Синдром дефицита внимания и гиперактивности
консультация на тему

Наталья Сергеевна Долганова

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ)— неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_defitsita_vnimaniya_i_giperaktivnosti.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ)— неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

Классификация

Выделяют три типа расстройства: случаи с дефицитом внимания (СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ), гиперактивностью и импульсивностью (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г), и смешанный тип (СДВГ-С), который включает в себя все три симптома.

Распространённость

Это расстройство присутствует у 3–5 % людей, включая как детей, так и взрослых.СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространённость среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза.

Определение и диагностические критерии

СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ.

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. 

Невнимательность:

Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

Легко отвлекается на посторонние стимулы.

Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал) и т.д..

Гиперактивность

- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

- Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

- Часто бывает болтливым.

- Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

- Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры) и д.р..

Лечение синдрома дефицита внимания у детей

   Лечение данного заболевания проводится комплексно и включает в себя психотерапевтические методы, а также педагогическую и нейропсихологическую коррекцию.

   Медикаментозное лечение применяется только в очень тяжелых случаях, поскольку риск развития побочных эффектов достаточно велик.

   Главную роль в лечении ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью играют родители. Именно от их поведения зависит успех исцеления.  

Корректируя поведение ребенка, родители должны придерживаться следующих рекомендаций:

- разработайте систему вознаграждений: за свои достижения ребенок может получать какие-либо знаки отличия (звезды, галочки). По достижению определенного количества знаков его можно премировать игрушкой, походом в зоопарк и т.д.;

- позвольте ребенку выбрать домашние дела, которые он должен выполнять каждый день: выносить мусор, гулять с собакой;

- составьте вместе с ребенком распорядок дня, четко придерживайтесь обозначенных в нем пунктов;

- по возможности заведите домашнее животное. Собака или кот успокаивает ребенка, воспитывает в нем чувство ответственности;

- дайте ребенку возможность расходовать накопившуюся энергию, в этом помогут занятия спортом, длительные прогулки на свежем воздухе;

не позволяйте ребенку долгое время играть в компьютерные игры и засиживаться перед телевизором;

сохраняйте спокойствие в любой ситуации, ваше поведение должно быть примером для ребенка.

Причины СДВГ

Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

Общее ухудшение экологической ситуации.

Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.

Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).

Угрозы выкидыша.

Хронические заболевания матери.

Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.

Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.

Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.

Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Генетические факторы.

Многие взрослые, у которых СДВГ не был выявлен в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.

Инструкции учителя должны быть чёткими и немногословными; тон учителя - нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку.

Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребёнком чуть аккуратнее, чем предыдущая.

Проверка знаний обучающихся с СДВГ в начале урока.

Избегание категоричных ответов.

Объяснение учебного материала ребёнку отдельно (при необходимости).

Соблюдение чётких временных интервалов начала и окончания  урока, недопустимость лишения активного отдыха на перемене в качестве наказания.

Организация чёткого контроля над выполнением ребёнком заданий: регулярная проверка тетрадей, дневника.

Смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка.

Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов.

Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности ребёнка: раздать тетради, стереть с доски).

Развитие навыков самоконтроля.

Обучение ребенка навыкам планирования своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.

синдром  дефицита  внимания и гиперактивность у детей....

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.

В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...