Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».
    консультация на тему

    Ботякова Татьяна Александровна

     Консультация содержит рекомендации,  направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима  для развития речи, а так же подготовки рук к письму.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsii.docx23.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:

    «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».

           Чтобы ребенок мог легко научиться писать, он должен быть определенным образом подготовлен. В первую очередь, необходимо развить мелкую моторику пальцев. В настоящее время у большинства детей  плохо развита  моторика. Это связано с тем, что одежда и обувь очень просты в использовании – никаких завязок, пуговиц и шнурков, только «молнии» и «липучки». Кроме того дети освобождены от домашних дел. А раньше их просили перебирать крупу, девочек учили шить, вязать, вышивать.

             Понаблюдайте за своим малышом. Если в возрасте четырех – пяти  лет ему трудно завязывать шнурки, а из пластилина  кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в шесть лет пришивание пуговицы для него – не выполнимая задача, значит, недостаточно развита мелкая моторика.

             Желательно узнать о проблемах с мелкой моторикой не перед самой школой, а заранее. Тогда у вас будет время позаниматься с ребенком. В старшем дошкольном возрасте  работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе.

     

    Для развития мелкой моторики полезны:

    - различные виды мозаик;

    - разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);

    - пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью;

    - цветные клубочки ниток для перематывания;

    - набор веревочек разной толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения «косичек»;

    - набор мелких игрушек для тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);

    - счетные палочки, спички для выкладывания узоров;

    - семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров;

    - пластилин;

    - игры с бумагой (плетение, складывание).

          Хорошо развивают мелкую мускулатуру пальцев  книжки – раскраски. Покупайте ребенку раскраски на его любимые темы с автомобилями, зверушками, куклами, феями и т. д. Для раскрашивания лучше использовать карандаши, а не фломастеры. Карандаши дают возможность почувствовать  силу нажима, тренируют пальцы.  Раскрашивая любимые картинки, ребенок отрабатывает координацию и силу движений. С целью развития  мелкой моторики  можно использовать перекатывание карандаша между пальцами – от большого к мизинцу и обратно. Предложите выполнить упражнение «Веселые карандаши».  На стол выкладывается пять – десять карандашей. Собираем сначала правой рукой, затем левой рукой, потом обеими  одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол в той же последовательности.

           Очень хорошее занятие – рисование по трафарету. Можно купить разнообразные трафареты с изображением всевозможных животных, геометрических фигур. Предложите ребенку обводить квадратики, кружочки  или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.

           Пластилин создает много хлопот  родителям, зато лепка хорошо  развивает  мелкую  моторику рук. Подготовьте рабочее место для ребенка так, чтобы он не пачкал пол, обои,  и пусть ваш малыш творит.  Разминая  пальцами пластилин, ребенок тренирует и укрепляет  мелкие мышцы  пальцев. Работа с пластилином также прекрасно развивает воображение.

            Аппликация. Все знают, что аппликация – это наклеивание  кусочков бумаги на большой лист. Для ребенка можно усложнить задание: надо не вырезать, а отщипывать пальцами кусочки бумаги.  Это  занятие превосходно   развивает  мелкую  моторику  пальцев.

             С этой целью можно использовать  ряд упражнений.

    Упражнение  «Колючие иголочки»

    Дайте ребенку круглую массажную щетку для волос.  Пусть он катает ее между ладонями, приговаривая:

              У сосны,  у пихты,  елки

              Очень колкие иголки.

              Но еще сильней чем ельник,

              Вас уколет можжевельник.

    Упражнение  «Месим тесто»

    Насыпьте в кастрюлю  пачку гороха  или фасоли. Ребенок запускает туда руку  и  изображает,  как месит тесто, приговаривая:

              Месим,  месим  тесто,

              Есть в печи место.

              Будут,  будут  из печи

              Булочки и калачи.

    Упражнение  «Веревочка»

    Возьмите веревку толщиной с мизинец, завяжите на ней  12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

    Упражнение  «Строим дом»

    Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

    Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

     

    Упражнение  «Орешки»

    Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

               Я катаю мой орех,

               Чтобы стал круглее всех.

     Можно усложнить задание:  два грецких ореха  малыш держит в водной руке и вращает их один  вокруг другого.

    Упражнение  «Кулак – ребро – ладонь».

    Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

    Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Взрослые следят  за правильной постановкой  руки кисти  ребенка  и четкостью переключения  с одного движения  на другое. Указания должны  быть  спокойными,  доброжелательными.  Задания  выполняют два -  три  раза  в день. Работа по развитию  движений  рук должна проводится регулярно.

            Во время занятий нужно  учитывать  индивидуальные особенности  каждого ребенка,  его  возраст,  настроение,  желание  и возможности.

    Главное,  чтобы  занятия приносили  детям  только положительные эмоции.  Умелыми пальцы  становятся не сразу.  Игры и упражнения,  проводимые систематически,  улучшат мелкую моторику пальцев, помогут детям  уверенно держать  карандаш, ручку.

         

    Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.

    Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему,  повышают  тонус, эластичность и сократительную способность мышц.  Работаспособность утомленной мышцы  под  влиянием  массажа  восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Существуют  следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения.

          В комплекс  входят упражнения трех видов: самомассаж ладоней, самомассаж  тыльной стороны кистей рук, самомассаж  пальцев рук.

    1. Подушечки четырех пальцев правой руки установите у  оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу  («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.

    2. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

    3. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.

    4. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

    5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

    6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

    7. Движения, как при растирании замерзших рук.

    8. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки.  Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....

    Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»

    laquo;Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»...

    Презентация «Мелкая моторика как средство подготовки руки к письму»

    Цель:Формирование подготовки руки к письму дошкольников посредством технических способностей мелкой моторики рук....

    Исследование на тему: «Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму»

    В виду возрастных особенностей детей, становление двигательных функций, развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации продолжается до 5-6 летнего возраста. Своевременная выработка у де...

    Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.

    Мастер – классдля педагогов, родителей и детей подготовительной группы...

    Мастер - класс «Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.

    Научить детей владеть нетрадиционными способами рисования, используя их в своих художественных работах....