Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Консультация для родителей на тему "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников"

    Ахмадиева Гульфия Раифовна

    Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника. В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие  переход к новой более высокой стадии развитии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_rod-ey_znachenie_syuzhetno.docx23.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида № 84»

    Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

    Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников

    (консультация для родителей)

                                                                          Составила:

    воспитатель МБДОУ №84

                                                                                 Ахмадиева Г.Р.

            

    г. Нижнекамск

    Республика Татарстан

          Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

         Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и другие) называли дошкольный возраст возрастом игры. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

        Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он – участник интересных и привлекательных событий.

       Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

       Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности - просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

         Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми, на это указывают А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. Это -  основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

        Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками в классе.

       В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

       Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

        Таким образом, в связи со всем выше сказанным, уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

       Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного    возраста;    в    ней    развиваются   действия    в    представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

          Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

         Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).  Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его

    личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

    Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

    Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

         Каковы основные требования к игре:

    1. Первым требованием к сюжетно-ролевой игре является действие во внутреннем воображаемом плане (использование игровых предметов-заменителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.

    2.Сюжетно-ролевая игра требует от ребёнка определённой ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена на их воспроизведение (соподчинение социальных ролей).

    3. Реальные взаимоотношения между играющими детьми требуют согласования действий. На первых порах такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия, которое становится исходной формой в развитии у детей «качеств общественности», то есть качеств, обеспечивающих определённый уровень общения.

    Дошкольный возраст - благодатный период в развитии человека, когда формируются нравственные чувства, первые представления о нравственности, хороших и плохих поступках.

       Нравственное воспитание по своей сути активный процесс в котором задействован и взрослый и ребёнок. Формирование нравственной активности у детей дошкольного возраста возможно посредством использования педагогических ситуаций, образца поведения, педагогической оценки, художественной литературы, игры. Наиболее эффективным средством является сюжетно-ролевая игра.

        Опираясь на современные психолого-педагогические данные о структуре нравственной активности определено содержание нравственной активности детей пяти лет в сюжетно-ролевой игре: стремление подражать морально-ценным образцам поведения, способность эмоционально воспринимать и понимать несложную этическую ситуацию, оценивать моральный поступок сверстника и свой собственный, осознавать свои возможности в разрешении несложной этической ситуации в рамках правил игры, инициативность и готовность к её разрешению в интересах достижения личного и коллективного успеха в игре с соблюдением норм справедливости и взаимопомощи.

       Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей -получить роль, игрушку.

        Необходимо научить детей видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре, то есть научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Необходимо научить детей использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника, чтобы они сами могли оценить отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя.

        Правила:

    1. При выборе темы всем вместе договариваться о будущей игре. Пусть каждый предложит тему игры или поддержит товарища. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей не соглашается с остальными ребятами, надо объяснять ему, что нужно согласиться, иначе игра не получится. В следующий раз, возможно, будет принято именно его предложение как наиболее интересное.

    2. При распределении ролей следует помнить, что главные роли выполняются по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить, чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным при выборе товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает нечестно, объяснять ему, что нужно играть по очереди.

    3. При обсуждении хода игры (сюжета) следует внимательно выслушивать всех участников. Принимать наиболее интересное предложение. Если кто-либо из детей не соглашается с остальными и настаивает на своём предложении, объяснить ему правило выбора сюжета.

    4. При распределении игрушек игрушки брать такие, которые нужны для исполнения роли. Можно разделить их поровну. Если игрушка одна, а играть ею хотят многие, то устанавливается очерёдность между желающими.

    5. Воспитывать умение самостоятельно решать конфликты. Дети должны быть справедливыми в игре,соблюдать её правила. Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему уступить в споре, потому что он не прав.

    6. В ситуации нарушения обще социальных норм поведения, надо обратить внимание на необходимость соблюдения всех правил. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

    7. Всегда надо обращать внимание на «одиноких детей». Если рядом кому-то из ребят грустно,скучно, то поговори с ним, поиграй. В следующий раз, может быть, и тебе кто-то поможет.

       Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.

    Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

    Игра учит нас:

    - говорить с ребёнком на его языке;

    - преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);

    - оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

    - открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

    - любить детей такими, какие они есть.

    Играя, мы можем научить детей:

    - смотреть на себя со стороны глазами других людей;

    - предвидеть стратегию ролевого поведения;

    - делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:

    - стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;

    - доверять друг другу.

    Список литературы

    1.  Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс.

    2.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1996.

    3.    Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. -М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

    4.  Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.

    5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996.

    6.   Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»

    Консультация для родителей на тему:«Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»...

    Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

    Устное  народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе...

    Консультация для родителей на тему: «Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»

    Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе с компьютером....

    Консультация для родителей на тему: "Сюжетно - ролевая игра в жизни дошкольника"

    Консультация дляродителей на тему "Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника"...

    Консультация для родителей на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"

    Консультация на тему "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"...

    Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

    Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника». ...