ООО ДО
рабочая программа на тему

Филина Мария Николаевна

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения

Самарской области

средней общеобразовательной школы с.Новокуровка

муниципального района Хворостянский

Самарской области

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novokurovka_-_oop_doo.zip273.78 КБ

Предварительный просмотр:

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Обязательная  часть

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Образовательная

область

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Социально-

коммуникативое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Групповые комнаты

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Самообслуживание
  • Трудовая деятельность
  • Самостоятельная творческая деятельность
  • Ознакомление с природой, труд в природе
  • Строительно-конструктивные игры
  • Театрализованная деятельность
  • Сенсорное развитие
  • Коммуникация
  • Формирование  целостной  картины  мира
  • Ознакомление с художественной литературой, художественно-прикладным, изобразительным творчеством
  • Развитие элементарных математических представлений и логики
  • Центр  двигательной  активности
  • Музыкально – художественная    деятельность
  • НОД по музыкальному воспитанию
  • Индивидуальная  работа
  • Тематические досуги
  • Развлечения
  • Театральные представления
  • Праздники и утренники
  • Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей
  • Спортивные досуги
  • Развлечения, праздники
  • Консультативная работа с родителями и воспитателями
  • Детская мебель для практической деятельности
  • Центр  изобразительного  творчества
  • Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа»
  • Природный уголок
  • Конструкторы различных видов
  • Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото
  • Развивающие игры по математике, логике
  • Различные виды театров
  • Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
  • Дидактические материалы по сенсорике, математике, коммуникации, обучению грамоте
  • Географическая карта мира, карта России
  • Муляжи овощей и фруктов
  • Календарь погоды
  • Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением  букв, цифр, животных, птиц, насекомых, обитателей морей и рек, рептилий
  • Магнитофон, аудиозаписи, компакт-диски
  • Музыкальные инструменты
  • Спортивный комплекс, предметы, оборудование для выполнения ОРУ, основных видов движений: платочки, мячи, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, мешочки с песком, скакалки, султанчики, бубен,
  • Библиотека методической литературы
  • Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала
  • Мультимедийная интердоска,
  • Разнообразные музыкальные инструменты для детей
  • Подборка дисков с музыкальными произведениями
  • Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания
  • Спортивное оборудование для общеразвивающих упражнений
  • Маты
  • Гимнастические стенки
  • Гимнастические скамейки
  • Волейбольные корзины, сетка
  • Нетрадиционное оборудование.

Спальное помещение

  • Дневной сон
  • Гимнастика после сна
  • Спальная мебель

Раздевальная комната

  • Информационно-просветительская работа с родителями
  • Информационное  поле
  • Выставки детского творчества
  • Наглядно-информационный материал для родителей
  • Детская мебель: шкафчики, скамьи

Методический кабинет

  • Осуществление методической помощи педагогам
  • Организация консультаций, семинаров, педагогических советов
  • Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития

  • Библиотека педагогической и методической литературы:

-педагогическая документация;

-контроль;

-материалы по взаимодействию с социумом;

-преемственность в работе ДОУ и школы;

-работа с родителями;

-сведения о педагогических кадрах;

-опыт работы педагогов;

-банк инноваций;

-перспективные планы;

-методические рекомендации по работе с детьми;

  • Библиотека периодических изданий;
  • Пособия для НОД;
  • Демонстрационный материал  для НОД  с детьми
  • Иллюстративный материал
  • Компьютер
  • Методический материал для дошкольников по разделам программы на электронных носителях

3.2. Материалы и оборудования  

Игровые материалы для сюжетной игры  

Тип материала

Наименование

Кол-во на группу

Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные (35-50 см)

1

Куклы средние (20-30 см)

1

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи

1

Набор солдатиков (среднего размера)

0

Фигурки – человечки (объемные, 10-15 см)

Белая шапочка

2

Плащ – накидка

0

Фуражка/бескозырка

Каска

0

Набор масок сказочных животных

8

Игрушки – предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной и средней)

1

Набор кухонной посуды (крупной и средней)

2

Миски (тазики)

3

Ведерки

5

Молоток (пластмассовый)

Набор овощей и фруктов (объемные – муляжи)

1

Комплект кукольных постельных принадлежностей

2

Утюг

2

Грузовик (крупный  пластмассовый)

1

Автомобили с открытом верхом, крупные

Автомобили с открытом верхом, средних размеров

Кукольные коляски (складные)

Конь качалка

Набор медицинских принадлежностей

1

Телефон

Весы

1

Сумки, корзинки

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол

Кукольная кровать

2

Кукольный диванчик

1

Шкафчик для кукольного белья

Кухонная плита

1

Набор мебели для кукол среднего размера

Полифункциональные материалы

Крупный строительный набор

Ящик с мелкими предметами – заместителями

Куски ткани (1 х 1 м)

4

Материалы для игры с правилами

Тип материала

Наименование

Кол-во на группу

Для игр на ловкость

Желоб для прокатывания шаров и тележек

0

Мячи (разного размера)

8

Кегли (набор)

1

Настольные игры:

«Поймай рыбку»

«Прокати шарик через воротца»

«Загони шарик в лунку»

Продуктивная деятельность

Материалы для изобразительной деятельности  

Тип материала

Наименование

Кол-во на группу

Для рисования

Набор цветных карандашей (12 цветов)

На каждого ребенка

Набор фломастеров (12 цветов)

На каждого ребенка

Гуашь (12 цветов)

На каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи №№10-14)

Емкость для промывания ворса кисти от краски

По одной на двоих детей

Салфетки бумажные, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм

На каждого ребенка

Подставка для кисти

На каждого ребенка

Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения

Для лепки

Пластилин

На каждого ребенка

Доски, 20х20 см

На каждого ребенка

Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие

Салфетки, для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач

Щетинные кисти для клея

Пластины, на котором дети кладут фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

Розетки (баночки) для клея

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги

На каждого ребенка

Материалы для конструирования

Тип материала

Наименование

Кол-во на группу

Строительный материал

Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, короткие и длинные пластины)

1

Набор игрушек (транспорт т строительные машины, фигурки животных, людей и т.п)

Конструкторы

Конструкторы, позволяющие детям проявить свое творчество

2-3 на группу

Плоскостные конструкторы

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

Познавательно-исследовательская деятельность

Тип материала

Наименование

Кол-во на группу

Объекты для исследования в действии

Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета

1

Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами (из 5-7 элементов)

Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы)

Матрешки (из 5-7 элементов)

1

Доски – вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части)

-

Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета)

5

Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов)

Набор объемных геометрических тел

Набор плоскостных геометрических форм

4

Мозаика разных форм и цвета, крупная

3

Панно с разнообразными застежками и съемными элементами

0

«Чудесный мешочек» с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов)

Игрушки – головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов)

Разноцветная юла (волчок)

0

Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, молоточки, трещотки и др.)

По 1 каждого наименования

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкость одинакового и разного объема и разной формы, предметы-орудия для переливания

1

Образно-символический материал

Набор картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода

Имеются ,но не по каждой тематике

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине)

2-3 разные

Наборы парных картинок (та же тематика)

Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика

1

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей)

Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)

Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)

1        

Оборудования для физкультурного зала

Тип оборудования

Наименование

Размер, масса

Кол-во на группу

Для ходьбы, бега и равновесия

Доска с ребристой поверхностью

Длина 200 см, ширина 20 см, высота 4 см

0

Бревно гимнастическое напольное

Длина 240 см ширина верхней поверхности 10 см, высота 15 см

1

Скамейка гимнастическая

Длина 200-300 см, ширина 24 см, высота 25,30,40 см

1

Коврик, дорожки массажные, со следочками

0

Обруч большой

Диаметр 95-100 см

Для прыжков

Обруч малый

Диаметр 50-55 см

2

Шнур короткий

Длина 75 см

Шнур длинный

Длина 150 см, диаметр 2 см

Скакалка короткая

Длина 120-150 см

5

Дорожка – мат

Длина 180 см

1

Для катания, бросания, ловли

Кегли (набор)

6

Кольцеброс (набор)

Мяч резиновый

Диаметр 10 см

10

Шар цветной (фибропластиковый)

Диаметр 20-25 см

Мишень навесная

Длина 60 см, ширина 60 см, толщина 1,5 см

Мяч для массажа

Диаметр 6-7 см,10 см

1

Для ползанья и лазанья

Дуга большая

Высота 50 см, ширина 50 см

4

Дуга малая

Высота 30-40 см, ширина 50 см

Канат с узлами

Длина 230 см, диаметр 2,6 см, расстояние между узлами 38 см

Для общеразвивающих упражнений

Колечко резиновое

Диаметр 5-6 см

0

Лента цветная (короткая)

Длина 50 см

10

Обруч плоский

Диаметр 40 см

0

Палка гимнастическая короткая

Длина 75-80 см

20

Флажок

10

Мешочек с грузом малый

Масса 150-200 г

10

Мешочек с грузом большой

Масса 400 г

10

Мяч для мини-баскетбола

Масса 0,5 кг

0

Гантели детские

0


3.3.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

Программы,

технологии и пособия по образовательной области «Физическое развитие»

  • Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.
  • Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2004.
  • Физическая культура в младшей группе детского сада /  Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
  • Физическая культура в средней  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
  • Физическая культура в старшей  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
  • Физическая культура в подготовительной  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
  • Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2000.

Программы,

технологии и пособия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Элементы программ:

  •  «Юный эколог» // Николаева С.Н.   В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  • Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / Р.С.Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  • Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. / Под редакцией Р.С. Буре. –  М.: Просвещение,1987.
  • Воспитание дошкольника в труде.  / Под  ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение,  1974, 1980, 1983.
  • Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л.В.Куцакова. – М.: Владос, 2003.
  • Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.
  • Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О.В.Дыбина. –М: Сфера, 2001.
  • Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992.

Программы,

технологии и пособия по образовательной области «Речевое развитие».

  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  • Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.
  • Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.
  • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998.
  • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010.
  • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010.
  • Изучаем русский язык. Методическое пособие. С.М.Гаффарова, Д.С.Гарипова, Р.Ф.Нигматуллина. 2011, 2012.

Программы,

технологии и пособия по образовательной области «Познавательное развитие»

  • Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Новикова В.П. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Новикова В.П. Математика в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Новикова В.П., Тихонова Л.И. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2008.

Программы,

технологии и пособия пособий по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

  • Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой (ООО «Карапуз - дидактика», 2007 г)
  • Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Пед. общество России, 2002.
  • Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007
  • Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. –М., 2007.
  • Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.  – («Росинка»).

РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        2015 – 2016 учебный год        

Дни недели

Разновозрастная группа с 2 до 4 лет

Разновозрастная группа с 5 до 7 лет

Подгруппа детей раннего возраста 2-3 года (Чагра)

Подгруппа детей 3-4 года

(Новокуровка)

Подгруппа детей 4-5 лет

(Елань, М-Лебяжье)

Подгруппа детей 6-7 лет

(Новокуровка, Чагра)

Понедельник

9.10 – 9.20  Познавательно-исследовательская деятельность (озн. с окр. миром)

9.30 – 9.40  Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

9.10 – 9.25  Познавательно-исследовательская деятельность (озн. с окр. миром)

9.35 – 9.50  Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

9.10 – 9.30  Познавательно-исследовательская деятельность (озн. с окр. миром)

9.40 – 10.00  Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

        

9.10 – 9.40 Познавательно-исследовательская деятельность (озн. с окр. миром)

9.50 – 10.20 Художественно-эстетическая  деятельность (конструирование)

10.30 – 11.00 Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

Вторник

9.10 – 9.20  Изобразительная деятельность (Лепка)

 9.30 – 9.40 Музыкальная деятельность

9.10 – 9.25 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация)

 9.35 – 9.50 Музыкальная деятельность

9.10 – 9.30 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация)

9.40 – 10.00  Музыкальная деятельность

        

9.10 – 9.40 Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)

9.50 – 10.20 Изобразительная деятельность  (лепка/аппликация)

10.30 – 11.00 Музыкальная деятельность

Среда

9.10 – 9.20 Коммуникативная деятельность (Развитие речи)

9.30 – 9.40 Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

9.10 – 9.25 Коммуникативная деятельность (Развитие речи)

9.35 – 9.50 Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

9.10 – 9.30 Коммуникативная деятельность (Развитие речи)

9.40 – 10.00  Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

9.10–9.40Коммуникативная деятельность (Развитие речи)

        

9.50 – 10.20 Изобразительная  деятельность

10.30 – 11.00 Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

Четверг

9.10 – 9.20 Изобразительная деятельность

9.30 – 9.40 Музыкальная деятельность

9.10 – 9.25 Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)

9.35 – 9.50 Музыкальная деятельность

9.10 – 9.30 Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)

9.40 – 10.00 Музыкальная деятельность

9.10 – 9.40 Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)

9.50 – 10.20 Музыкальная деятельность

Пятница

9.10 – 9.20 Коммуникативная деятельность (Развитие речи)

9.30 – 9.40 Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

9.10 – 9.25 Изобразительная деятельность

9.35 – 9.50 Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

9.10 – 9.30  Изобразительная деятельность

9.40 – 10.00 Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

9.10 – 9.40 Коммуникативная деятельность (Развитие речи)

9.50 – 10.20 Изобразительная деятельность

10.30 – 11.00 Двигательная деятельность (занятие по физическому развитию)

«УТВЕРЖДАЮ» 

Директор ГБОУ СОШ с.Новокуровка

_____________ /В.Е.Гниломедова/

                                 от " 1" сентября  2015 г.    

Учебный план

  непосредственно - образовательной деятельности для групп общеразвивающей направленности

структурных подразделений государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Новокуровка муниципального района Хворостянский Самарской области, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования

 Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014г.  

 на 2015-2016 учебный год

ОБЛАСТЬ

вторая группа раннего возраста

(Чагринский филиал)

младшая группа

(СП с.Новокуровка)

средняя группа

(СП Еланского филиала, СП Михайло-Лебяжского филиала)

подготовительная группа

(Чагринский филиал, СП с.Новокуровка)

нед.

мес.

год

нед.

мес.

год

нед.

мес.

год

нед.

мес.

год

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с миром природы

Познавательно-исследовательская деятельность

 

ФЭМП (сенсорика)

 

0,25

 

0,25

 

     0,5

 

1

 

1

 

2

 

9

 

9

 

18

 

0,5

 

0,5

 

1

 

2

 

2

 

4

 

18

 

18

 

36

 

1

 

0

 

1

 

4

 

2

 

4

 

36

 

18

 

36

 

1

 

1

 

2

 

4

 

4

 

8

 

36

 

36

 

72

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно-игровой деятельности, в семье

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие речи

 

2

 

8

 

72

 

1

 

4

 

36

 

1

 

4

 

36

 

2

 

4

 

36

Чтение художественной    литературы

 ежедневно в режиме   дня

ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Музыка

Рисование

Лепка

Аппликация

1

1

0

4

4

0

72 

36

36

0

 2

1

0,5

0,5

4

2

2

72 

36

18

18

1

05

0,5

4

4

2

72 

36

36

18

2

0,5

0,5

 8

8

2

2

72 

72

18

18

ФИЗИЧЕСКОЕ     РАЗВИТИЕ

Физическая культура

 

2+1

 

12

 

108

 

2+1

 

12

 

108

 

2+1

 

12

 

108

 

2+1

 

12

 

108

Объем нагрузки

10

40

360

10

40

360

10

44

396

14

56

504

Занятия по дополни-

тельному образованию (кружки)

1

4

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пояснительная записка к базисному учебному плану на 2015-2016 уч.г.

Нормативная база организации образовательного процесса:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «17» октября 2013г. № 1155 Федеральное государственное образовательный стандарт дошкольного образования.
  •  Законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273- ФЗ « Об образовании Российской Федерации»  
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ»  от 15.05.2013.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией  В.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2014г).

Содержание образовательного процесса представлено следующими направлениями развития и образования детей:

·        Социально-коммуникативное развитие;

·        Познавательное развитие;

·        Речевое развитие,                                                                                                                                                         

·        Художественно-эстетическое развитие;

·        Социально-личностное;
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется учреждением на базе комплексной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., «Мозаика- Синтез», 2014г., парциально используя программы:

• Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой М. «Детство -Пресс» 2002г.
• Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой М.: «Карапуз- Дидактика» 2009г.
В соответствии с базовой программой воспитатель может интегрировать содержание различных видов образовательной деятельности в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания.
В СП ГБОУ СОШ с.Новокуровка функционирует 5 групп:

-вторая группа раннего возраста;

-1 группа для детей младшего возраста;

-2 группы для детей среднего возраста;

-2 группы для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание образовательного процесса в ДОУ выстроено в соответствии с ФГОС дошкольного образования (Приказ №1155 от 17.10.2013 г.),  Уставом  ГБОУ СОШ с.Новокуровка, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «О рождения до школы»,  /под ред. Н.Е.Вераксы,  Васильевой М.А., Комаровой Т.С., 2014 г.

          Педагоги дошкольного учреждения выстраивают целостность педагогического процесса в соответствии с Образовательной программой  ДОУ,  которая обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

    Образовательный процесс в ДОУ строится на принципах интеграции образовательных областей  и интеграции восьми видов детской деятельности(двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально - художественной, чтении художественной литературы)

 Образовательная программа детского сада реализуется в организованных и самостоятельных формах обучении и включает время, отведенное на:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание новой модели  тематического планирования.

Разработано комплексно – тематическое планирование на учебный год, которое охватывает все сферы познавательного развития, ознакомления  детей с окружающей действительностью. По содержанию комплексно-тематическое планирование в младших группах отличается от комплексно-тематического планирования в старших группах.

Принцип комплексно-тематического планирования в  младших и старших группах.

 Тема недели - единая для всех групп, при этом соблюдается  принцип возрастной адресности: одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Воспитатель подбирает методы организации воспитательно-образовательного процесса, соответствующие возрастным особенностям воспитанников. Тема недели первоначально рассматривается в процессе НОД по социальному  развитию. Все остальные, сопутствующая образовательная деятельность: развитие речи, развитие элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструктивная деятельность, рисование,  продолжают предложенную тему.  В тематическом планировании предусматриваются различные  формы работы с детьми в занимательном деле, свободной игре, индивидуальной работе с детьми, в режимных моментах. В занимательном деле происходит организованное образование детей через 8 видов детской деятельности. Тема занимательного дела  органически сочетается с деятельностью детей вне НОД. Знания и опыт, приобретенные в занимательном деле, становятся содержанием самостоятельных игр, коммуникативного общения, музыкально-художественной и познавательно-исследовательской детской деятельности.

     Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Ведущим видом детской деятельности является игра. Развивающая среда ДОУ способствует опосредованному развитию детей.

Обязательная часть реализуется через НОД, согласно примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «О рождения до школы»,  /под ред. Н.Е.Вераксы, Васильевой М.А., Комаровой Т.С., 2014 г.

     Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию дополнительных образовательных услуг (кружковую работу). Исходя из запросов родителей и с целью развития способностей детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в ДОУ организованы кружки.

Название кружка

группа

День недели

Продолжительность

кружка

Руководитель кружка

1

«Лесовичок» - работа с природным материалом

Подготовительная к школе группа

среда

25 мин

Казакова Г.А.

Бондаренко Н.Н.

2

«Макаронная фантазия»

Подготовительная к школе группа

вторник

25 мин

Головина И.Г.

Исмакова Т.А.

При этом, учитывая требование СанПин по максимальной недельной нагрузке, каждый ребенок на выбор  может посещать  не более 1 кружка

Длительность НОД соответствует времени, указанному в Типовом  положении, Уставе МБДОУ, СанПиН  2.4.1.3049-13

-во второй группе раннего возраста- 10 мин.

- в  младших группах (3-4 года)   -  не более 15 мин;

- в средней группе (4-5 лет)  - не более 20 мин;

- в старшей группе (5-6 лет) – не более 25 мин;

- в подготовительной группе (6-7 лет)  - не более 30 мин.

 В  младших группах НОД проводится в первую половину дня (физическая культура, рисование, лепка, конструирование и др.) и  фронтально (музыка, чтение, беседы, театр). Количество занимательных дел в первой половине дня  во второй группе раннего возраста, младшей и средней группах не  превышает двух НОД, а в старшей и подготовительной - трех.  Перерывы между НОД делами не менее 10 мин. В середине НОД дела проводятся физминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная  и пальчиковая гимнастики. Для профилактики утомляемости детей занимательные дела познавательного характера сочетаются с физкультурой и музыкой.  

       В ДОУ предусмотрены занятия с использованием компьютеров. Частично используется показ мультфильмов, детских познавательных передач по телевизору или через мультимедиапроектор. Санитарные требования Роспотребнадзора к просмотру телепередач соблюдаются.

     Результат освоения воспитанниками содержания общеобразовательной программы ДОУ проводится через мониторинг планируемых результатов освоения программы (целевые ориентиры) развития детей.



3.4.Распорядок и режим дня

«Утверждаю»

                                                                         Директор ГБОУ СОШ с. Новокуровка

                                                                                                        __________________ / В.Е. Гниломедова/

                                           

Чагринский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы с. Новокуровка

муниципального района Хворостянский Самарской области,

реализующий общеобразовательную  программу дошкольного образования

Режим дня в дошкольном учреждении

Средняя  группа (разновозрастная)

Мероприятия

Время

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30 – 7.30

В дошкольном учреждении

1

Прием, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика.

7.30 – 8.25

2

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.25 – 8.55

3

Игры, самостоятельная деятельность

8.55 – 9.10

3

Непосредственно образовательная деятельность

9.10 – 10.00

4

Игры, подготовка к прогулке,

прогулка (наблюдения, игры с выносным материалом, индивидуальная работа, подвижная игра.).

10.00 – 12.10

5

Возвращение с прогулки, игры.

12.10 – 12.30

6

Подготовка к обеду, обед.

12.30 – 13.00

7

Подготовка ко сну, дневной сон.

13.00 – 15.00

8

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.

15.00 – 15.25

9

 Подготовка к полднику, полдник.

15.25 – 15 50

10

Игры, самостоятельная деятельность детей.

15.50 – 16.15

11

Чтение художественной литературы

16.15 – 16.30

12

Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой

16.30– 17.30

Дома

Ужин

18.15 – 18.45

Прогулка

18.45 – 19.45

Спокойные игры, гигиенические процедуры.

19.45– 20.40

Укладывание, ночной сон

20.40 – 6.30 (7.30 )

                                                                                                                              «Утверждаю»

                                                                         Директор ГБОУ СОШ с. Новокуровка

                                                                                                       _______________   /В.Е. Гниломедова/

                                                               

М – Лебяжский  филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы с. Новокуровка

муниципального района Хворостянский Самарской области,

реализующий общеобразовательную  программу дошкольного образования

Режим дня в дошкольном учреждении

Подготовительная к школе группа (разновозрастная)

Мероприятия

Время

Дома

Подъем, утренний туалет.

6.30 – 7.30

В дошкольном учреждении

1

Прием, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика.

7.30 – 8.30

2

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.30 – 8.50

3

Игры, самостоятельная деятельность

8.50 – 9.00

4

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 – 10.50

5

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры с выносным материалом, индивидуальная работа, подвижные игры).

10.50 – 12.35

6

Возвращение с прогулки, игры.

12.35– 12.45

7

Подготовка к обеду, обед.

12.45– 13.15

8

Подготовка ко сну, дневной сон.

13.15 – 15.00

9

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.

15.00 – 15.25

10

 Подготовка к полднику, полдник.

15.25 – 15.40

11

Игры, самостоятельная деятельность детей.

15.40 – 16.20

12

Чтение художественной литературы

16.20 – 16.40

13

Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой

16.40 – 17.30

Дома

Ужин

18.30 - 19.00

Прогулка

19.00 – 20.15

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры.

20.15 – 20.45

Ночной сон

20.45 – 6.30 (7.30)

                                                                       

                                                                                                     «Утверждаю»

                                                                Директор ГБОУ СОШ с. Новокуровка

                                                                                                        ________________  /В.Е. Гниломедова/

                                             

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Новокуровка

муниципального района Хворостянский Самарской области

(структурное подразделение, реализующее  общеобразовательную

программу дошкольного образования)

Режим дня в дошкольном учреждении.

Подготовительная к школе группа (разновозрастная)

Мероприятия

Время

Дома

Подъем, утренний туалет.

6.30 – 7.30

В дошкольном учреждении

1

Прием, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика.

7.30 – 8.30

2

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.30 – 8.50

3

Игры, самостоятельная деятельность

8.50 – 9.00

4

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 – 10.50

5

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры с выносным материалом, индивидуальная работа, подвижные игры).

10.50 – 12.35

6

Возвращение с прогулки, игры.

12.35– 12.45

7

Подготовка к обеду, обед.

12.45– 13.15

8

Подготовка ко сну, дневной сон.

13.15 – 15.00

9

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.

15.00 – 15.25

10

 Подготовка к полднику, полдник.

15.25 – 15.40

11

Игры, самостоятельная деятельность детей.

15.40 – 16.20

12

Чтение художественной литературы

16.20 – 16.40

13

Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой

16.40 – 17.30

Дома

Ужин

18.30 – 19.00

Прогулка

19.00 – 20.15

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры.

20.15 – 20.45

Ночной сон

20.45 – 6.30 (7.30)

                                                                       

                                                                           «Утверждаю»

                                                                         Директор ГБОУ СОШ с. Новокуровка

                                                                                    ________________/ В.Е. Гниломедова/

                                               

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новокуровка

муниципального района Хворостянский Самарской области

(структурное подразделение,  реализующее общеобразовательную

программу дошкольного образования)

Режим дня в дошкольном учреждении

Вторая младшая группа (разновозрастная)

Мероприятия

Время

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30 – 7.30

В дошкольном учреждении

1

Прием, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика.

7.00 – 8.20

2

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.20 – 9.00

3

Непосредственно образовательная деятельность

9.00-10.00

4

Игры, подготовка к прогулке,

прогулка (наблюдения, игры с выносным материалом, индивидуальная работа, подвижная игра.).

10.00 – 12.00

5

Возвращение с прогулки, игры.

12.00 – 12.20

6

Подготовка к обеду, обед.

12.20 – 12.50

7

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.50 – 15.00

8

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.

15.00 – 15.25

9

 Подготовка к полднику, полдник.

15.25 – 15. 50

10

Игры, самостоятельная деятельность детей.

15.40 – 16.20

11

Чтение художественной литературы

16.20 – 16.35

12

Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой

16.35– 17.30

Дома

Ужин

18.15 – 18.45

Прогулка

18.45– 19.45

Спокойные игры, гигиенические процедуры.

19.45– 20.30

Укладывание, ночной сон

20.30 – 6.30 (7.30 )


                                                                                                        

                «Утверждаю»

                                                                         Директор ГБОУ СОШ с. Новокуровка

                                                                                    _________________ /В.Е. Гниломедова/

                                               

Еланский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы с. Новокуровка

муниципального района Хворостянский Самарской области,

реализующий общеобразовательную  программу дошкольного образования

Режим дня в дошкольном учреждении

Старшая  группа

Мероприятия

Время

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30 – 7.30

В дошкольном учреждении

1

Прием, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика.

7.30 – 8.30

2

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.55 – 9.15

3

Непосредственно образовательная деятельность

9.15-10.15

4

Игры, подготовка к прогулке,

прогулка (наблюдения, игры с выносным материалом, индивидуальная работа, подвижная игра.).

10.15 – 12.25

5

Возвращение с прогулки, игры.

12.25 – 12.40

6

Подготовка к обеду, обед.

12.40 – 13.10

7

Подготовка ко сну, дневной сон.

13.10 – 15.00

8

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.

15.00 – 15.25

9

 Подготовка к полднику, полдник.

15.25 – 15. 40

10

Игры, самостоятельная деятельность детей.

15.40 – 16.20

11

Чтение художественной литературы

16.20 – 16.40

12

Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой

16.40– 17.30

Дома

Ужин

18.20 – 18.45

Прогулка

18.45– 19.45

Спокойные игры, гигиенические процедуры.

19.45– 20.45

Укладывание, ночной сон

20.45 – 6.30 (7.30 )

3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Задача воспитателя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Для организации традиционных событий эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т.п., общественно-политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.)

Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно – как «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День лесных обитателей». В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль, снаряжение, готовят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете и пр. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.

Во второй половине дня не более двух раз в неделю проводятся дополнительные занятия по выбору дошкольного учреждения: компьютерные игры, иностранный язык, ритмика и т.п. В это время планируются также тематические вечера досуга, занятия в кружках, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем.

Для работы с детьми 2-3 лет эффективно сюжетно-тематическое е планирование образовательного процесса. В этом случае образовательный процесс строится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих в рамках темы на некоторый отрезок времени «сюжет» и содержание детской жизни. Например, в гости к детям приходит из леса Мишка-Топтыжка или приезжает из цирка веселая обезьянка. Они в течение недели становятся инициаторами интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров. Игровые персонажи учат детей правильно общаться, показывают новые способы действий с игрушками и другими предметами, участвуют в музыкальной и изобразительной деятельности, помогают малышам проявлять заботу и внимание к близким и пр.

В планировании работы учитываются принципы сезонности, по-вторяемости содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и активности детей.

В содержании планирования учитываются также доступные пониманию детей праздники, такие как Новый год, день рождения и т.п. Например, в декабре планируются образовательные ситуации и занятия, отражающие предновогоднее время, тема «Мы встречаем Новый год»:

Ситуация-инсценировка «Здравствуй, Дедушка Мороз» - диалог с Дедом Морозом, рассматривание подарков и группировка их по цвету и форме (направления - окружающий мир: предметы и люди; первые шаги в математику).

Ситуация «Какие мы нарядные сегодня» (направления - окружающий мир: люди; развитие речи).

На музыкальных и физкультурных занятиях предусматривается включение игровых образов, связанных с предстоящим праздником (музыкальные игры, песенки, хороводы, подвижные игры и т.п.). Естественно, что в этот период происходит и знакомство детей с соответствующими новогодними стихами и сказками (направление - детская литература).

На прогулках воспитатель вовлекает детей в образные игры-имитации («Кружатся снежинки», «Веселые зайчата»), в эмоциональные моменты типа «Здравствуй, зимушка-зима», включающие любование красотой белого снега или катание кукол на саночках, в общие практические дела («Сделаем в снегу дорожку для Дедушки Мороза» и т.п.). В игровом уголке создается обстановка новогоднего праздника игрушек и семьи за праздничным столом (куклы).

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению их личного опыта, росту самостоятельности и давало каждому ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

3.6.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 

Основные характеристики развивающей предметной среды:

 разнообразие (наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами);

 доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребёнка), а также доступность по показателям возрастного развития;

 эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия) - среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребёнку проявить свои эмоции;  гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности (построение не 3ересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность – это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом);

 взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов из одной зоны в другую;

 удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст – возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребёнка необходимо, чтобы он, имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять её самыми разнообразными способами

Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего возраста рассматривается как комплекс эргономических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Развивающее пространство для малышей 1,5-3 лет в первую очередь должно быть безопасно. Необходимо обратить внимание на правильное расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских горок, больших игровых блоков), обеспечивающее детям и взрослым свободу передвижения по групповой комнате. Все оборудование, перегородки должны быть надежно зафиксированы, радиаторы закрыты защитными накладками. Мебель без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных материалов.

Безопасность предметно-развивающей среды обеспечивается и грамотным расположением игр и игрушек, в первую очередь они должны быть расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершению игры.

Для удобства и рациональности использования группового помещения рекомендуется зонирование его пространства. С этой целью можно использовать перегородки, специальные ячейки, ниши. Главное, чтобы каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточится на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

В помещении группы можно создать следующие зоны  предметно-развивающей среды:

• Физического развития;

• Сюжетных игр;

• Строительных игр;

• Игр с транспортом;

• Игр с природным материалом (песком водой);

• Творчества;

• Музыкальных занятий;

• Чтения и рассматривания иллюстраций;

• Релаксации (уголок отдыха и уединения).

Важно продумать разные способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога. Это могут быть коврики, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации.

Не лишним будет и уголок релаксации или уединения, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве, особенно после шумных и подвижных игр, чтобы избежать нервного перенапряжения.

Не стоит перенасыщать пространство, наоборот мобильные, мягкие и легкие модули позволят менять облик групповой комнаты и создавать возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности детей в различных видах движений.

При проектировании предметно-развивающего пространства в группах раннего возраста важно помнить о необходимости его динамичности. Выделенные зоны должны иметь возможность объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.

Насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада: гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов — коридоров и

творческих мастерских, компьютерного класса, участка.

Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Если позволяют условия учреждения, можно обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности.

Значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей.

Помещение группы детского сада — это явление не только архитектурное, имеющее определенные структурные и функциональные характеристики. Пространство, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие, в конечном счете, выступая как культурный феномен. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка. В группе создаются различные центры активности:

 «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

 «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

 «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

 «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

 «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:  

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

 Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

 Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

 Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

 Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Средняя подгруппа

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4 человека. Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят), необходимо подвесить мобили, колокольчики, погремушки или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети 5-го года жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздники, мо-ряки, цирк, путешествие на дачу...

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.), лучше не очень крупных размеров — чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на стопе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр.; все это найдет применение в игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Можно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора, и пр. Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. Можно использовать легкие раскладные ширмы (1-2 на группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать про-стейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами.

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», паззл из 12 - 24 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Примерно 15% игр предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к нему примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. Также надо показать детям способы фиксации процесса и результата экспериментов, внести бумагу и ручку для самостоятельных зарисовок. Это будет способствовать развитию исследовательских умений, планирования, целеполагания.

В среде группы активно используется знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно все графически, а не только словами. Например, вместе с детьми определяют последовательность деятельностей в течение дня в детском саду, придумайте, как ее обозначить. Чтобы ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, создают схему, на которой обозначьте детский сад, улицы и дома, в которых  живут дети группы. Обозначают маршруты, которыми идут дети в детский сад, вписывают названия улиц, размещают другие здания, которые есть в округе.

В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности, надо приобрести в группу технические средства (проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон). Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради. Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно в группе найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою поделку, работу, украсить ею помещение.

Старший дошкольный возраст

При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.

Пространство группы желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые микро пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой цели также подойдут небольшие ширмы,  деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе должна быть коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Желательно включить альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие материалы.

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций клас-сификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чере-дование и др.

Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры  («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Организация самостоятельной повседневной трудовой деятельности диктует необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами.

При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Если позволяют условия в детском саду, желательно для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами.

Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов необходимо включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.).

Следует помнить, что позвоночник ребенка 5-7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания). Воспитатель поддерживает попытки ребенка в правильной организации собственной деятельности, учит элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов.

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде класса.

Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни. План фиксируется разными способами записывается воспитателем, обозначается знаками, картинками). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Это легко сделать с помощью скотча, или закрепив на стене кусок белых обоев (на которых и вести записи), по мере необходимости обои прокручивать до чистого места.

Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима,  парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение, Петровская ассамблея).

В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно, «-» так поступать нежелательно). Предлагаются игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций». Для него нужна основа (подкладка) и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот.

Часть, формируемая  участниками  образовательных отношений

Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

  • И. А. ЛЫКОВА «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

4.Краткая презентация Программы

  Полное  наименование  учреждения:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с.Новокуровка муниципального района Хворостянский Самарской области

(Сокращенное наименование: ГБОУ СОШ с. Новокуровка.)

Имеет структурные подразделения:

  • структурное подразделение ( детский сад) ГБОУ СОШ с.Новокуровка
  • структурное подразделение (детский сад) Еланского филиала ГБОУ СОШ с.Новокуровка
  • структурное подразделение (детский сад) Михайло-Лебяжского филиала ГБОУ СОШ с.Новокуровка
  • Чагринский филиал ( детский сад) ГБОУ СОШ с.Новокуровка

В 2015-2016 уч.году в СП ГБОУ СОШ с.Новокуровка функционирует 5 групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами 

  • Разновозрастная группа (средняя) –СП  Еланского филиала
  • Разновозрастная группа (вторая младшая)  – СП с.Новокуровка
  •  Разновозрастная группа (подготовительная) – Чагринский филиал
  • Разновозрастная группа (подготовительная) - СП с.Новокуровка
  • Разновозрастная группа (средняя) –СП  М-Лебяжского филиала

Место нахождения учреждения:

445586, Российская Федерация, Самарская область, муниципальный район Хворостянский, с. Новокуровка, ул. Советская, д. 62

 Образовательная программа дошкольного  образования  разработана на  основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации , с учетом Конвенции ООН о правах ребенка:

-с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377);

-СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")(Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013-№ 26;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", зарегистрированным  в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

 Целью Программы является  развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических  и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также  развитие предпосылок учебной деятельности.

 Предметом регулирования Программы являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования

 Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

 Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей  дошкольного  возраста  от  1,5 лет до  7  лет.

 Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

 Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

 Программа направлена на :

-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

-на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

  В  Программе учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

 Программа разрабатывается и утверждается ГБОУ СОШ с.Новокуровка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие

  Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

  Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

  Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие

 детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

 В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

 Образовательная программа реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения. Систематическое обучение осуществляется  при  непосредственно  образовательной  деятельности (НОД).

 Объем обязательной части Программы составляет не  менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

 Программа включает три основных раздела, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений:

- целевой,

- содержательный,

- организационный.

 Режим работы СП ГБОУ СОШ с.Новокуровка:

- пятидневная рабочая неделя;

- длительность работы 10 часов;

- ежедневный график работы с 7.30 до 17.30 часов;

- выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни.

 Режим работы изменяется на летний оздоровительный период.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

  Взаимоотношения между СП ГБОУ СОШ с.Новокуровка и родителями (законными представителями) детей регулируются договором между ними, предметом которого являются оказание образовательной организацией Воспитаннику образовательных услуг в рамках реализации образовательной программы  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС  ДО), содержание Воспитанника в образовательной организации, присмотр и уход за Воспитанником.