Главные вкладки

    Дети "Z" Зэт
    статья на тему

    Абуляева Рима Рафаэловна

    термин, применяемый на Западе для поколения людей, родившихся примерно между началом девяностых и серединой нулевых. Традиционно люди поколения Зет рассматриваются как дети родителей из поколения Икс или иногда даже Поколения Игрек. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Зет уже настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство вторых прошло ещё до технологического бума.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Дети Зэт50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Другие дети.

    О поколении современных детей шутят, что они родились с компьютерной мышью в руке. Намного быстрее и успешнее своих родителей они осваивают технические новинки. Еще плохо читают, но уже пишут SMS-сообщения. Пока не знают английского, но с легкостью разбираются в компьютерных программах. Методы воспитания прошлого века устарели, поэтому новые нужно придумывать самим родителям.

    Тех, кто родился в самом начале нового века - после 2000 года, - социологи называют "поколением Z". Эти дети появляются на свет в совершенно другом мире по сравнению со своими родителями. Их окружают телевидение, интернет, реклама, рыночные отношения, яркие картинки. Дети воспринимают разнообразие как данность, норму жизни, тогда как многие родители помнят, как все это навалилось, когда рухнул железный занавес. Ребенку нового поколения не объяснишь, что такое дефицит. Да и жизненные ценности формируются совершенно другие.

    Век информационных технологий накладывает свой отпечаток. "Новые дети по-другому воспринимают информацию. Они привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным, наглядным", - рассказывает доктор социологических наук, директор проекта "Новое поколение" ФОМа Лариса Паутова. Это дает и плюсы, и минусы. Учителя отмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием. Ребенок может с легкостью сделать электронную презентацию - красивую, наглядную, яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную. Обилие и разнообразие информации не дает возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость. "Их плюс - море креатива, свобода для творчества и самореализации", - продолжает Паутова. Наступило новое время, когда индивидуальные способности ценятся больше, чем командный дух. "Страх публичных выступлений, боязнь выглядеть не как все - это не про них", - соглашается психолог-консультант компании "Психологический навигатор" Надежда Кузьмина.

    Современные дети не застали жизни при советской власти, о комсомоле они знают только по книжкам и рассказам родителей. В их жизни нет этой идеологии, а значит, роль семьи в воспитании играет важнейшую роль: только родители могут обозначить своему ребенку жизненные ориентиры, примеры и ценности.

    "Это мне неинтересно"


    Дочери Натальи и Вадима восемь лет. Как большинство детей, Даша любит мультфильмы, уверенно чувствует себя за компьютером и совершенно не понимает, зачем нужно читать книжки и корпеть над тетрадками с прописью. "Когда ей делаешь замечания, что пишет неаккуратно и невнимательно, дочь недоумевает: зачем, если в повседневной жизни это не пригодится, ведь есть компьютер?" - рассказывает женщина. Нас родители пугали, что, если не научимся разборчиво писать, не сможем, к примеру, нормально общаться с друзьями на расстоянии - письмо не смогут прочитать. Эта проблема сейчас неактуальна, ее решает электронная почта. И тем не менее взрослый человек понимает, что грамотная письменная речь развивает и устную. А вот ребенку, особенно младшего школьного возраста, это не всегда объяснишь. "Нужно не пытаться втолковать что-то, а заинтересовать, - объясняет Надежда Кузьмина. - На восьмилетнего ребенка не подействуют ваши увещевания из разряда "не будешь учиться - не добьешься ничего в жизни", потому что, во-первых, для него это суждение весьма сомнительное, а во-вторых, это будущее еще слишком далеко и часто не видится ребенком как нечто реальное".

    Давление или запугивание тоже не помогут: информация, усвоенная благодаря страху, надолго в голове не задержится. Поэтому если вы задаетесь целью воспитать у ребенка стремление к учебе, пробудите в нем живой интерес и азарт. Вам на помощь придут, например, многочисленные энциклопедии на полках книжных магазинов. Их яркость и красочность - не только маркетинговый ход, но и прием, который завлекает ребенка, выросшего в динамичном и постоянно меняющемся мире. Они покажут детям, насколько интересной может быть география или химия.

    Если речь идет о ребенке помладше, который отказывается учиться писать или заучивать наизусть стихи, вам придется приложить немало усилий и фантазии, чтобы растормошить его. Например, придумайте какую-нибудь семейную игру-стратегию, в которой все участники должны писать друг другу послания. От того, как быстро игрок сможет прочитать оставленную записку, зависит успех. Ребенок быстро это поймет и будет совершенствоваться. Сюда же, кстати, можно отнести и стихи. Если ваш сын или дочь постоянно будет разучивать песни, скороговорки и считалки, его память будет натренирована так, что и выполнение школьных заданий не вызовет ни особых трудностей, ни сопротивления.

    Забудьте про кнут

    "Я не знаю, как поступать с сыном, когда он не слушается и отказывается выполнять наши поручения. Привычные меры наказания не действуют", - жалуется Марина, мать девятилетнего Саши. Домашний арест - не страшно, есть же интернет. Отключите интернет? Ну и пожалуйста, поиграю в гонки или стрелялки - такова логика современных детей, практичных и технически подкованных.

    Абсолютно неверный путь - пытаться отключать еще и компьютер, прятать полюбившиеся игрушки, например, костюм очередного супергероя, меч, куклу, карманную PlayStation. Ребенок найдет способ включить компьютер: пойдет и купит на карманные деньги нужный шнур или легко разблокирует установленный вами пароль. А отсутствие любимых игрушек вынудит его искать новые развлечения, в том числе на улице, к которой нынешние дети приспособлены куда меньше нас с вами.

    "Мало того что наказание обесценивает авторитет родителей, жесткие меры воспитывают далеко не лучшие качества - изворотливость, лживость, недоверие и жестокость", - считает Надежда Кузьмина. Поэтому о наказаниях стоит забыть: вспомните, к чему привел тоталитарный режим. К выполнению домашних обязанностей нужно приучать другими методами. Не делите их между членами семьи - так вы только дистанцируетесь друг от друга. Уборка - вместе, готовка - тоже совместный процесс, не говоря уже о ремонте автомобиля или наведении порядка в гараже, особенно если у вас мальчик. Подключайте ребенка к принятию решений, например: "Ты лучше знаешь интернет, посмотри, пожалуйста, какой-нибудь рецепт - что бы такое интересное приготовить из того, что у нас есть в холодильнике?"

    Не изолируйте ребенка от общения в интернете или просмотра мультиков. Ваше чадо общается со сверстниками, которые увлекаются тем же. Представьте себе, как он будет чувствовать себя, когда не сможет поддержать интересное обсуждение. Да и к вам, скорее всего, будет весьма категоричное отношение: другим детям родители что-то разрешают, а вы запрещаете, значит, вы хуже других.

    Если считаете что-то опасным для своего ребенка, предлагайте альтернативу. Но в любом случае, прежде чем запрещать, посмотрите сами, чтобы составить полное представление. Поинтересуйтесь, какие чувства вызывает содержание мультфильма, телепрограммы у вашего ребенка. Беспокоиться стоит только в том случае, если ребенок высказывает асоциальную точку зрения, а это редкость: вряд ли вы найдете детский фильм, который может оказать более пагубное влияние, чем любая телепередача на тему криминала или дорожно-транспортных происшествий.

    Воспитание детей "поколения Z"

    Не усердствуйте с запретами компьютерных игр и общения в интернете. Лучше разрешать, но контролировать, чем запрещать, вынуждая ребенка скрывать свои увлечения.

    Большое количество информации в окружающем мире отвлекает ребенка. Не отгораживайте от нее и обязательно помогайте систематизировать. Многие дети лучше родителей ориентируются в интернете, но обрабатывать массивы данных еще не умеют.

    Поощряйте стремление вашего чада к самореализации. Не пресекайте попыток спорить с вами - заставляйте приводить разумные аргументы.

    Фразы типа "Я в твои годы..." и "Во времена нашего детства..." - самое плохое начало поучительного диалога. Ребенок не глупый и интуитивно понимает, что ваше детство - абсолютно другое время.

    Делитесь своими представлениями о жизни, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Важно, чтобы это была ваша личная идеология, а не книжная - так ребенок лучше воспримет ее и будет доверять вам.

    Чем отличаются дети 2000-х от детейпредыдущих поколений

    Быстрее многих родителей осваивают технические новинки

    Привыкли к относительному материальному достатку

    С ранних лет требуют, чтобы с их мнением считались

    В подростковом возрасте хорошо представляют себя в будущем

    Ориентированы на успешный и красивый образ жизни

    Свободны в самореализации, более творческие

    Испытывают меньше сложностей в общении с окружающими

    Источник: данные экспертов

    Компьютер для детей и родителей

    Стремительное развитие новейших технологий создает интересную ситуацию в современном обществе - дети и подростки подчас идут не за родителями, а параллельно с ними. А иногда в техническом плане ориентируются лучше мамы или папы. Нужно ли учиться у собственного ребенка и чему можно научить его? 

    Можно ли учиться у собственного ребенка?

    Родителям порой проще спросить сына или дочь, как разобраться в функциях нового телефона или компьютерной программе, чем осваивать их самостоятельно. По мнению психологов, такая демократическая модель общения полезна для всех.

    Дети, которые растут параллельно с развитием новых технологий, быстрее в них разбираются. "В юном возрасте новую информацию освоить легче, - рассказывает психолог Людмила Аншакова. - Во-первых, активная жизнь человека построена на временных связях нервной системы. Чем он взрослее, тем обширнее связи, и требуется больше времени, чтобы найти место для новой информации. У молодых же "карта памяти" только заполняется. Во-вторых, юное поколение ищет решение стремительнее и быстрее - методом проб и ошибок, а взрослые - логически". 

    Ребенку лестно, когда родители уважают его мнение. Более того, позиция "я согласен, что ты разбираешься в теме и можешь мне объяснить" вызывает желание совершенствоваться и дальше.

    Для подростка важны отношения на равных. "В этом возрасте главное - сохранить контакт с сыном или дочерью, - объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. - Заинтересованность и готовность к взаимному обучению помогают найти точки соприкосновения".

    Как сохранить авторитет?

    Однако многие родители боятся спросить совета у ребенка, опасаясь за собственный авторитет. "На самом деле демократическая позиция не повредит авторитету. Но при условии "я умный, а ты еще маленький" проще контролировать свое чадо", - объясняет Татьяна Авдулова.

    "Желание научиться чему-то новому лишь поднимает авторитет. Вникая в интересы своих детей, мы тоже становимся современными, - отмечает Людмила Аншакова. - Если все же остаются сомнения, можно сказать ребенку: "Я смогу разобраться сам, но у меня уйдет на это больше времени".

    Иногда родители просят детей что-то объяснить, но на эмоциональном уровне учиться у них не готовы, и в результате стараются подчеркнуть некомпетентность ребенка. Тогда общий язык найти действительно трудно. 

    Учитель - ученик 

    Порой проблемы возникают не только дома, но и в школе. Раньше авторитет учителя был основан на том, что он обладал информацией, а сейчас любое знание можно почерпнуть в интернете. В результате нарушается позиция "учитель - ученик". "В этой ситуации родителям важно поддерживать учительский авторитет, особенно в младшей школе, - объясняет Татьяна Авдулова. - Снизить его просто, но тогда ребенку нет смысла стараться в школе и дома". "Детям важно понять, что учитель и не обязан знать все, - добавляет Людмила Аншакова. - Его задача - на конкретных примерах показать способы и методы приобретения знаний".

    Остаться в реальности

    Общение с компьютером у современных детей начинается довольно рано, и чтобы направить его в позитивное русло, необходимы родительская помощь и внимание. Прежде всего это касается свободного плавания по интернету и онлайн-общения. Когда в него отправляться, зависит от развития ребенка. Не стоит забывать и о блокировке некоторых сайтов. 

    Особенно настораживает взрослых виртуальное общение, которое порой заменяет реальную жизнь. Не меньше пугают и возможные негативные впечатления. "Главное, чтобы дети доверяли родителям, и когда у них появятся сомнения, они могли ими поделиться, - считает Людмила Аншакова. - Чтобы ребенка предостеречь, его нужно предупредить. Скажите: "Ты можешь встретиться с разной информацией, оказаться в разных ситуациях. Если у тебя появятся вопросы, я не против обсудить любые темы. Причем это касается не только виртуальной реальности".

    Онлайн-общение - один из инструментов нашей цивилизации. "Его не нужно запрещать, но нужно рассказать об особенностях, - советует Людмила Аншакова. - Человек - всегда загадка, он может думать одно, а говорить другое. В интернете это сделать проще, ведь его действия и реакции не видны". 

    Как любое новшество, виртуальное общение имеет свои плюсы и минусы. Оно хорошо в том случае, когда не ограничивает реальное. Иногда онлайн-беседы - неплохой толчок в преодолении застенчивости. Если, скажем, в реальной жизни мальчику, которого считают "ботаником", трудно общаться с девочками, то в чате он чувствует себя раскрепощенным. "При этом не стоит забывать, что полностью одно другим заменять нельзя, - напоминает Людмила Аншакова. - Наша психика устроена так, что человек выбирает путь наименьшего сопротивления, и возвращение к более сложному варианту требует усилий". 

    То же касается и самовыражения. "С одной стороны, когда собеседник тебя не знает, вроде бы легче высказать свое мнение, в чате можно проверить реакцию на него. С другой - отсутствие видимых эмоций обедняет общение", - рассказывает Татьяна Авдулова.

    Условия возникновения компьютерной зависимости 

    Серьезный фактор риска - нарушение реального общения. Интернет его отчасти компенсирует. Если ребенку трудно общаться со сверстниками - это в любом случае повод задуматься.

    Не менее важное условие - отсутствие сферы успешности. "Если нет возможности реализоваться иначе, компьютерные игры, приносящие удовлетворение, становятся все более привлекательными, - объясняет Татьяна Авдулова. - Игра, особенно стратегия, - это серьезная стимуляция мозга, поскольку связана с реализацией цепочки "пространственная задача - решение - позитивные ощущения". Это наиболее важно для мальчиков, поэтому именно они чаще увлекаются виртуальной реальностью.



     

    Комментарии

    Абуляева Рима Рафаэловна

    Очень интересно