Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Каждый ребенок сам по себе является любознательным исследователем окружающей среды, поэтому создание детского экспериментирования предполагает создание таких условий, в которых каждая вещь ежедневного быта открывается с новой стороны, невидимой в обычных условиях. Поисковая активность – заложенная на генетическом уровне изучения потребность окружающего мира, кроме всего, является одним из важнейших проявлений развития психики ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников

Каждый ребенок сам по себе является любознательным исследователем окружающей среды, поэтому создание детского экспериментирования предполагает создание таких условий, в которых каждая вещь ежедневного быта открывается с новой стороны, невидимой в обычных условиях. Поисковая активность – заложенная на генетическом уровне изучения потребность окружающего мира, кроме всего, является одним из важнейших проявлений развития психики ребенка.

Одно из важных условий становления знаний о взаимодействиях, происходящих в окружающей природе, у детей – это наличие определенного запаса фактических сведений, которые были получены в процессе знакомства с различными предметами и явлениями. Наблюдая за существующими взаимосвязями в природе, ребенок обретает способность самостоятельно объяснять изучаемые им явления, и как следствие, понимать их.

Применение простейших опытов в ходе обучения позволяет детям устанавливать причины тех или иных явлений, взаимодействия предметов.

Познавательно-исследовательская деятельность дает ребенку возможность расширить его понимание окружающей среды и, в то же время, позволяет овладеть наиважнейшими цивилизованными формами упорядочения опыта:

  • установление причинно-следственных связей;
  • понимание родо-видовых взаимоотношений;
  • определение временных и пространственных отношений.

Все это позволяет ребенку объединить раздробленное понимание в единую целостную картину.

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р.Эмерсон). Мой выбор пал на эту тему из-за важности для детей начинать экспериментирование еще в раннем возрасте. Проведение опытов и экспериментов в большей мере способствует развитию личности и умственных способностей ребенка.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта послужило новым толчком в развитии экспериментальной деятельности при обучении дошкольников. Выпускник детского сада должен обладать следующими интегративными качествами:

  •  интересом ко всему новому, неизвестному в окружающей среде;
  • умением задавать вопросы взрослым, интересом к экспериментированию, обращаться за помощью в затруднительных ситуациях;
  • способностью к самостоятельной деятельности – как в повседневной жизни, так и в разных видах детской активности;
  • умением принимать активное участие в учебе.

Ребенок дошкольного возраста по своей природе является исследователем, которого в первую очередь интересуют эксперименты. Достигая старшего дошкольного возраста, ребенок получает большие возможности в проведении исследовательской деятельности, главной задачей которой является познание нового и развитии продуктивных форм мышления. Вид деятельности при этом выступает в качестве важнейшего фактора.

На самом же деле в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко применяется метод экспериментирования. Несмотря на целый ряд достоинств, он пока не получил заслуженной популярности.

Начиная свою работу по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками, я определила для себя, как мне кажется, немаловажные цели и задачи, призванные восполнить пробел, образовавшийся в системе обучения дошкольников.

Цель моей работы – формирование у детей стремления к познавательной деятельности, самостоятельному размышлению и проявлению любознательности.

Чтобы достичь, поставленную цель, необходимо выполнить ряд задач, связанных со знакомством детей с окружающим миром:

  • первичное знакомство детей с химсоставом веществ;
  • выделение примесей из различных составов через отстаивание и фильтрацию;
  • представление о свойствах различных субстанций – воды, камней, песка и других;
  • воспитание первоначальных представлений о различных измерениях – длине, весе, объеме;
  • обучение детей самостоятельному проведению анализа, классификации и сравнению предметов;
  • формирование коммуникативных навыков у ребенка;
  • воспитание самоконтроля и самостоятельности у детей.

Процесс работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми я решила организовать по трем направлением, имеющих влияние друг на друга:

- неживая природа – знакомство с водой, воздухом, землей и прочее;

- живая природа – разнообразие животного мира;

- человек – каким образом функционирует организм, создаваемые людьми материалы, предметы и другое.

Каждая из тем должна быть интересна детям, кроме этого, ее освоение должно быть доступно каждому ребенку. Решение задачи должно принести определенную пользу – ребенок получает новые навыки и умения, открывает доселе неизведанное.

В то же время тема должна иметь момент неожиданности, в достаточной степени быть оригинальной.

В своей работе я применяю лишь самые простые опыты и эксперименты. Это простота проявляется:

- в неизвестности результата решаемой задачи только детям;

- в процессе проведения экспериментов происходит лишь объяснение и усвоение простых понятий и умозаключений;

- безопасность каждого опыта;

- в каждом эксперименте в качестве оборудования применяются привычные бытовые или игровые предметы.

На развитие детской активности большое влияние оказывает качество и разнообразие оборудования, окружающая его обстановка. По этой причине коллективом дошкольного учреждения был оборудован и оформлен своеобразный центр экспериментирования, в котором созданы необходимые условия для коллективного и индивидуального проведения опытов, роста поисковой активности у детей. В центре собрано различное красочное оборудование. Умелое сочетание предметов и материалов в уголке юного экспериментатора облегчает детям процесс получения новых знаний и практических навыков, приобретаемых в ходе познавательной деятельности и исследования объектов.

Опытно-экспериментальная деятельность охватывает жизнь ребенка всесторонне, включая в себя и игры в том числе. Игровая деятельность нередко перетекает в настоящее творчество. Работая с детьми, я большое внимание уделяю различным игровым методам, использую следующие дидактические игры: «Угадай на вкус», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и многие другие.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. призваны развивать у ребенка внимательность и фантазию, дополняют имеющиеся знания об окружающей среде.

Играя с песком и водой, ребёнок решает множество проблемных ситуаций, к примеру, почему песок в сухом состоянии можно сыпать, а намоченный нет; в песке или земле зернышки быстрее прорастут; в каких случаях вода полезна, а в каких бывает вредна? Эти вопросы побуждают детей к размышлению, сопоставлению, позволяют делать соответствующие выводы из каждого действия и поступка.

Опыты – это главный вид экспериментальной деятельности, который я применяю в процессе обучения малышей. Для детей большим удовольствием является проведение опытов с различными объектами неживой природы: песком, водой, камнями, магнитами, снегом и т. д. Детям дается возможность самостоятельно рассуждать какой песок лепится и по какой причине. Рассматривание песка с помощью лупы позволяет обнаружить, что он состоит из мельчайших кристалликов – песчинок, которые и обуславливают его сыпучесть.

В процессе изучения темы «Волшебница Вода» нами было проведено много опытов, среди них: "Текучесть воды", "Снежинка на ладошке", "Льда больше, чем воды" и др. Все дети с большим удовольствием участвуют в проведении опытов. Эти опыты дети сравнивают с волшебством – они необычны, удивительны, а что самое главное все действия ребенок осуществляет сам. Это позволяет развить в ребенке тягу к новым знаниям, наблюдательность и умение находить верное решение проблемных ситуаций.

Выводы можно проговаривать устно, а также фиксировать в виде различных графиков, схем или рисунков.

Методы и приемы работы

В своей работе я совмещаю применение традиционных и инновационных способов обучения.

Традиционные методы:

  • наглядный метод включает в себя два важных аспекта наблюдения – за постоянными свойствами и качествами объекта наблюдения и характерными для него изменениями;
  • теоретический – чтение рассказов, сказок и беседы с детьми;
  • практический метод – различные игры, включающие в себя элементы сюрприза, неожиданности и экспериментирования.

Инновационные методы:

  • применение элементов ТРИЗ. Знакомя детей с тремя агрегатными состояниями жидкости, я применяю прием «крошечных человечков», которые обозначают жидкое, газообразное и твердое состояние воды;
  • игровое проблемное обучение – это проигрывание различных проблемных ситуаций в ходе занятий или во время совместной деятельности с детьми. Этот метод позволяет пробудить в малышах познавательную активность и приучить их самостоятельно искать решение создавшейся проблемы.

Применение инновационных технологий в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста

В своей работе я регулярно пользуюсь компьютерными и мультимедийными средствами в процессе экспериментирования, что усиливает интерес детей к получению новых знаний. Гораздо увлекательнее увидеть своими глазами на изучаемые предметы и явления, чем слушать рассказы воспитателя о них.

Сегодняшние достижения науки, такие как мультимедийные системы, позволяют сделать процесс обучения интереснее и красочнее. Стоит лишь раз заинтересовать ребенка, и он сможет пронести через всю свою жизнь любовь к исследованиям. Неважно какой вид деятельности впоследствии выберут себе дети, эксперименты, проведенные в раннем возрасте, навсегда оставят яркие воспоминания в их памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность в жизни старших дошкольников

Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов,...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

ПЛАН работы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников).

ПЛАНработы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников). Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспери...

Опытно – экспериментальная деятельность по знакомству старших дошкольников с азами биологии

В этом материале вы узнаете о главной цели опытно - экспериментальной работы...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...

Театральная деятельность в жизни старших дошкольников

Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание вс...