Консультация для родителей.
консультация (подготовительная группа) на тему

Кумицкая Людмила Владимировна

Как научить ребенка читать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей207.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное

образовательное учреждение  

Бутурлиновский детский сад № 3

Консультация для родителей

детей старшего дошкольного возраста на тему:

Как научить ребенка читать

                 

           

                                                                   

    Подготовила: воспитатель  Кумицкая Л.В.  

Дорогие родители, бабушки и дедушки!

Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения.as1330

  • Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточна развита. Если в речи имеются дефекты звукопроизношения, в первую очередь займитесь ее исправлением (обратитесь к логопеду).
  • Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита.

  • Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например рэ или сэ, тэ и т. д.

  • Имейте дома набор букв магнитной (разрезной) азбуки или кубики с написанными на них буквами.

  • Следите за тем, чтобы читаемое было доступно и понятно ребенку.

  • Уделяйте особое внимание игровой форме занятий, а также их продолжительности (15-20 минут). Не забывайте, насколько радостными и интересными они будут, во многом зависит его дальнейшее обучение. 

Учим гласные.

Обучение чтению нужно начинать со знакомства с гласными буквами. Учите ребенка читать букву

  • строчку: а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а

  • в столбик:

А

а

У

у

А

а

У

у

А

а

У

у 

А

а

У

у

Обращайте внимание ребенка, как открывается его рот при произношении того или иного звука. Изучая буквы можно использовать различные игровые приемы:

122

 

HEA006W

yabloko

DAN069W

1.Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова-названия картинок.

2.Поочередно сложив свои губы в немой артикуляции звуков а, о, у, попросите ребенка угадать, какую букву вы назвали. Затем попросите найти ее среди остальных букв.  

3.Предложите буквы а, у, о, м, с, положить на те картинки, в названиях которых имеются соответствующие звуки.

Учим согласные.

При обучении чтению согласных букв надо делать упор на запоминание звуков, а не букв. Например, при освоении буквы б нужно ребенка учить говорить /б/, а не /бэ/. Соответственно /г/, /т/, /с/, /к/,а не /гэ/, /тэ/, /сэ/, /кэ/.Так гораздо проще понять, почему, к примеру  /б/ и /а/ в слоге ба дают /ба/.Если же учить буквы, как они произносятся в алфавите, то переход от /бэ/и /а/к /ба/ не очень естественен.

   Итак:  б+а=ба /б/+/а/=/ба/     

Пугаться же того, что ваш ребенок не будет знать правильные (алфавитные) названия букв, не стоит. Через некоторое время, умея прилично читать, он без труда выучит требуемые имена букв.

Если ваш  ребенок плохо запоминает буквы, продолжайте их читать.

Почаще используйте игровые приемы: 

1. Предложите ребенку, закрыв глаза, ощупать магнитную (вырезанную из бархатной бумаги) букву и угадать какая эта буква.

2. Попросите ребенка вылепить букву из пластилина или сложить ее из счетных палочек и т. д.

Учите ребенка выделять в словах отдельный звук. Например: "Подними руку, если в слове услышишь звук  с". Наряду со словами, содержащими заданный звук, предлагайте слова и без этого звука.

коса  роза  слон  нос  малыш  сова  лотос  шар и т. д.

Просите ребенка определять на слух место звука р в словах ( в начале слова, в конце, в середине).

роса  мороз  сахар  марка и т. д.

Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв.

Читаем слоги.

На этом этапе нужно выучить 5 гласных букв (а, о, у, ы, э, и) и минимум 10 согласных.

Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв.

Учите слиянию букв в один слог так: показывая карандашом (указкой) первую букву а и передвигая карандаш (указку) на вторую у, предложите ребенку соединить их дорожкой: "Тяни первую букву до тех пор, пока ты не добежишь по дорожке до второй буквы. "   

new_2

Следите, чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам. Напоминайте, что первую букву надо немного потянуть, а вторую сказать коротко. И не забывайте водить пальчиком по соединительной дорожке.

Чтение прямого слога (согласный + гласный ) - самый ответственный момент в обучении чтению. Не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например м и а как будет вместе? Напоминайте ребенку, что первую букву надо тянуть: ммм... и, добежав до второй, прочитай ее, не разрывая дорожки: ма .

new_2

Читайте с ребенком слоги с гласными по столбцам (колонкам). 

ба

бо

бу

бы

би

бэ

ва

во

ву

вы

ви

вэ

Не допускайте прочтения слогов побуквенно. У некоторых детей закрепляется этот навык и они долго не могут овладеть слитным послоговым чтением.

Если вы почувствовали, что ваш ребенок уже достаточно уверенно читает слоги с гласными а, оу,, ы, и , э , то переходите к слогам с оставшимися гласными е, е, ю, я.

бе

бе

бю

бя

ве

ве

вю

вя

Помните, что многократное внимательное чтение однотипных слогов, предупреждает склонность детей читать по догадке.

Не забывайте вносить разнообразие в занятия с вашим ребенком. Используйте его любимую игрушку ( куклу, мишку) в качестве еще одного " ученика", Устраивайте соревнования - кто быстрее прочитает тот или иной слог: вы, ваш ребенок или кукла (при этом сами поддавайтесь ), а за куклу говорите сами.

 

Читаем слова.

К чтению слов  лучше переходить тогда ,когда ребенок называет слог сразу, а не по буквам .В противном случае чтение будет  неэффективным и утомительным. Слова читать гораздо интереснее, чем слоги.

ус

рак

Оля

еж

гол

Юра

яд

шум

Ира

Со словами можно придумать значительно больше разнообразных игр. Прежде чем переходить к более сложным , двух. и трехсложным словам , убедитесь , что малыш уверено  и  сразу читает слоги .

ут-ро

му-зы-ка

пи-рог

ря-би-на

меч-та

до-ро-га

Убедившись , что ваш ребенок  более или менее неплохо читает двух. и трехсложные слова , можно переходить к чтению несложных предложений.

Ма-ма пош-ла на ра-бо-ту.
Гу-си и ут-ки и-дут к ре-ке
На не-бе све-тит ме-сяц.

Если ребенок  с трудом читает предложения, временно ограничьтесь чтением слогов и отдельных слов. Это не будет минусом для вашего ребенка. Наоборот, обеспечит успех ему в дальнейшем обучении.

Научившись читать  до школы , ребенок гораздо быстрее развивается, впитывая разнообразную информацию из книг , уличных вывесок , заголовков газет и т. д. И наконец , чтение -прекрасное занятие, отвлекающие ребенка от шалостей и  скук и дарящее его родителям свободное время .

 

Читаем3

Игры

citbul1a

Сделайте 5-6 карточек .Напишите на каждой слово, обозначающее игрушку, которая есть у  вашего  ребенка, например: кот, пес, лев, кит. жук . Попросите малыша положить карточки около соответствующих игрушек.                                                                                                                            

citbul1a

Читая ребенку какую- нибудь книжку , остановитесь на самом интересном месте и  попросите прочитать  следующее слово , сославшись на усталость глаз и т. д.                                                                                                                  

citbul1a

Напишите на листке бумаги то или иное слово ( рыба,  осел и т . д) попросите малыша прочитать  его .А затем тут же  нарисуйте на листочке соответствующую картинку  ( веселую рыбку , грустного ослика ).Детям очень нравится наблюдать , как прочитаное ими  слово тут же  "проявляется " в виде картинки.

citbul1a

Прочитай слова и подчеркни их соответствующим цветом

зе-ле-ный

ро -зо-вый

жел-тый

го-лу-бой

чер-ный

крас-ный

citbul1a

Прочитай слова и найди  среди них  числа.

дно

два

жду

рву

пни

сто

три

пять

оса

citbul1a

  Прочитай слова и раскрась квадратики соответствующим цветом.

си-ний

toppag1

 жел-тый

toppag2

серый

toppag3

citbul1a

 Прочитайте слова  и соедини их с числами.

семь

четыре

ноль

шесть

один

три

два

пять

восемь

девять

десять

toppag4

toppag5

toppag6

toppag7

toppag8

toppag9

toppag10

toppag11

toppag12

toppag13

toppag14

toppag15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...