маленькая, ни большая строка: и в том, и в другом случае они делали много ошибок, быстро утомлялись.
  • Важно также, чтобы строки не были напечатаны слишком близко, не “набегали” друг на друга. Оптимальный межстрочной пробел – 2,8 мм.
  • Желательно, чтобы иллюстрации были расположены сверху или сбоку от текста – ребенок будет меньше отвлекаться при чтении.

Как сохранить хорошее зрение

Качество полиграфического оформления книги самым непосредственным образом влияет на эффективность овладения навыками чтения. К тому же оно помогает дошкольнику сохранить хорошее зрение.

Глаза 6-7-летнего ребенка находятся еще в развитии: постепенно перестраиваются зрительные функции, совершенствуются глубинное зрение, стереоскопическое восприятие и способность различать цвета. А родители спешат, стремясь к тому, чтобы ребенок научился читать как можно раньше и читал бы как можно больше. О зрительном напряжении 6-летнего первоклассника, систематически работающего с мелкими знаками на близком расстоянии, и говорить не приходится.

Вывод неутешителен: формирование зрительного аппарата у детей происходит на фоне значительных нагрузок на глаза. Поэтому число учеников с нарушениями зрения велико и растет по мере приближения к окончанию школы. За время обучения в средней школе число близоруких детей увеличивается с 4 до 40%.

Однако требования учебного процесса изменить невозможно да и бессмысленно. Остается только вооружиться необходимыми знаниями и следовать правилам, которые позволят ребенку быстро научиться читать и сохранить при этом хорошее зрение.

Близоруким родителям следует быть особенно внимательным к своим детям, так как именно они относятся к группе повышенного риска.

Для профилактики нарушений зрения у детей придерживайтесь следующих правил:

  • Рабочее место ребенка должно быть организовано с учетом всех необходимых требований к освещению и эргономике. В первую очередь ребенку должно быть удобно сидеть.
  • Нельзя заставлять ребенка читать очень долго, его возможности ограничены. Длительность одного “сеанса” чтения не должна превышать 8 минут. Хотя, конечно, для каждого ребенка это время определяется в зависимости от общего состояния его здоровья и сиюминутного самочувствия, от индивидуальных особенностей развития, созревания отдельных систем организма и, наконец, от уровня его способностей.
  • Компьютеры, интерактивные игрушки, мобильные телефоны – все эти блага цивилизации стали повседневными атрибутами жизни современных детей. Изменилась жизнь, изменилось информационное пространство.
  • Но по-прежнему проблема чтения – нечтения детей волнует специалистов и родителей. Об особенностях детского и семейного чтения размышляют педагоги, руководители детского чтения, писатели.

Литература по теме «Дети и книга»

  • Бережковская, Е. Как хорошо уметь читать! : о проблемах обучения дошкольников грамоте / Е. Бережковская // Дошкольное образование. Приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – Ноябрь (№ 22). – С. 5.

Размышления психолога о том, почему современные дети почти перестали читать, и какие психические функции дошкольников от этого страдают.

  • Гриценко, З. Своеобразие читательского становления / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 2. – С. 15–20. – (Наука – практике).

О роли книги в развитии человека говорят с давних пор, но только в Новое время (полтора века назад) эти разговоры стали касаться литературы, адресованной дошкольникам. Разрыв во времени объясняется тем, что ранее образ ребенка-дошкольника был связан со слушанием фольклорных произведений и устным общением с художественным текстом.

Угасание фольклора, развитие книжной индустрии, и возможности создавать книги с учетом особенностей возраста, привели к иному представлению о потребностях дошкольников.

Как воспитать в дошкольнике любовь к чтению? Каков круг чтения современного дошкольника? Размышлениями делится кандидат филологических наук З. Гриценко.

  • Елисеева, М. Б. Особенности восприятия книги ребенком раннего возраста / М. Б. Елисеева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 54–57.

Рассмотрены особенности детского восприятия.

Автор выделяет три типа детей по их способности воспринимать художественный текст и иллюстрации. Первый тип – «слуховые» дети, «аудиалы», второй тип – «визуалы». Третий – смешанный – совмещает в себе черты первого и второго.

Приводится список книг для детей от 1 года до 3 лет.

  • Павлова, Л. Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде? / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 91–93.

Что приобретает и что, возможно, теряет малыш, учась читать и писать в 2-3 года. Автор указывает, что нельзя заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных возможностей малыша.

Раннее чтение совсем не обязательно для маленького ребенка. Если малыш отвергает занятия, значит, ему еще рано заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Приучайте ребенка к труду!"

ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво,ярко,небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — нау...

Как приучить ребенка читать.

Книга способна воспитать разносторонне развитую личность. Дети, которые читают и которым читают, имеют богатое воображение, развитую речь, они любознательны и  легко сходятся с людьми. Так, как ж...

Как приучить ребенка читать.

Формируем детскую библиотеку....

Как приучить ребенка читать

Без регулярного чтения нет и не может быть гармонично развитой личности, не говоря уже о том, насколько важны навыки осознанного чтения для развития мышления, памяти и внимания....

Как приучить ребенка читать и научить его перессказывать

quot;Чтобы заинтересовать ребенка чтением придуманы сказки, рассказы, истории, тексты с картинками вместо слов. Для маленьких дошкольников будет интересно, когда вы читаете сказку, рассказ, историю, ...

Как приучит ребенка читать.

Консультация для родителей о том как приучить ребенка к чтению....