Консультация для родителей на тему: «Зачем и как развивать ребёнку внимание?!».
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей на тему: «Зачем и как развивать ребёнку внимание?!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей на тему:

 «Зачем и как развивать ребёнку внимание?! ».

 

                                                «Быть готовым к школе уже сегодня –

                                                  не значит уметь читать, писать и считать.

                                                 Быть готовым к школе –

                                                 Значит, быть готовым всему этому научиться»                                                                

                                                                                                                  Л.А.Венгер.

 Часто родители первоклассников слышат от учительницы такие слова: «У Вас сообразительный ребёнок, но, к сожалению, он невнимателен на уроках, отвлекается, поэтому допускает много ошибок».

 Действительно, много проблем возникает в школе из-за того, что у малыша недостаточно сформировано внимание и умение им владеть.

 В последнее время у большинства родителей появилась тенденция к тому, чтобы готовить ребёнка к обучению в школе. Это необходимо при современных требованиях приёма в школу.

 Но, далеко не все родители понимают, что значит «подготовить» ребёнка к школе. Очень многие из них считают, что подготовить ребёнка к учёбе значит научить его читать, считать и писать. Именно этим трём компонентам родители уделяют должное внимание. Однако, именно это убеждение и является причиной ошибок при подготовке детей к обучению и разочаровании родителей при отборе детей в школу.

 На самом же деле, подготовить ребёнка к школе – это значит сформировать качественные мыслительные способности. И самое главное, сформировать в нём психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям и внимание. Наличие у ребёнка высокого уровня психологического развития и будет обеспечивать произвольную регуляцию внимания, памяти и мышления.

  Успешно учиться в школе он сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Любознательность, развитые речь, мышление, память и внимание – эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребёнке в первую очередь.

    Внимание – это процесс и состоящие настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

 Теоретически и  операционально  внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объёмом (широтой, распределением), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

 Так трактуется внимание в психологических словарях.

  А в жизни?

   Внимание – это волшебная дверца, через которую каждый человек внимает внешнему миру, общается с ним.

  Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности  такого познавательного процесса, как внимание.

  Выделяются три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и после произвольное.

 Все мы появляемся на свет, от природы оснащённые механизмом так называемого непроизвольного внимания. Это безусловный рефлекс, проявляющийся в мгновенной реакции мозга на любой предмет или явление: «Что это такое?» Для наших далёких предков непроизвольное внимание было необходимым элементом выживания, позволявшим тут же отреагировать на возможную опасность и принять необходимые меры; для нас же, современных людей этого мало. Иначе говоря, непроизвольное внимание – это любопытство, но ещё не любознательность.

 Мозг современного человека, будь то взрослый или ребёнок, обязан отвечать не только на вопрос «что это такое?», но и на множество других, постигать взаимосвязь вещей и явлений, понимать суть происходящего. Это требует сосредоточенности, правильного распределения внимания, учёта разнообразных факторов. Иногда нам приходится переключаться с одного предмета на другой, иногда распределять внимание между двумя и более видами деятельности. Способность к этому в психологии именуется произвольным вниманием. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

 В процессе обучения и работы могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае стоит говорить о возникновении третьего вида внимания – после произвольного.

У подавляющего большинства взрослых произвольное внимание «включается» как бы само собой. Сформировавшийся человек, как правило, чувствует, когда ему следует уединиться, когда сосредоточить внимание на чём-то, а когда равномерно распределить его.

  Характерной же особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым предметам, событиям, людям. Внимание у детей – дошкольников редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

   У дошколят необходимо развивать произвольное внимание, поскольку оно тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания ( в особенности таких отдельных свойств произвольного внимания, как объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость).

Учёные-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием его нужно просить больше рассуждать вслух. Если ребёнка 4-5 летнего возраста просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребёнок будет в состоянии произвольно и в течении довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их отдельных деталях и свойствах.

 Объём внимания детей дошкольного возраста тоже не велик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно 15-20 секунд.

  Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Причём, как отмечает учёный-психолог Р.С.Немов, разница в устойчивости внимания может достичь 1,5-2 раза.

 Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что внимание ребёнка необходимо развивать и эта аксиома не требует доказательств. Но как это сделать?

 Уроки в школе длятся 45 минут. Всем известно, что (во всяком случае, в младших классах ) это слишком много. Дети просто не могут спокойно высидеть столько времени. Они начинают вертеться, рисовать, кидаться бумажками… Самые непоседливые получают нагоняй. А, спрашивается, за что? За то, что мы, взрослые, не слишком хорошо знаем законы детской психологии?

   Известно, что подвижные дети, если их активность не заходит за какой-то предел, на самом деле нормальные, хорошие, умные и часто послушные. Просто им требуется движение, вольный воздух, которого их лишают. Так что же делать в создавшейся ситуации?

А вот что, понемножку тренировать детей с помощью всё тех же игр!!!

 Для детей один из главных видов деятельности – игра, которая в данном возрасте является ведущей. Большую часть своего времени дети проводят не в общении, учебном или домашнем труде, а в игре, в которой протекает процесс воспитания, развития и коррекции познавательных способностей, то есть: навыков мышления, восприятия, воображения и внимания.

       Игра – это не способ извержения лишней энергии, а основная генеральная форма развития, форма свободного проявления личности. Игра – это вид деятельности, управляющий развитием: в нём формируются не только личностные качества ребёнка, но и его отношение к деятельности, людям.

Наиболее частой причиной отставания  ученика в школе является не сформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов. А одной из причин их не сформированности можно назвать недостаточное развитие такой функции, как внимание.

 Именно поэтому так важно формирование данного познавательного процесса. И работу эту необходимо вести через игру, которая поможет ребёнку более успешно усваивать новые знания, что проходит гораздо легче, чем  в учебной форме.

 Задача, которая ставится в игровой форме, ближе и понятнее ребёнку, который увлекаясь, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом постоянно преодолевает какие-либо трудности и обогащает свой багаж знаний, умений и навыков.

   Игра – прекрасное средство развития!!! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Ребёнок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, своё движение. Тут он постоянно проигрывал – а вот уже начал выигрывать. Ребёнок осознаёт, что он совершенствуется.

     И вот тогда происходит самое главное, что даёт ему игра – он начинает любить самосовершенствование. Стремится стать лучше.

Игра поможет ребёнку разобраться в том, что он умеет, что нет, что получается хорошо, что плохо. Тогда и школьный критерий сравнения, критерий обрубочный, не окажет на ребёнка вредного влияния.

   Игры бывают разные. Хотелось бы немного коснуться развивающих игр. В сущности,  любая игра является для ребёнка развивающей. Но нас интересует категория игр направленных на развитие какого-нибудь одного качества. Развивающая игра – это игра творческая. Большинство развивающих игр не исчерпываются предложенными заданиями, а позволяют составлять их новые варианты. Все задания в такой игре ребёнок должен выполнять самостоятельно. А ещё в этих играх удаётся объединить один из основополагающих принципов обучения от простого к сложному.

Игры, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Игра «Найди игрушку».

  Взрослый описывает ребёнку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребёнок может задавать вопросы. Затем ребёнка просят найти предмет, о котором шла речь.

Игра «Что это?»

 Предполагает владение ребёнка такими категориями как, «впереди», «сзади», «справа», «слева».

Взрослый размещает вокруг ребёнка 3-4 игрушки и загадывает одну из них, сообщив ребёнку только её месторасположение (пред тобой, позади, справа или слева).

        А) Известно, что игрушка лежит перед мальчиком. Что это?

         Б) Игрушка лежит сзади мальчика. Что это за игрушка?

         В) Игрушка лежит справа от мальчика. Что это?

         Г) Известно, что игрушка лежит слева от мальчика. Что это?

Игра «Найди отличия».

  Ребёнку предъявляются два похожих рисунка, имеющих некоторые отличия.

          А) Посмотри внимательно на эти машинки. Чем они отличаются?

           Б) Что забыли положить на второй стол?

           В) Чем отличаются поросята? Найди 5 отличий.

           Г) Какая из масок не похожа на другие, чем отличается?

           Д) Из каких геометрических фигур состоят эти картинки?

    Игра «Нос, нос, рот»…

  Эта игра учит ребёнка быть внимательным и не слишком доверять словам.

 Играющие сидят кружком, посередине водящий. Он говорит:

 «Нос, нос, нос, нос, рот…» При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-нибудь другой части головы.

Игра в подражание.

Учит внимательности, а также различению правой и левой сторон.

Водящий стоит перед всеми и начинает делать какие-нибудь физкультурные движения. Все играющие повторяют их в «зеркальном варианте», то есть если он, например: поднимет правую руку, то все тоже поднимают правую руку.

  Если кто-то ошибается, то он выбывает из игры. Побеждает то, кто остаётся в игре последним.

Поиск.

 Развитие зрительной памяти и внимания.

 Дети в течение 10-15 секунд должны внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного и того же цвета. Затем взрослый даёт задание перечислить все красные предметы или синие. Один ребёнок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

  Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Зачем нужны домашние логопедические задания"

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические  задания, если ребенок и так   занимается с логопедом?» Нужно помнить, что нарушения речи отражаются на пс...

Консультация для родителей: «Как и зачем учить стихи c ребёнком...»

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры ...

Консультация для родителей на тему : "Зачем нужно развивать мелкую моторику рук".

Многие учёные и психологи,занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей,давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.Дети,у которых лучше развиты мелки...

Консультация для родителей на тему :"Зачем учить с ребёнком стихи?"

Консультация для родителей на тему :"Зачем учить с ребёнком стихи?"...

Консультация для родителей по теме "Зачем ребёнку кукольный театр"

Консультация для родителей по теме "Зачем ребёнку кукольный театр"...

Консультация для родителей на тему: "Зачем ребёнку экономика?"

Консультация для родителей на тему: "Зачем ребёнку экономика?"...

Консультация для родителей на тему: «Зачем родителям и дошкольникам принимать участие в выставках и конкурсах детского сада?»

Проведение разнообразных выставок и конкурсов семейного творчества позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с ...