Картотека опытов для детей
консультация (старшая группа) по теме

Мухина Галина Юрьевна

Картотека опытов для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Картотека опытов113 КБ
Microsoft Office document icon Занимательные опыты394.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

«ВОДА»

  1. «НЕВЕДИМКИ»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о том, что многие вещества растворяются в воде.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

в банку с водой на нитке опустить гвоздик. Нитку можно прикрепить к карандашу, который ложится на горлышко банки. Потом добавлять гуашь, пока гвоздик  станет невидим в воде.

  1. «ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

в воронку положить  бинт, сложенный в несколько раз, и через нее пропускать мутную воду. Рассказать детям, что в природе роль фильтра выполняет песок.

  1. «РИСОВАНИЕ ЦВЕТНОЙ ВОДОЙ ПО СНЕГУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

приготовить для подгруппы детей брызгалки из пластиковых бутылок, налить в них крашенную гуашью (красителями) воду и показать детям, что можно рисовать на снегу такой водой.

«ВОДА»

  1. «КАП-КАП»

ЦЕЛЬ: смоделировать получение дождя.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

в тарелку положить снег и подержать ее над кипящим чайником. Пар от чайника при соприкосновении с холодной  тарелкой превратится в капли воды.

  1. «ПЛАВАЮЩЕЕ ЯЙЦО»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

этот опыт можно показать как фокус. В две одинаковые емкости налейте воды. В одну из них добавьте несколько ложек соли и хорошо размешайте. Положите яйцо в емкость  с простой водой, оно опустите его в емкость с подсоленной водой, оно плавает. Соль повышает плотность воды, и предметы, погруженные в соленую воду, выталкиваются. Поэтому в морской воде легко плавать.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

«ИГРЫ С ТЕНЬЮ»

  1. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

воспитатель показывает детям,  как при помощи рук можно  получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои.

  1. «ТЕАТР ТЕНЕЙ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

воспитатель показывает детям персонажи сказок, а дети озвучивают героев.

  1. «УГАДАЙ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ»

ХОД: воспитатель показывает предметы, а  дети по тени узнают, что это.

  1. «ПОЧЕМУ ЖЕЛЕЗО ТОНЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

дать детям возможность самостоятельно поэкспериментировать с металлическими предметами и сделать вывод, почему же металлический «корабль» плавает.

«ВОЗДУХ»

  1. «ГДЕ ЖИВЕТ ВОЗДУХ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Сделать глубокий вдох и выдохнуть на руку.
  2. Положить мелкие кусочки бумаги на край стола и взмахнуть листом бумаги над ними.
  3. Надуть воздушный шар, зажать конец и опустить в воду, разжав то, что сажали рукой.
  4. Взвесить на всех весах 2 шара. Надуть один шар и заменить пустой шар надутым.
  5. Опустить пустой перевернутый стакан вверх дном в воду (дно стакана должно быть параллельно дну емкости), потом наклонить стакан.
  6. «ПОЧЕМУ ЛЕТАЕТ ПАРАШЮТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

научить детей делать и запускать парашют. С помощью наблюдения за полетом игрушки сделать вывод, почему летает парашют.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

«ПАРАФИН»

  1. «ПОЧЕМУ ГОРИТ СВЕЧА»

ЦЕЛЬ: познакомить детей со строением свечи и свойством парафина – плавлением.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

рассмотреть с детьми устройство свечи, попробовать парафин на ощупь. Показать детям воск. Чем они схожи с парафином, а чем отличаются? Рассмотреть горящую свечу. Почему она горит? Если плавленый парафин капнуть в воду, что с ним произойдет? А если парафин опустить в горячую воду, что с ним случится?

 

«ПАРАФИН»

  1. «РИСОВАНИЕ ПО ВОСКУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

дать детям кусочки свечи, краски и познакомить с техникой рисования по воску.

  1. «ЧЕРНИЛА ИЗ ЛИМОНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

сок из лимона выдавить в чашечку с водой. Ватной  палочкой написать слова с помощью «чернил». Технология проявления «невидимых чернил».

 

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

«ФОКУСЫ»

  1. «ПОЮЩИЙ БОКАЛ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

взять за ножку бокал из тонкого стекла. Указательный палец свободной руки смочить водой и, надавливая на края бокала, водить пальцем по его краям. Вы услышите, как бокал «запоёт».появление звука зависит от силы нажатия, поэтому придется поэкспериментировать.

  1. «ВОЛШЕБНЫЕ ВЕТОЧКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

надо приготовить соляной раствор: на 2 л воды 1, 5 кг соли, закипятить его и остудить. В приготовленный раствор опустить  срезанные  веточки деревьев или кустарников.  При остывании раствора соль начнет осаживаться на веточках. Кода вытащить из воды веточки, они будут, словно обсыпаны инеем.

«ФОКУСЫ»

  1. «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

в банку налить обычную воду, накрыть крышкой. Сказать волшебные слова и встряхнуть банку, вода поменяет цвет. Не забудьте на дно крышки насыпать красящие вещество (пищевой краситель).

  1. «ШИПЯЩАЯ ВОДА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

 в стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и размещать, потом влить ложку уксуса. Вода мгновенно зашипит. Пищевая сода вступила с уксусом в реакцию, и выделился углекислый газ.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ»

  1. «ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей с тем, что все живые организмы дышат, как и человек. Сколько времени без воздуха проживет растение? Поры, через которые дышит растение, закупориваются. Дети наблюдают, как через какое время лист засохнет, делают выводы.

  1. «СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Для эксперимента берут 2 одинаковых растения. Одно из них накрывают колпаком, не пропускающим свет. Через 2 недели снимают колпак и смотрят, что произошло с растением.

«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ»

  1.  «ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: эксперимент лучше проводить в зимнее время. С прогулки приносят веточки растений и ставят в воду у батареи, между стеклами окна. Наблюдают, что происходит с веточками на улице, у батареи и между стекол. Делают вывод: где тепло, там появляются листики.

  1.  «ГДЕ РАСТЕНИЮ ЛУЧШЕ ЖИТЬ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

 Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну – в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

«ВОДА»

  1. «ПОЧЕМУ ПТИЦЫ ПЛАВАЮТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Рассмотреть перья разных птиц. Чем они отличаются и в чем сходство? Опустить  перья в воду. Почему они плавают. Положить на воду тонкий лист бумаги и понаблюдать, что с ним происходит. Потом смазать лист жиром и тоже опустить на воду. Птицы плавают, потому что  их перья смазываются жиром.

  1.  «ЧТО ТАКОЕ ПАР»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Над кипящей водой подержать холодный предмет и понаблюдать, что будет, происходит на его поверхности. Пар  - это новое состояние воды. При охлаждении из пара получается вода.

«ТКАНЬ»

  1.  «ИЗУЧАЕМ ТКАНЬ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Предложить детям несколько видов ткани. Что делаем с тканью? Пробуем на ощупь, мнем, рвем, режем ножницами. Рассказать из какой ткани, какую одежду шьют.

«БУМАГА»

  1.  «РАЗНЫЕ ВИДЫ БУМАГ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Собрать коллекцию бумаги и познакомить детей с ее разновидностями. Рассказать, как изготавливают бумагу.

«САХАР»

  1. «РАСТВОРЕНИЕ САХАРА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: спросить детей, что происходит сахаром, если его опустить в воду? Сравнить, в какой воде (горячей или холодной) быстрее растворяется сахар.

  1. «ПЛАВЛЕНИЕ САХАРА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: над свечой подержать ложку сахаром. Что происходит? Раскаленный сахар вывалить в емкость. Что с ним происходит? Попробовать на вкус. Где используется такое свойство сахара? (в пище) Жженый сахар используют как лекарство при приступах кашля.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

«ПЕСОК»

«ДВИЖУЩИЙСЯ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крышкой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить туда трубочку. Подуть в трубочку и понаблюдать, что происходит в бутылке.

«ПЕСОЧНЫЙ ЗАМОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Мокрый песок может выливаться из ладошек тонкой струей. Если ладошки держать над одним местом, то из струйки можно получить конус, который будет похож на замок. При высыпании песок твердеет, и получится крепкая постройка.

«А МЫ СЕЯЛИ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем отличается просеянный песок от непросеянного.

«ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмечая время по часам: одеваться, спеть песенку и т.п.

 «ВЕТЕР»

«ИГРУШКА-ВЕРТУШКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра.

«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра.

«КАМЕШКИ»

«РАЗНЫЕ КАМЕШКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков выложить узор. Узнать плавают ли камешки? Какой у них цвет у сухих и мокрых?

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

«ВОДА»

«ВОДА  НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой?

 «ВОДА  НЕ ИМЕЕТ ВКУСА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Дать детям попробовать на вкус  воду. Какой у нее вкус? Потом в стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора? Потом в один стакан бросить соль, в другой стакан с водой капнуть сок лимона.

«ВОДА НЕ ИМЕЕ ЗАПАХА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В стакан с водой добавляются вещества, имеющие резко выраженный запах (приятный), и  сравнивают запахи.

«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В стакан с водой добавить красящие вещества или гуашь и понаблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются красящие вещества.

«КАП-КАП-КАП»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Понаблюдать за таянием сосулек. Как  можно получить каплю, только не из сосульки? Какая форма у капли? Какой звук издает капля, когда падает? Сочините музыку капли и сыграйте на металлофоне.

«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: поставить веточку (с дерева) в вазу с водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет происходить с веточками.

«ЗЕРКАЛО»

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика.

 «ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЗЕРКАЛЕ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находиться в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

«ПЕСОК»

«Я ПЕКУ, ДЕТКАМ ВСЕМ ПО КОЛОБКУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы.

 «СЫПУЧИЙ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно  нарисовать струйкой песка.

«СНЕГ»

«РАЗНЫЕ НОЖКИ ТОПАЮТ ПО СНЕЖНОЙ ДОРОЖКЕ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

«ЛЕДЯНАЯ ГОРКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: при помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

«СНЕЖНЫЙ ГОРОДОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.

 «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

на прогулке воспитатель делает с детьми фигуры из снега (снеговики, черепашки, пирожки), затем разноцветной водой раскрашивают фигурки.

«МАГНИТ»

«СВОЙСТВА МАГНИТА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: показать детям, как магнит притягивает металлические предметы (не забывайте про технику безопасности).

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

«ВОДА»

«КОРАБЛИКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей сл свойствами плавающих предметов. Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.

 «НЫРКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек. Детям раздают тениссные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить  в воду.  

«СОБЕРЕМ ВОДИЧКУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

 «ПЕНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая венчиком  воду, получаем пену. В такой воде можно купать куклу.  

 «БУМАГА»

«РВЕМ БУМАГУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию.

«БУМАЖНЫЕ КОМОЧКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей с новым свойством бумаги – скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки.

«СОЛНЦЕ»

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: показать детям как можно играть с солнечным зайчиком.  В группе или на участок,  дать детям зеркало и показать как пускать солнечного зайчика. Игры  с солнечным зайчиком.

«ТЕНЬ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей со свойством солнечного света. Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТЕКЛЯШКИЬ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Рассказать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

«ПЕСОК»

«МЕЛЬНИЦА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.

«ИГРУШКИ ДЛЯ ПЕСКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Показать детям, как пользоваться игрушками для получения практического опыта. Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать, испечь пирожки.

 «СУХОЙ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Воспитатель предлагает взять сухой песок в руки и слепить лепешку. Что происходит? Что надо сделать, чтобы слепить пирожок для куклы?

«ПЕНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая венчиком  воду, получаем пену. В такой воде можно купать куклу.  

«СНЕГ»

«СВОЙСТВА СНЕГА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей со свойствами снега, как он лепится. Снег лепится, из него можно сделать «колобок», горку, и потом катать с горки на санках куклу.

«СЛЕДЫ НА СНЕГУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных.

«СНЕГ ТАЕТ…»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

На прогулке набрать с детьми в ведерко снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом.

«ВЕТЕР»

«ИГРЫ С СУЛТАНЧИКАМИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: есть такая игрушка – султанчик, которую ветерок приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, поиграть с ними.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

«ВОДА»

«СВОЙСТВО ВОДЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей со свойствами воды. Воспитатель приносит в группу большую чашку наливает в нее воды и предлагает детям потрогать её. В воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли.

«РЫБАЛКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: показать детям как пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком. Дети повторяют.

«ШАРИКИ В ВОДЕ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель бросает в чашку с водой, шарик и показывает, как его можно выловить черпаком.  Предлагает детям бросить шарики и самостоятельно достать их черпаком. Детям напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.

«ВОДА ИЗ КРАНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли помыть руки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду.

«ПОМОЕМ ИГРУШКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель показывает, как надо мыть игрушки (посуду) для кукол. Потом поручает это детям. Напоминает, что делать это надо аккуратно.

«РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки капается гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску – превращается из прозрачной в разноцветную. Можно бросит в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Вывод – окрашенная вода непрозрачна.



Предварительный просмотр:

  • Наверняка ваш малыш, как и все ребятишки, любит все таинственное и загадочное, изучает мир всеми возможными способами и задает множество вопросов об окружающих его предметах и явлениях.
  • Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь существует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на кухне. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования, большинство из них юный экспериментатор может делать сам, руководствуясь мамиными инструкциями, но, конечно, под ее наблюдением.
  • Это не только поможет занять малыша на некоторое время, такие почти научные эксперименты – не просто развлечение. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
  • Особенно, если мама не спешит делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ самому. И пусть ответы и выводы не всегда верны, не это важно. Самое главное не ответ, а вопрос и поиск ответа на него.

Этим вопросом не следует пренебрегать никогда, особенно если речь идет о любопытном и шустром малыше. Опуская тему безопасности на кухне вообще, хочется сказать пару слов об «инструктаже» самого ребенка перед началом экспериментов. Это необходимо сделать даже тогда, когда все компоненты ваших опытов совершенно безопасны.

Именно с инструктажа по технике безопасности начинается работа в любой лаборатории, а ведь ваша кухня на некоторое время превращается в самую настоящую лабораторию. Непременно расскажите об этом малышу. Обратите его внимание, что работать в лаборатории нужно в специальной одежде. В подтверждении своих слов выдайте крохе кухонный передник. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

Все наши сегодняшние опыты совершенно безвредны и не содержат опасных веществ (исключение составляет лишь йод). Но малыш с самого начала своей исследовательской деятельности должен четко знать правила работы с ними. Не запугивание, а разумная предосторожность должна лежать в основе вашей беседы. Когда подготовительная работа проведена, можно приступать непосредственно к экспериментам.

Самые простые и доступные физические опыты можно проделать с обычной водой. Прежде чем приступать к опытам, поговорите с малышом о воде как природном веществе. Вспомните, где можно встретить воду (реки и моря, дождь и капельки тумана, снег и лед, роса и сок растений), для чего она нужна и была бы возможна жизнь на планете, если бы вода вдруг исчезла. Спросите у малыша, есть ли у воды цвет, чем она пахнет, какая на вкус. Не отвечайте за него, пусть он сам сделает маленькое открытие, определив, что вода прозрачна и не имеет ни вкуса, ни запаха. Если кроха еще не знаком с агрегатными состояниями воды, проведите такой простой эксперимент. 

Опыт первый. Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед – это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.

Опыт второй. Наберите в тарелку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке тарелки и оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, малыш сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. А вот почему в первом случае вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней, пусть малыш подумает сам. Если он отыщет связь между испарением и температурой, вы можете по праву гордиться своим маленьким физиком. Теперь, опираясь на новые знания крохи, можно объяснить ему и что такое туман, и почему на морозе изо рта идет пар, и откуда берется дождь, и что происходит в джунглях, когда после тропического ливня выглядывает жаркое солнышко, и много-много других потрясающе интересных явлений.

Опыт третий. Теперь поговорите с малышом о некоторых свойствах воды. С одним из них он хорошо знаком и сталкивается практически ежедневно. Речь пойдет о растворении. Спросите у крохи, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой. Сахар исчезает. Совсем исчезает? Но ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. Но все ли вещества будут точно так же растворяться в воде? Дождитесь ответа ребенка, а потом предложите проверить свой ответ экспериментально. Налейте в баночки или стаканчики теплую воду, выдайте малышу всевозможные безопасные вещества (сахар, соль, пищевую соду, крупы, растительное масло, «куриные» кубики, муку, крахмал, песок, немного земли из цветочного горшка, мел и т.п.), и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает соответствующие выводы. Это увлечет юного исследователя надолго. Вы же тем временем можете спокойно заниматься кухонными делами, присматривая за малышом и, при необходимости, помогая советами. Для того чтобы ребенок убедился, что растворенное вещество действительно никуда не исчезает, проведите с ним такой опыт.

Опыт четвертый. В столовую ложку наберите немного жидкости из того стакана, куда малыш перед этим насыпал соли. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. Покажите малышу оставшийся в ложке белый порошок и поинтересуйтесь, что это такое. Остудите ложку и предложите ребенку попробовать порошок на вкус. Он легко определит, что это соль.

Опыт пятый. Теперь сделаем следующее. Возьмите два стакана, налейте в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей (не кипяток, чтобы малыш случайно не обжегся). Положим в каждый стакан по столовой ложке соли и начнем размешивать. Чтобы малыш сделал правильные выводы, очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды. Я не зря обращаю на это ваше внимание. Это касается не только данного эксперимента, но и всех других. Детская логика – штука интересная и непредсказуемая, малыши мыслят совсем иначе, чем взрослые. И то, что для нас очевидно, для них может выглядеть совершенно по-другому.  Так что пусть уж сами и мешают в обоих стаканах. Тогда увидеть зависимость скорости растворения от температуры будет гораздо проще…

Если вы готовите яичницу на завтрак, а вездесущий малыш крутится под ногами, выдайте ему два куриных яйца, одно сырое, второе вареное, и предложите, не разбивая, определить, где какое. Подскажите, что яйца нужно вращать на столе. Пока малыш будет занят этим увлекательным делом, вы вполне успеете закончить приготовление завтрака. А потом объясните крохе, почему вареное яйцо легко и быстро вращается, а сырое – делает один-два неуклюжих оборота и замирает. Не стоит рассказывать о центре тяжести, вряд ли малыш это поймет. Просто скажите, что внутри сырого яйца желток и белок болтаются, мешая яйцу раскрутиться. А вот твердое содержимое вареного яйца позволяет ему легко вращаться.

Выдайте малышу пол-литровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Предложите малышу высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).

Опыт первый. Если именно сегодня вы решили испечь торт, значит, самое время продемонстрировать малышу завораживающую реакцию между содой и уксусом. Если вспомнить школьный курс химии, она называется реакцией нейтрализации, потому что в ее процессе кислота и щелочь нейтрализуют друг друга. Налейте в миску 2-3 столовые ложки уксуса, добавьте чайную ложку соды. Бурное шипение и пена не оставит равнодушным ни одного кроху. Можете рассказать ребенку, что появившиеся пузырьки – это углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем и который необходим для дыхания растениям. Именно благодаря углекислому газу наш торт или пирог получается таким пышным и воздушным: пузырьки проходят сквозь тесто и разрыхляют его. А еще углекислый газ мы пьем вместе с газированной водой, это он превращает обычную воду в «колючую».

Опыт второй. Опыт с содой и уксусом можно превратить в суперзрелищное шоу, сделав с их помощью модель вулкана. Но сначала нужно вылепить из пластилина сам вулкан. Для этих целей вполне подойдут пластилин, уже однажды использованный, оставшийся после детских творческих изысканий. Разделим пластилин на 2 части. Одну половину расплющим (это будет основание), а из другой слепим полый конус размером со стакан с отверстием вверху (склоны и жерло вулкана). Соединим обе части, тщательно скрепляя стыки, чтобы наш вулкан получился герметичным. Переносим «вулкан» на тарелку, которую помещаем на большой поднос. Теперь приготовим «лаву». Насыпаем внутрь вулкана столовую ложку питьевой соды, немного красного пищевого красителя (сойдет и свекольный сок), вливаем чайную ложку жидкости для мытья посуды. Последний штрих: малыш вливает в «жерло» четверть стакана уксуса. Вулкан тут же просыпается, раздается шипение, из «жерла» начинает валить ярко окрашенная пена. Эффектное и незабываемое зрелище! Если лепить вулкан из пластилина неохота, можно соорудить вулканический конус из бумаги или картона, а внутрь поместить стеклянную бутылку. Подобные эксперименты производят на малышей неизгладимое впечатление.

Опыт третий. Наверняка понравится крохе и такой опыт, который можно показывать приятелям или бабушке с дедушкой как настоящий фокус. Основан он все на той же реакции между содой и уксусом. Приготовьте небольшой надувной шарик. Желательно, чтобы он легко надувался (проверьте это заранее). Держите шарик наготове. Растворите 2 чайные ложки соды в 3 столовых ложках воды и влейте раствор в стеклянную бутылку. В эту же бутылку налейте четверть стакана уксуса. Теперь быстро наденьте на горлышко шарик и закрепите полоской скотча (все должно быть под рукой). Выделяющийся в процессе реакции углекислый газ будет надувать шарик.

Опыт четвертый. А следующий опыт может иметь для крохи не только познавательное, но и воспитательное значение. Возьмите сырое куриное яйцо, положите его в пол-литровую банку и залейте столовым уксусом. Закройте банку крышкой и оставьте на сутки. Затем вытащите его и попробуйте сжать в руках. Скорлупа станет мягкой и гибкой. Расскажите малышу, что уксус растворяет минералы, содержащиеся в яичной скорлупе (а именно они придают скорлупе прочность). Если 3-4 дня подержать в уксусе куриную косточку, она тоже станет мягкой. Примерно так же действует на эмаль наших зубов кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости. Так что для маленьких упрямцев, не желающих чистить зубки, этот опыт будет очень показательным.

Опыт пятый. Если летом малыш изрисовал на асфальте не все мелки и один кусочек сохранился, он пригодится нам для зрелищного опыта. Опустите его в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Главное, чтобы это фантастическое исчезновение не закончилось слезами маленького экспериментатора. Часто малыши нежно привязаны ко всяким мелочам, вроде огрызков карандашей, мелков, всевозможным тряпочкам и коробочкам. К сожалению, растворившийся мелок назад уже не вернешь. Так что лучше обсудить этот момент с малышом до начала эксперимента.

Опыт первый. А теперь давайте заглянем в холодильник и посмотрим, не найдется ли там чего-нибудь подходящего для наших опытов. Если там отыщется яблоко и лимон, проделайте с ними следующее. Разрежьте яблоко пополам, положите его срезами вверх на блюдце и предложите малышу выдавить немного лимонного сока на одну из половинок. Малыша наверняка удивит тот факт, что через несколько часов «чистая» половинка яблока потемнеет, а та, что была «защищена» лимонным соком, останется такой же белой. Мы, взрослые, знаем, что потемнение происходит из-за окисления железа, содержащегося в яблоке кислородом воздуха. А аскорбиновая кислота, содержащаяся в лимонном соке, – природный антиоксидант, замедляющий процессы окисления. Расскажите малышу, что в яблоках есть множество очень полезных веществ, в том числе и железо. Конечно, сколько ни жуй яблоки, кусочки привычного для нас железа там не отыщешь, но железо там все-таки есть в виде очень маленьких, не видимых глазу частичек. Когда эти крошечные частички железа соприкасаются с воздухом, точнее, с кислородом воздуха, они начинают темнеть. Чтобы малышу стало понятно, что происходит, сравните потемнение яблока с ржавчиной.

Опыт второй. Займите малыша еще одной интересной забавой с лимоном. Выдавите в пиалу немного сока лимона, выдайте ребенку белый лист бумаги и ватную палочку и предложите написать письмо для папы или что-нибудь нарисовать. Дайте рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагрейте лист бумаги над настольной лампой или паром. Надпись не заставит себя долго упрашивать и станет заметной. А еще можно написать «тайное» письмо обыкновенным молоком. Бумагу с молочными «чернилами» высушите, а затем как следует, прогладьте горячим утюгом. На бумаге проступят коричневые буквы. Иногда бывает так, что «лимонное» письмо плохо проявляется на пару. Тогда его тоже имеет смысл прогладить утюгом. Если идея малышу понравится, можно бесконечно долго писать друг другу засекреченные послания.

  • Кстати, вы уже показывали малышу цветную реакцию между обычным картофельным крахмалом и йодом?
  • Берем белую крахмальную взвесь или крахмальный клейстер, капаем капельку коричневого йода и получаем замечательное темно-синее окрашивание. Ну, разве не чудо? Вот вам и еще один способ написать «секретное» письмо.
  • Вместе с малышом приготовьте крахмальный клейстер: чайную ложку крахмала разведите небольшим количеством холодной воды и, интенсивно размешивая, залейте кипятком из чайника. Смесь загустеет и станет прозрачной. Окунаем в клейстер ватную палочку, зубочистку или кисточку и пишем на бумаге. Проявителем в данном случае выступит уже знакомый нам йод.
  • К 4-5 чайным ложкам воды добавьте половину чайной ложки йода и с помощью поролоновой губки слегка смочите этой смесью бумагу. Йод вступит в реакцию с крахмалом, и наша невидимая надпись посинеет.

  • Наверное, кристаллы в детстве выращивали, если не все, то многие. Давайте теперь проделаем этот красивый и интересный опыт вместе со своим малышом. Он не требует много времени на подготовку, зато будет занимать внимание крохи достаточно долго. Очень красивые кристаллы получаются из медного купороса. Но, в силу особой ядовитости этого вещества, для детских опытов он нам не подойдет. Для начала попробуйте вырастить кристалл из обыкновенной соли.
  • Нам понадобится литровая банка, на две трети наполненная горячей водой. Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться. Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Среди кристалликов соли выберите самый крупный и привяжите его к капроновой нитке. Работа эта тонкая, так что делает ее мама, а малыш, затаив дыхание, наблюдает. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы малыш мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет. Рост кристалла – дело небыстрое.
  • Постепенно на нашей солевой крупинке будут оседать кристаллики соли, и она будет увеличиваться. Недели через две зрелище будет достаточно впечатляющим. Если привязать кристаллик соли на нитку не получилось, попробуйте опустить в раствор металлическую канцелярскую скрепку или гвоздик. Прикрепляются они аналогично. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже попробовать.

  • Если эти и им подобные самые первые, самые простые опыты захватят малыша, можно пойти дальше.
  • В продаже есть и литература на эту тему, и наборы приспособлений и реактивов для юных физиков и химиков.
  • Исследовательский интерес, если он возникнет, нужно непременно поддерживать и развивать. В дальнейшем он сослужит малышу хорошую службу. И может быть маленькая домашняя лаборатория на кухне ли, в детской, на балконе, на даче станет началом больших и серьезных экспериментов вашего замечательного ученого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов для детей 3–4 лет

Картотека опытов для детей 3–4 лет...

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие для педагогов  "Картотека опытов"...

Картотека опытов для детей младшей группы.

Представлены конспекты опытов с детьми младшей группы на учебный год по ознакомлению со свойствами воды, песка, глины, воздуха и природных материалов....

Картотека опытов для детей 2-3 лет

Об экспериментальной деятельности как основе для развития интеллектуальных и исследовательских способностей детей....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...