Главные вкладки

    "Роль игрушки в жизни современных дошкольников"
    статья (старшая группа) на тему

    ШИШОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

    Статья будет полезна для педагогов ДОУ и родителей детей дошкольного возраста. В статье говориться о роли игрушки в жизни дошкольника. Также читатели данной статьи могут познакомиться с этапами создания игрушки своими руками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_igrushki_v_zhizni_sovremennyh_doshkolnikov.docx21.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль игрушки в жизни современных дошкольников

    Игрушка для ребенка — это проект будущего развития, фундамент раскрытия творческих способностей, проигрывания увиденного, становления личностных качеств. Именно в дошкольном возрасте, по мнению многих отечественных психологов,  закладывается основа развития личности, жизненные приоритеты, человеческие качества. Игрушки служат мощным орудием в формировании духовных ценностей.

    В современном мире высоких технологий человечество стремится к модернизации и усовершенствованию быта, окружающего пространства. Стремительный поток новых возможностей поглощает с головой человечества, меняя их отношения к жизни, людям, вещам. Общение друг с другом в основном происходит через интернет, телефон.

    Игры современных дошкольников однообразны, агрессивны и бедны по сюжету, их игровая деятельность пронизана агрессией, жестокостью, злобой, сквернословием. Они больше в самостоятельных играх не спешат на помощь утопающему, не лечат раненого, не стремятся покорять новые вершины, открывать новые места, защищать Родину. У детей стирается грань между добром и злом. Им уже не понятно, какой герой злой, а какой хороший. А девочки, будущие мамы, стремятся походить фигурой на Барби, истощая себя диетами, и само материнство вызывает у них отвращение. Для детей актуальны такие игры как: зомби, трансформеры, куклы «Монстр-хай».

     По проведенному опросу детей «Твоя любимая игрушка», в старшей группе, на первом месте куклы: «Монстр хай» (у девочек-70%); человек-паук (у мальчиков-60%); на втором месте - планшеты, коты-роботы, на третьем - компьютерные игры, монстры, как у девочек, так и у мальчиков.

    Известно, что игрушка, сделанная своими руками, ближе и дороже. Это заложено в нас предками, и мы в своей работе решили опираться на этот главный механизм. Мы решили показать детям всю красоту игрушек наших предков, пригласить в прошлое игрушек.

    В связи с выявленной проблемой нами была запланирована работа по повышению интереса к игрушкам сделанными своими руками. Нами было составлено примерное тематическое планирование на весь учебный год (сентябрь-май). А также запланирована работа в три этапа.

     Первый этап-информационный. Цель информационного этапа: создание условий для расширения представлений об игрушках наших предков. На этом этапе нами была проделана следующая работа: изучена и прочитана литература, книги, журналы, энциклопедии, мы посмотрели видеофильм «Игрушки наших предков», совершили экскурсию в музей, общались с людьми, которые коллекционируют такие игрушки. Дети с большим вниманием смотрели, слушали, изучали игрушки. Многие задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы вместе с родителями.

    Результатом первого этапа было: презентация детей на тему «Какие игрушки были у наших бабушек!». Получились презентации очень насыщенными, интересными. Дети с удовольствием делились полученными знаниями, опытом.

    Второй этап нашей работы-практический. Цель данного этапа: создание условий для развития творческого потенциала через использование нетрадиционных техник в художественно-творческой деятельности. На данном этапе мы рисовали игрушки, совмещая несколько нетрадиционных техник. Работы получались креативными и яркими. Раз в неделю мы устраивали выставку творческих работ, поделок.

    В непосредственно образовательной деятельности мы изготавливали игрушки своими руками, обыгрывали их, договариваясь о сюжете, атрибутах, событиях, интегрируя несколько образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

     Третий этап-завершающий. Цель завершающего этапа: создание условий для развития речевой активности через игровые ситуации. На последнем этапе нашей работы мы с помощью сделанных игрушек ставили спектакли для малыша и родителей. Такие как: «Приключение снежинки», «Солнечный лучик», «Загадочный кот». Такие спектакли пользовались большим успехом, а дети-актеры получили большую радость и опыт.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту необходимо установить партнерские отношения с родителями и ДОУ. Исходя из этого, мы в своей работе активно привлекали родителей, которые были участниками педагогического процесса.

     Один раз в месяц мы проводили мастер-классы совместно с родителями и детьми. В соответствии с ФГОС мы предлагали разные способы изготовления игрушки, разнообразный материал. На таких мастер-классах родители учились слышать своего ребенка, работать в мини-группах, принимать во внимание не только желания ребенка, но и учитывать потребности других партнеров. Результат такой плодотворной работы получался интересным и оригинальным: дети вместе с родителями с удовольствием сочиняли разнообразные сказки, истории, где главными героями были игрушки, сделанные своими руками. Ярмарки в соответствии с лексической темой, служили продолжением такой работы: «Новогодние игрушки», «Снежное королевство», «Любимые сказочные герои». Родители совместно с детьми продумывали ход ярмарки, придумывали разные прибаутки, рекламируя свой товар.

    Так же с помощью родителей в нашей группе мы организовали мини-музей «Игрушки наших бабушек». В этом мини-музее есть следующие игрушки: деревянная свистулька, деревянная повозка-каталка, дымковская игрушка, птица Сварога, колыбель-зыбка, тряпичные куклы, свадебная кукла с детьми, куклы-кувадки, кукла-пеленашка, соломенные куклы, фарфоровые игрушки, мартинички, неваляшки, матрешки, петрушка и многие другие. Дети с удовольствием приносили разные игрушки своих бабушек, рассказывали о ее истории, делились своими впечатлениями и даже сочиняли стихи, поэмы вместе с родителями. Наш мини-музей пользуется большой популярностью, приходят в гости дети из других групп.

    Большое внимание в своей работе мы уделяем организации разнообразных форм работы с родителями: круглый стол, «Вечера-посиделки», выставки совместного творчества, любительский клуб игрушек, дни театра, ярмарки, мастер-классы. Такой подход в работе с родителями позволил повысить заинтересованность игрушками наших предков, сблизить родителей и детей, повысить качество воспитания.

    Дети с удовольствием стали играть игрушками в самостоятельной деятельности, не только сделанными своими руками. В группу дети приносят теперь совсем другие игрушки: пупсы, стойкие оловянные солдатики, младенцев-пеленашек, матрешки, петрушки. Игры их стали разнообразными, сюжеты богаты персонажами, событиями. Девочки с любовью укачивают младенцев-пеленашек, мальчики играют в отважных капитанов, выручая из беды малышей, товарищей, защищают Родину.  Такие игрушки позволили сплотить детский коллектив, научили сопереживать, ценить добро, любовь, беречь и уважать память предков, а самое главное- повысили уровень духовно-нравственной культуры.

    К сожалению, мы не можем изменить современный высокотехнологичный мир, трудно заставить производителей убрать из продажи жутких монстров. Но в наших силах преобразовать тот мир, в котором живут и творят наши дети, обратить внимание детей на те игрушки, которые несут в себе доброту, радость, позитив. Играть вместе с детьми, совместно творить, акцентировать внимание на позитивных сторонах жизни, больше общаться, быть примером ценностей семейной жизни, материнства, ответственности. Ведь самое дорогое в нашей жизни-дети! И каждое мгновение, проведенное с ребенком, оставляет солнечный свет в наших душах, и ни одна игрушка этого не заменит.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1.Алексанянц, А. Мой друг - кукла / А. Алексанянц // Дошкольное образование - Первое сентября. - 2013. - № 12. - С. 50

    2.Гришина, О. Чудесные самоделки: [поделки] // Мой ребёнок. – 2012. - № 12. - С. 140-144: цв. ил.- (Готовимся к Новому году).

    3.Капшук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя / О. Н. Капшук. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 221 с.

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

    В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....

    Роль игрушки в жизни дошкольника

    Консультация для родителей...

    Консультация для родителей " Игра и игрушки в жизни современного ребенка"

    «Игра и игрушки в жизни современного ребенка»Проблема. Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы»,- сетуют взрослы...

    Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе "Роль игрушки в жизни дошкольника 5-6 лет"

    В конспекте раскрывается значение правильного выбора игрушки для ребенка 5 - 6 лет....

    Проект "Игрушка в жизни современного ребенка"

    Что такое игрушка в жизни ребенка? Какая должна быть игрушка? Эти и другие вопросы, которые задают многие родители рассматриваются в этом проекте...

    Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника.

    Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качест...

    Роль игры в жизни современного дошкольника

    В собщении даны основные аспекты игры, как жизненной необходимости и главного условия развития ребенка. Увлечение современных детей - компьютерные игры, можно превратить в интересное, познавательное в...