Конскультации
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Кочнева Марина Сергеевна

Три консультации для родителей имеющих детей с ОВЗ:

1)Развитие связной речи детей. 

2)Нужно ли переучивать ребёнка – левшу?

3)Нужно ли выполнять домашнее задание учителя-логопеда?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit.sobr_._konsult._levshi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

            Центр развития ребенка детский сад № 23                                                                                                                                            

                      Красносельского района

Консультация для родителей на тему:

                    « Развитие связной речи детей».

                                                             

                                                               Подготовила и провела

                                                     учитель-логопед

                                                 Кочнева М.С.

г. Санкт-Петербург                                                                                    

 2015 год

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Ребенок рождается с готовым аппаратом, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием нервной системы и центра речи, но и ряда других причин:

  1. новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
  2. у него нет содержания для речи, ему надо его накопить;
  3. ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
  4. речь связана с проявлениями  мышления и обусловлена ими;
  5. язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденными и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.

Пример Маугли.

С первых дней своей жизни ребенок становится на путь упражнения своего голосового аппарата. Между ним и матерью или другим обслуживающим лицом устанавливается внутренняя душевная связь, оказывающая огромное влияние на развитие его языка. Развитие речи  возможно только в том случае, если ребенок обслуживается индивидуально. Младенец способен воспринимать улыбку, жест, слово, только к нему лично обращенные. Только на них он реагирует соответствующим оживлением, улыбкой, звуком.

Интересы жизни детей требуют фона тишины. Среди непрекращающегося шума, который часто царит в многолюдных детских учреждениях, звуки не дифференцируются, ребенок не слышит ни самого себя, ни слов взрослого, которые не доходят до его сознания.

Развитие дара слова связано  с непрерывным усвоением структуры языка. Формы речи, все ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми находятся в общении. Влияние на язык ребенка речевой среды огромно (пример грамотной, правильной речи).

Дети начинают понимать речь, когда они еще не говорят. Запас пассивных слов количественно превосходит запас активных в течении всей жизни человека  

Первичный словарь ребенка к году: 8-10 слов.                                                          К 2 годам: 200слов ( в 20 раз!). Это примерно: 100 существительных, 50 глаголов (важно в формировании фразы), 20 прилагательных.                          К 2,5годам: словарь наречий, модальные слова (нельзя, можно, нужно, еще, очень), усеченные прилагательные ( красиво, плохо, хорошо, легко, тяжело) – 10-15 слов. Служебные слова: в, на, и.

К 3 годам: 500 слов. Использует развернутую распространенную фразу.

К 5 годам: 2500-3000 слов (все части речи).

Едва ребенок начинает говорить, как настойчиво требует, чтобы его слушали, чтобы с ним разговаривали. Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше.

Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать развитию речи и, напротив, могут тормозить. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершаются: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память стишок. Ребенку предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи прогрессирующим общим развитием.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры  речи.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Диалогическая – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения.

 Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования.

Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы). Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, в согласовании слов.  Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух – трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Это основа формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще не совершенна.

В младшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом. Рассказ сравнительно с пересказом – более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения.

В средней группе детей обучают составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого.

 У детей старшего дошкольного возраста развивается умение оценивать высказывания и ответы детей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему, составит рассказ из личного опыта. В подготовительной группе добавляется творческое рассказывание детей.

Диалогическая речь: диалоги, инсценировки, драматизации.  

     

«Нужно ли переучивать ребёнка – левшу?»

Консультация для родителей.

До трёх лет для детей не имеет значения, какой рукой пользоваться: они могут брать предметы, как в правую руку, так и в левую. Это нормально! Говорить о сформировавшимся «предпочтении» можно в пятилетнем возрасте.

Как считают специалисты, настаивать не нужно – пусть ребёнок сделает выбор САМ. Ни в коем случае не надо насильно вкладывать в правую руку предметы.

«Леворукость» - это решение мозга, а не прихоть ребёнка! Помните об этом. Дело в том, что все парные органы неравнозначны в своих функциях. Признайтесь себе, вы сильно переживаете, если ваша левая нога толчковая? Конечно, нет. И по этому поводу мы не обращаемся к врачу.

Если ваше отношение к данному факту будут спокойным и рациональным, то и ребёнок не будет считать себя, не таким как все. ПОМНИТЕ! Малыш воспринимает мир через родительское отношение и мнение! Для него важно ВАШЕ отношение к нему, к его поступкам. Он хочет вашей безусловной любви и признательности.

Постарайтесь его понять – наш праворукий мир трудно воспринимается левшами. Им приходиться привыкать с трудом, многое им создаёт неудобства. Зато это – без сомнения творческие люди, иначе воспринимающие мир.

Кстати:

В  Санкт – Петербурге, одном из немногих городов России, продаются товары для левшей: прописи, канцтовары.

Автор-составитель: учитель-логопед Кочнева М.С.

Нужно ли выполнять домашнее задание учителя-логопеда?

Подготовила учитель-логопед Кочнева М.С.

Написали мне в тетради трудное задание. Папа с мамою сказали: - Что за наказание (частушка о выполнении логопедического задания детьми).

Успех коррекционного обучения детей с ОНР во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.

Выполнение ежедневного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований.

Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша, подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так  что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели логогруппы во время проведения ежедневной непосредственно организованной деятельности, а также во второй половине дня, вне занятий в игровой форме, на прогулках в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

-артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

-задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.

-серия лексико-грамматических заданий направлена на обогощение пассивного словаря, а главное стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов; подбор родственных. Обобщающих и уточняющих слов.

-задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространенных предложений с предлогом и без (по схеме); это рассказы описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине  с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей, заучивание подобранных для ребенка стихов.

-задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контору, дорисовывание элементов, штриховка в  различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликация, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

-задания на закрепления навыков грамоты и чтения; прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объема текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

Автор – составитель: учитель-логопед М.С.Кочнева

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конскультация для родителей СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, ...

Конскультация для родителей "Летние прогулки"

Предлагаем Вашему вниманию материал для работы с  родителями в летний период....